Исправление нарушенного произношения звука [Ш].
❗️Начинаем с подготовительных упражнений.
При заменах звуков подбираем комплекс артикуляционной гимнастики, развиваем фонематическое восприятие и развиваем речевой выдох.
При отсутствии и искажении звуков подбираем комплекс артикуляционной гимнастики, речевой выдох и, при необходимости, делаем массаж. Обычно подготовительные упражнения продолжаем выполнять параллельно с постановкой звуков.
1️⃣ Вы можете попробовать поставить звук по подражанию.
Вместе с ребенком садитесь пред зеркалом и показываете правильную артикуляцию звука [Ш]. Объяснить ребенку, что для того, чтобы научиться произносить звук [Ш] язык должен быть широким и поднят к передней части твердого неба, расстояние 4-5 мм между резцами, струя воздуха сильная, теплая, т.к. воздух расходится по всему языку (нет желобка) и успевает за время движения во рту нагреться. Звук «ш» произносится удлиненно и напряженно. Демонстрируем это, держа руку ребенка около губ.
2️⃣. По подражанию с введением игровых приёмов:
- Как шипит змея? ш-ш-ш;
- Воздух выходит из насоса: ш-ш-ш;
- Листья шелестят: ш-ш-ш, и т.д.
3️⃣ От опорных звуков.
Для звука [Ш]» это звуки [Т] и [С]. Звуки [Т] и [Ш] образованы подъемом языка кверху. Звуки [Ш]» и [С] – щелевые, т.е. одинаковые по способу образования.
Отрабатывая звук [Т], мы добиваемся умения поднимать язык кверху, а отрабатывая [С] мы учим распластывать язык и формируем сильную, направленную воздушную струю. Далее просим ребенка приоткрыть рот, губы округлить, чуть выставить вперед, поднять язык к твердому небу и пустить «ветерок» по языку.
4️⃣ От артикуляционного уклада.
«Чашечка». Рот открыт. Губы округлены и вытянуты вперёд. Язык поднят вверх и принимает положение в форме «чашечки». Просим ребёнка плавно выдувать воздух.
5️⃣ Механическим способом.
а) Попросить ребёнка открыть рот. Сделать упражнение «Грибок» (Ребёнок должен присосать язык к небу так, чтобы натянулась «уздечка», а кончик языка поднят за альвеолы). Логопед подкладывает ребёнку под язык свой большой палец в горизонтальном положении. Следить, чтобы палец прижимал среднюю часть языка к небу. Попросите ребенка, набрать воздух, с силой его выдыхая, долго произносить звук «ш». Язык напряжен и пружинит. Щель регулируются логопедом за счет давления пальцем. Необходимо добиться долгого звучания. Это же упражнение выполнить с логопедом и без помощи взрослого, т.е. палец под язык подкладывает и прижимает сам ребенок. Далее палец убирается, ребёнок произносит звук без помощи пальца.
б) Необходимо применить специальный зонд, помогающий постановке звука [Ш]. Просим ребёнка произнести слог [СА] или пустить «ветерок» по языку, при этом заводим зонд под язык. Слышится звук [Ш] в слоге [ША].
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев