В ранний период Российского автомобилестроения конвейерный метод сборки не применялся и практически не был известен в стране. Автомобили собирались на стапелях, без механизации, с большим объемом ручных и подгоночных работ. Надо, однако, отметить, что значительный шаг вперед от кустарных методов производства совершил Русско-Балтийский вагонный завод. Его автомобильный отдел располагал к 1915 году 142 металлорежущими станками — это сравнительно большое количество, если учесть, что австро-венгерское предприятие «Лаурин-Клемент», выпускавшее автомобилей несравненно больше, имело в том же году 630 станков. Производство в автомобильном отделе Русско-Балтийского вагонного завода было построено на передовых принципах: применялась метрическая система (вместо дюймов, вершков и фунтов), широко использовались калибры для контроля деталей, а детали автомобилей выпускали крупными партиями (сериями) с полной взаимозаменяемостью деталей внутри партии без ручной подгонки, как практиковали иные российские фирмы.
Пионером взаимозаменяемости деталей выступил в 1906 году американский завод «Кадиллак» и его передовой опыт оперативно освоили, правда при разных масштабах производства, «Форд» и Русско-Балтийский вагонный завод. Именно Русско-Балтийский вагонный завод начал применять высокопроизводительные револьверные станки, специальные зуборезные станки и другое высокопроизводительное оборудование. В частности, он ввел автоматизированную обработку деревянных деталей колесспиц и ободов. Свою специфику имело кузовное производство, где дерево являлось основным материалом. Каркас кузова набирался из деревянных брусьев, наружная обшивка также часто выполнялась из фанеры или другого материала на древесно-волокнистой основе. Окраска велась масляными красками в несколько слоев с тщательной сушкой и полировкой на каждой стадии. Довольно сложной для вагонного завода оказалась отливка заготовок для блоков цилиндров.
Высокий процент брака из-за «глухих» цилиндров (без съемных головок) не позволял изготовлять блоки с количеством цилиндров более четырех. Наибольшее распространение имели двухцилиндровые блоки. Что касается научных работ в области автомобиля, то они были в рассматриваемый период скудны. Тем не менее некоторые из них представляют определенный интерес. Так, в начале 1917 года «Вестник инженеров» поместил исследования Б. К. Млодзеевского «К теории управления в автомобилях», а 19 августа 1917 года профессор Н. Е. Жуковский сделал в Московском математическом обществе сообщение «К динамике автомобиля» о теоретическом анализе сил инерции автомобиля при его движении на повороте. В области теории двигателей (применимой и к автомобильным силовым установкам) большую роль сыграла работа профессора В. И. Гриневецкого (1907 год), которая содержала методы теплового расчета двигателей внутреннего сгорания.
Очень малое распространение имела кооперация и сотрудничество со смежными предприятиями. Например, Русско-Балтийский вагонный завод сам изготовлял радиаторы, карбюраторы, фонари. Нередко автомобили отгружались заказчику без шин, фар, ацетиленовых генераторов, которые покупатель приобретал самостоятельно. Доля Российских машин в автомобильном парке России в 1914 году оказалась невелика — не более 10%. Пополнение его шло благодаря импорту, преимущественно из Германии и Франции. Так, в 1911 году Россия ввезла 2717 автомобилей, в 1912 году — 3440, в 1913 — 5416 и в 1914 году — 4590 машин. Эвакуация Русско-Балтийского вагонного завода, свертывание даже незначительного производства другими заводами, задержки со строительством шести новых предприятий привели к тому, что в канун Октябрьской революции страна не имела собственного автомобилестроения и могла рассчитывать только на ремонт для поддержания на ходу имевшегося транспорта и ввоз автомобилей.
Самую значительную роль в развитии отечественного автомобилестроения перед первой мировой войной сыграл Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге. Он являлся крупным машиностроительным комбинатом и помимо пассажирских и товарных вагонов изготовлял трамваи, артиллерийские передки, стационарные двигатели внутреннего сгорания и даже аэропланы. Основанный в 1869 году РБВЗ к 1912 году занимал территорию около 20 га и располагал капиталом в 9,6 млн. рублей. В его 50 цехах насчитывалось 553 станка, за которыми трудилось около 4 000 рабочих. К 1909 году спрос в России на автомобили заметно вырос и составил более тысячи машин в год. Один из видных экономистов тех лет профессор Н. Н. Саввин оценивал емкость автомобильного рынка в стране продукцией на 19—20 млн. рублей. На этом основании инженер М. В. Шидловский еще в 1907 году выдвинул в правлении РБВЗ идею открыть производство автомобилей, и в 1908 году было организовано автомобильное отделение, которое возглавил инженер И. А. Фрязиновский.
Новое производство дирекция Русско-Балтийского вагонного завода рассматривала как серьезное подспорье в период, когда казенные заказы на вагоны резко сократились и количество рабочих пришлось уменьшить до 1,800 человек. Для выпуска автомобилей возвели специальный цех со 142 новейшими станками. К концу 1910 года его площать увеличили с 250 до 700 м2. Кроме того, заготовками и специализированными работами, связанными с автомобилями, занимались кузовной, жестяницкий, обойно-малярный, рессорный, кузнечный, литейный цеха. Автомобильный отдел РБВЗ, где работало 154 человека, располагал кроме механообрабатывающего и сборочного отделений собственными механической и испытательной лабораториями. Русское военное министерство, заинтересованное в закупках автомобилей для армии, рассматривало Русско-Балтийский вагонный завод как заслуживающего доверие поставщика. В соответствии с условиями франко-русского союза, заключенного в 1893 году, в случае нападения Германии на одну из союзных стран они обязались поддерживать друг друга. Следовательно, в военном обеспечении армии Россия никак не должна была полагаться на импорт техники, скажем автомобильной, из Германии, а скорее рассчитывать на собственные возможности. Поэтому в конце 1910 года управление военных сообщений Генерального штаба направило на Русско-Балтийский вагонный завод для всесторонней инспекции капитана П. И. Секретева. Он обследовал завод, признал его пригодным для ежегодного выпуска 300 автомобилей и в своем рапорте подчеркнул, что завод все части автомобиля делает самостоятельно за исключением манометра, радиатора и магнето. В те годы многие известные заводы покупали на стороне комплектующие изделия более широкой номенклатуры, чем РБВЗ. Первый «Руссо-Балт» был готов в начале июня 1909 года.
Завод взял курс на производство трех легковых моделей, четырехцилиндровые двигатели которых имели рабочий объем 2211, 4501 и 7235 см3. Их конструкция отвечала наиболее передовым тенденциям тех лет. Прочная лонжеронная рама с зависимой рессорной подвеской колес составляла основу машины. Двигатель монтировался отдельно от коробки передач, и, чтобы деформации рамы не нарушали соосности обоих агрегатов при езде по бездорожью, они крепились на дополнительном подрамнике.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев