Привет, друзья! 95 % российского золота добывается в Сибири. «Золотая лихорадка» здесь началась во второй четверти XIX века. Этому процессу способствовали три важнейшие обстоятельства. Расскажем о них подробнее.
1. Золото для войны
Первой предпосылкой, как ни странно, стала Отечественная война 1812 года.
Она дорого обходилась Российской Империи. Для ведения боевых действий требовалось много золота. Ведь под предводительством Наполеона в поход на нашу страну отправилась большая часть Европы.
В отечественной историографии даже закрепился термин: нашествіе двунадесяти языковъ. В Россию вторглись войска, в составе которых, кроме французов, были подразделения, состоящие из немцев, итальянцев, австрийцев, поляков и многих других национальностей.
Форсирование многонациональной армией Наполеона реки Неман, по которой проходила граница Российской империи (французская гравюра, 1816 г.)
Чтобы скорейшим образом пополнить казну, правительство опубликовало указ, который разрешал предпринимателям, открывшим золотые и серебряные прииски, право распоряжаться ими по своему усмотрению.
Указ был составлен одним их сподвижников Михаила Сперанского — выдающимся русским государственным деятелем Андреем Дерябиным. В то время он руководил Департаментом горных и соляных дел и ставил перед собой целью поощрить частную инициативу и тем самым увеличить доходы казны.
«Предоставить всем российским подданным обыскивать и разрабатывать золотые и серебряные руды с платежом в казну с добытого золота и серебра подати натурою в количестве, равном взимаемому натурою же с выплавленной меди и с соблюдением разделения заводчиков, на имеющих пособие и не имеющих оного».
Так говорилось в этом законодательном акте. Другими словами, государство претендовало лишь на подати, которые владелец недр должен был уплачивать в казну исходя из количества добытых полезных ископаемых.
Портрет Андрея Дерябина
Также в указе определялось, что государство имело преимущественное право на выкуп извлеченных из недр драгоценных металлов.
2. Открытие россыпей
Второе событие, которое сделало доступными богатства Сибири, произошло на Урале, где горный инженер Лев Брусницын предложил новый метод добычи золота. Он заключался в промывке из золотоносного песка.
Россыпные месторождения были известны в России задолго до Брусницына, но добывать из них золото его в промышленном масштабе тогда еще не умели. Историки Л. Гейман и М. Сальцовский рассказывают об этом следующее:
«Специалистов (...) занимала лишь добыча рудного золота. Что же касается золота россыпного, то они считали, что все попытки его добычи из песков обречены на провал. Это ложное убеждение настолько укоренилось, что с 1806 г. вообще были прекращены всякие работы по извлечению золота из песков россыпей».
Памятник Андрею Дерябину в Ижевске
Еще один исследователь Валерий Морозов пишет о процессе добычи золота в России в начале XIX века так:
«Золотоносная руда добывалась подземным способом в шахтах, как правило, в темной штольне по колено в воде, и вручную доставлялась на поверхность на золототолчейную фабрику».
Затем «всякую руду нужно перво истолочь, и потом положа в лоток и налити воды и толкать в один конец, чтобы руда села на дно и потом воду слить, а материю высушить».
При такой технологии добыча одного золотника (4,26 грамма) металла обходилась в 10 рублей. Брусницын же вслед за Михаилом Ломоносовым предположил, что «золото по тяжести своей должно скатываться в долины», где его и надо искать.
Памятник Льву Брусницыну в Березовске
Будучи смотрителем Петропавловской фабрики Березовского завода Лев Иванович в 1814 году он на свой страх и риск предпринял несколько попыток промывки речных песков Березовске. И однажды ему улыбнулась удача.
Сам инженер рассказывал об этом: «Я беру из речки на пробу песку – и что же, какое счастие: во время накладки еще песку нахожу сам кусок золота в 8 1/2 золотников; промыв же взятый песок, одну тачку в 3 пуда, получаю золота 2 золотника».
«Вот была радостная для меня находка; это было все равно, что блуждающему в море и терявшему уже надежду вдруг попасть на берег. Тогда я, кажется, горы срыл бы земель и пустился отыскивать пески золотые. Эта находка решила все; с ней все сомнения вон».
Промывка золота на реке Березовка, начало XX века. Сто лет назад Л. Брусницын открыл этот метод. (Фото С. Прокудина-Горского)
К началу 1815 года Брусницын промыл 13 тысяч пудов песка и получил 3 фунта 2 золотника драгоценного металла. В итоге один золотник обошелся Брусницыну немногим дороже 2 рублей. То есть в пять раз дешевле рудного золота.
Это предопределило революцию в отечественной золотодобыче, на долгие годы сделав промывку рассыпного золота главным методом получения драгоценного металла.
3. Свободные земли
Еще одним фундаментальным основанием для начала интенсивной золотодобычи стало отсутствие здесь прав собственности на землю.
«Помещичья монополия на земные недра оказывала чрезвычайно отрицательное влияние на рост горнозаводского дела и золотого промысла в частности», — пишут по этому поводу Гейман и Сальцовский.
Самородки золота
Поэтому именно в Сибири, где не было собственности на землю в том же масштабе, что и в России, взошли первые семена, брошенные Андреем Дерябиным.
По мнению историков, первым старателем в этом регионе стал крестьянин-старообрядец Егор Лесной, который жил отшельником на озере Берчикуль в Томской губернии (ныне озеро находится в Кемеровской области).
В 1828 году на этой реке Сухой Берикуль Егор открыл рассыпное золото. Правда, место, где он его брал, промышленник держал в тайне. За что и был вскоре задушен неизвестно кем.
Право на его участок получил купец первой гильдии Андрей Попов, который вместе со своим дядей Феодотом Поповым решил вложиться в новое дело. Сведения об участке ему раскрыла воспитанница Лесного, которая жила в отшельничестве со старообрядцем на озере.
С этого момента в Сибири началась промышленная добыча золота. В следующем году прииск «1-я Берикульская площадь» дал своим владельцам около 25 кг золота. Еще через год — порядка 65 кг.
Томские купцы-золотопромышленники Феодот Попов и Иван Асташев (портет Ивана Попова не сохранился)
В 1831 году, как сообщает Википедия, Поповы владели уже более чем 120 приисками, которые находились в Коктебинском, Красноярском и Минусинском округах обширной Енисейской губернии.
Параллельно с ними в погоне за наживой в новую сферу деятельности устремились и другие предприниматели. В том же 1931 году уже более 30 приисков в Сибири принадлежало купцам Рязанову и Баландину, еще 15 – Асташеву.
В начале 1830-х годов во всей сибирской золотодобыче было задействовано около 200 человек. Спустя десятилетие в здесь уже работали несколько сотен поисковых партий. Их деятельность, кроме Западной Сибири, охватила и Восточною, и Забайкалье.
Так «золотая лихорадка» начала свое победное шествие по Сибири. С большей или меньшей степенью интенсивности она продолжается уже два столетия. Благодаря ей появились многие крупные российские состояния XIX века.
Поповы же после своего быстрого успеха вскоре покинули мир дольний. Феодот умер в Томске в 1932 году.
Племянник пережил его на год и скончался в Петербурге. Его могилу и сейчас можно найти в некрополе Александро-Невской лавры в северной российской столице.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев