Недолгая жизнь.
⠀
Як-42 – советский реактивный пассажирский самолет, разработанный конструкторами ОКБ Яковлева в середине 70-х годов.
Як-42 - одна из немногих машин Аэрофлота, которая в рекламе не нуждалась.
Достаточно назвать лишь тот факт, что на Як-42 установлено 9 мировых рекордов.
⠀
В одном из них самолет, предназначенный для ближних воздушных линий, без посадки преодолел расстояние от Москвы до Хабаровска.
И это тем удивительнее, что до создания его предшественника - Як-40 разработками многоместных пассажирских самолетов фирма вообще не занималась.
Как известно, ОКБ А.С.Яковлева специализировалось, в основном, на проектировании учебных, спортивных и военных самолетов-истребителей.
Время от времени создавались и небольшие пассажирские машины.
⠀
Машина предназначена для работы на маршрутах средней протяженности.
Первый полет Як-42 совершил в 1975 году, но его эксплуатация началась в 1980 году, серийное производство лайнера продолжалось до 2003 года.
За это время было выпущено 183 машины.
Производство было налажено на Саратовском и Смоленском авиационном заводе.
Самолет Як-42 находится в эксплуатации до сих пор, причем как в бывших советских республиках, так и в дальнем зарубежье: Иране, Кубе, Китае, Пакистане.
⠀
Лайнер создавался для замены устаревающих Ту-134 и ИЛ-18, однако этого так и не случилось.
Туполевские машины до сих находятся в эксплуатации (всего было построено 853 самолета Ту-134).
Да и Ил-18 еще можно увидеть не только в музее, но и в полете, не говоря уже о военных модификациях ИЛ-38.
Однако причиной неудачи стали не недостатки Як-42, а развал СССР и резкое сокращение закупок отечественной авиационной техники.
⠀
В целом же, Як-42 – это прекрасная машина, с отличными летно-техническими характеристиками и хорошей управляемостью, на счету этого самолета 9 мировых рекордов.
За время серийного производства и эксплуатации было разработано около 10 модификаций самолеты Як-42.
Конструкция лайнера была весьма современной (даже по мировым меркам) для начала 80-х годов.
Особое внимание инженеры уделили удобству пассажиров: салон Як-42 оснащен большими круглыми иллюминаторами, комфортабельными местами для пассажиров, отличной звукоизоляцией.
⠀
В начале 2000 годов в качестве замены Як-42 продвигался проект Sukhoi Superjet 100, но его, в связи с последними событиями, тяжело назвать успешным.
В начале 70-х годов в СССР было принято решение о создании нового пассажирского среднемагистрального самолета, предназначенного заменить устаревшие лайнеры Ту-134 и Ил-18.
Разработкой машины занялись конструкторы ОКБ Яковлева, в ходе работ активно использовался опыт, полученный во время создания самолета Як-40.
⠀
Была выбрана схема компоновки самолета, аналогичная лайнерам Ту-154 и Як-40 – с тремя двигателями в задней части машины и Т-образным хвостовым оперением.
За 2 года (1974-1976) было создано 4 прототипа нового самолета, один из которых даже имел специальный парашют для проведения испытаний выведения из штопора.
Первый прототип будущего лайнера имел стреловидность крыла 11°.
Изначально конструкторы планировали почти полностью повторить конструкцию Як-40 и установить на новый самолет практически прямое крыло.
Подобное конструкторское решение увеличивало подъемную силу самолета, что позволяло экономить топливо и увеличивало дальность полета.
Однако крыло с большей стреловидностью (особенно при более мощных двигателях) давало самолету лучшие скоростные характеристики.
⠀
Эскиз был представлен Брежневу и получил одобрение, что в тот период имело почти решающее значение.
После утверждения ОКБ Яковлева приняло решение уменьшить время разработки новой машины на один год.
В конце 1974 года была готова опытная машина, а в марте 1975 года она впервые поднялась в воздух.
Испытания проходили штатно, но скоростные характеристики машины были ниже ожидаемых – 680 км/ч на высоте 8 тыс. метров.
В Министерстве гражданской авиации требовали, чтобы новый лайнер имел крейсерскую скорость 700-800 км/ч.
Для достижения подобных характеристик в ОКБ Яковлева решили увеличить стреловидность крыла.
Изменения в конструкцию были внесены очень быстро: уже через несколько месяцев Як-42 с крылом новой формы (стреловидность была увеличена до 23°) принял участие в испытательных полетах.
Самолет получил отличные отзывы летчиков-испытателей, они отмечали прекрасную энерговооруженность новой машины, ее отличную управляемость, устойчивость и хорошие пилотажные качества.
В 1977 году Як-42 был показан на международной авиационной выставке во Франции в Ля Бурже.
⠀
Серийное производство нового самолета началось в 1977 году, но сертификат летной годности он получил только в 1980 году, тогда началась и его эксплуатация.
Серьезным ударом по проекту стала катастрофа 1982 года, в результате которой все, кто находился на борту, погибли.
После этой трагедии производство Як-42 было прекращено на 2 года.
Трагедия произошла 28 июня 1982 года под белорусским городом Мозырь.
У следовавшего на эшелоне Як-42 с бортовым номером 42529 Пулковского ПО Ленинградского УГА внезапно разрушился узел крепления стабилизатора и произошел его отрыв.
Все находящиеся на борту люди погибли.
Эта катастрофа стала серьезным ударом по ОКБ.
Полеты всех находящихся в эксплуатации Як-42 были немедленно прекращены, началось расследование.
Что привело к разрушению винта механизма управления стабилизатором - нарушение норм технической эксплуатации, или конструкторская ошибка, а может быть, сложились обе причины - достоянием гласности так и не стало.
⠀
«Яки» застыли под брезентовыми чехлами на стоянках базовых аэропортов.
Сказались и личные неприязненные отношения, сложившиеся между тогдашним Министром ГА СССР Бугаевым и А.С.Яковлевым.
В 1988 году началось производство новой модификации самолета – Як-42Д, которая имела большую дальность полета и увеличенный взлетный вес.
Эта машина поставлялась на экспорт.
В настоящее время из-за прекращения деятельность Саратовского авиационного завода обслуживание лайнеров Як-42Д больше не проводится.
⠀
Последний Як-42 был изготовлен в 2003 году.
В России эксплуатация этих самолетов продолжалась до трагедии, которая произошла 7 сентября 2011 года.
В этот день под Ярославлем разбился Як-42, на его борту находилась местная хоккейная команда «Локомотив».
В результате аварии погибли 44 человека.
После этого летного происшествия полеты всех Як-42 были приостановлены.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8