Забытый авиаконструктор Игорь Эрлих – ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС
Привет, друзья! Игорь Эрлих, как Миль и Камов, родом из Иркутска. Этот сибирский город, который стал Родиной трех выдающихся создателей вертолетной техники.
И если имена Миля и Камова у всех на слуху, то Эрлих – лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, почетный авиастроитель СССР – остается в тени. Между тем, его вклад в создание винтокрылых машин не менее значителен.
Игорь Эрлих (фото из книги С. Михеева "Мои учителя")
Игорь Эрлих (фото из книги Михеева С.В. "Мои учителя")
Родился Эрлих в Иркутске в семье немцев-выходцев из Западной Украины.
После окончания школы вместе с семьей переехал в Москву, где закончил самолетостроительный факультет в МАИ. Во время учебы он самостоятельно по университетским программам изучал математику, механику, физику. В 1947 году окончил вуз с отличием.
Эрлих с коллегами в ОКБ Камова (фото из книги С. Михеева "Мои учителя")
Свою профессиональную карьеру Эрлих начала в конструкторском бюро Яковлева. В 1951 года он был привлечен к созданию Як-24. Это был уникальный по тем временам 24-местный вертолет, в основу конструкции которого была заложена продольная схема.
В 1952 году Эрлих был командирован в Ленинград на завод No272. Здесь он организовал опытное производство Як-24 для проведения испытаний. Спустя 3 года эти машины были запущены в серию. Всего в СССР было выпущено 40 Як-24. На них установили 2 мировых рекорда.
Як-24 на работах по реконструкции кровли на Эрмитаже в Ленинграде, 1959 г. (фото из книги С. Михеева "Мои учителя")
В 1955 году Эрлиха назначили руководителем и главным конструктором филиала ОКБ-115 на Заводе No 272. Под его руководством были созданы различные модификации Як-24. Также им были разработаны системы внешней подвески грузов к вертолетам.
В результате в нашей впервые в мире были проведены вертолетные строительно-монтажные работы.
Як-24 на пассажирских линиях (фото из открытых источников)
В частности, Як-24 использовали при прокладке газопровода Серпухов – Ленинград (1957 г.), смене перекрытий Царскосельского Екатерининского дворца (1959 г.) и в других значимых инфраструктурных проектах.
В 1960 развитие продольного вертолетостроения в СССР было прекращено и больше не возобновлялось. Хотя впоследствии Эрлих прилагал большие усилия для реабилитации этого направления в авиастроении.
Проект вертолета Як-24 с радио-локационной станцией (фото из книги С. Михеева "Мои учителя"
В начале 1960-х годов Игорь Александрович по предложению Королева работал над проектом использования авторотирующего винта для посадки космических аппаратов на Землю, но эти идеи не был воплощены в реальности.
С 1960 по 1970 годы года Эрлих начал трудиться в качестве заместителя главного конструктора Н.И. Камова на Ухтомском вертолетном заводе. В этот период под его руководством были созданы, испытаны и внедрены в эксплуатацию вертолеты Ка-25 всех модификаций.
Ка-25 на палубе (фото из книги С. Михеева "Мои учителя")
Ка-25 – это противолодочный вертолет корабельного базирования. Он стал первым отечественным вертолетом, который изначально проектировался под боевое применение. Серийно эти машины стали выпускаться с 1965 года.
Всего их было выпущено около 460. Также при активном участии Эрлиха создавались первые отечественные авианесущие крейсеры «Москва», «Ленинград», «Грозный» и другие.
"Москва" с Ка-25 на борту (фото из книги С. Михеева "Мои учителя")
В 1968 году в Игорь Александрович с коллективом единомышленников в инициативном порядке начал разрабатывать проект нового вертолета В-50. Предполагалось создание специальной боевой машины сухопутного и морского базирования. Технические характеристики В-50 должны были быть кратно лучше, чем у Ка-25.
В частности, в два раза должна была увеличиться скорость вертолета – с 220 до 400 км/ч. В основу В-50 Эрлих предпочитаемую им продольную схему вертолета.
Ка-27 (фото из открытых источников)
По сути, В-50 противопоставлялся вертолету Ка-25-2, который в это же время создавался под руководством Камова. На этой почве между авиаконструкторами произошел конфликт, в результате которого Эрлих в 1970 году вынужден был покинуть Ухтомский завод. Работы по В-50 также были прекращены.
Игорь Эрлих (фото из книги С. Михеева "Мои учителя")
Ка-27 – это также вертолет корабельного базирования, который выпускался в противолодочной и поисково-спасательной модификации. До сегодняшнего дня он составляет основу отечественной морской авиации.
В дальнейшем на его базе были созданы транспортно-боевой вертолет для морской пехоты Ка-29 и гражданский многоцелевой вертолет Ка-32.
Облет Чернобыльской АЭС на вертолете, 1986 г. (фото из книги С. Михеева "Мои учителя")
В 1982 году С.В. Михееву, М.А. Купферу и И.А. Эрлиху за создание вертолета Ка-27 была присуждена Ленинская премия.
В 1986 году был принят на вооружение первый в мире вертолетный комплекс дистанционного обнаружения ядерного оружия морского базирования, созданный под руководством Эрлиха.
Во время облета Чернобыльской АЭС (фото из книги С. Михеева "Мои учителя")
В этом же году Игорь Александрович принял активное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Он возглавил наиболее сложные вертолетные работы с грузами на внешней подвеске.
Сам Эрлих участвовал в 48 полетах над разрушенным реактором. Всего в зоне Чернобыльской АЭС Эрлих проработал 76 дней. За это время он получил дозу облучения в 31 рентген.
Коллаж автора публикации
В 1987 году Игорь Александрович был награжден Государственной премией СССР. Скончался он 4 июня 1988 года в Москве.
Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ (https://ok.me/x0ui), чтобы не пропустить следующие публикации.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев