Это трехосная модель колесной формулы 6X4. У нее тоже червячные задние мосты с передаточным числом 5,2 и балансирная рессорная подвеска типа ГАЗ-ААА. Шасси для ГАЗ-21 использовалось уже от ГАЗ-М1, но переделанное. Коробка передач — несколько измененная от ГАЗ-АА, колеса — от ГАЗ-M1, крылья, капот, облицовка радиатора — от ГАЗ-MI, двухместная кабина — от ГАЗ-АА, грузовая платформа с продольными откидными скамьями — от ГАЗ-4. Под днищем машины, примерно на середине базы первого и второго мостов, — опорные ролики малого диаметра для преодолевания неровностей. Два запасных колеса крепились в задней части кузова. Был и другой образец ГАЗ-21 с закрытым пятиместным кузовом ГАЗ-М1. Длина автомобиля с кузовом пикап составляла 4500 мм, ширина — 1760 мм, высота — 1865 мм, база — 2440+860 мм; дорожный просвет: под опорными роликами — 157 мм, под задней осью — 220 мм. Масса в снаряженном состоянии — 1730 кг. Наибольшая скорость — 87 км/ч.
В конце 1937 года во время большого испытательного пробега по Центральной России, Украине, Кавказу протяженностью 10 тыс. км ГАЗ-21 показал себя очень хорошо, и было принято решение готовить его к постановке на конвейер. И все же этот автомобиль не имел будущего. Его концепция устарела. «Берлие» (Франция), «Хорьх» и «Мерседес-Бенц» (Германия), «Штрауслер» (Англия), «Мармон-Херрингтон» (США), «Мицубиси» (Япония), уже выпускали легкие командирские автомобили колесной формулы 4X4. Поэтому В. А. Грачев приступил к разработке принципиально другой машины. Он получил индекс ГАЗ-61, и его опытные образцы завод построил уже в 1938 г.!
Остается лишь удивляться, как из скромного ассортимента серийных узлов В. А. Грачеву, удавалось комбинировать свои конструкции. Но ГАЗ-61 был во многом новым автомобилем. Оба его моста — ведущие с зависимой рессорной подвеской и гидравлическими рычажными амортизаторами. Двигатель — ГАЗ-11 мощностью 76 л.с. (при чугунной головке цилиндров) или 85 л. с. (с повышенной степенью сжатия при алюминиевой). Четырех ступенчатая коробка передач типа ГАЗ-АА через раздаточную коробку без демультипликатора передавала крутящий момент обоим мостам. На первых образцах стояли шарниры равных угловых скоростей типа «Рцеппа». Позже их сменили шарниры «Бендикс-Вейсс», которые много лет можно было видеть на всех полно приводных моделях ГАЗ.
ГАЗ-61 изготовлялся с кузовами седан (его следовало бы назвать в соответствии с принятой на заводе индексацией ГАЗ-61-73), а также фаэтон (ГАЗ-61-40) и пикап (ГАЗ-61-417). Первая опытная партия ГАЗ-61 имела кузова фаэтон и облицовку радиатора ГАЗ-MI. Пять таких автомобилей предназначались для маршалов Красной Армии, один из образцов темно-синего цвета — для К. Е. Ворошилова, наркома обороны страны. ГА3-61-40 был на 30 кг легче ГА3-61-73, хотя в дополнение к основному бензобаку на 60 л имел еще и резервный 50-литровый. Два запасных колеса находились в карманах передних крыльев. Машины с кузовом седан также использовались в первые годы войны высшим командным составом Красной Армии, например Г. К. Жуковым, И. С. Коневым, С. К. Тимошенко.
Третья разновидность ГАЗ-61-417 — пикап с откидными сиденьями, двухместной кабиной с брезентовым верхом. В первые годы Великой Отечественной войны она использовалась для буксировки противотанковых пушек, перевозки расчета и боезапаса. В общей сложности завод в 1941 году изготовил около 400 машин ГАЗ-61. Автомобиль ГАЗ-61 можно назвать полно приводной модификацией ГАЗ-11-73. Пятиместный ГАЗ-61 имел длину 4670 мм, ширину — 1770 мм, высоту — 1905 мм, базу — 2845 мм и дорожный просвет — 210 мм. При массе в снаряженном состоянии 1650 кг он развивал скорость 107 км/ч и мог преодолевать подъемы крутизной 38°! Более того, ГАЗ-61, остановившись на песчаном подъеме 15°, мог тронуться с места лишь при небольшой пробуксовке.
Автомобиль без труда поднимался по пешеходной лестнице, которая вела в гору под углом 30°, преодолевал брод глубиной 720 мм, мог буксировать прицеп полной массой 700 кг. По оценкам специалистов, при установке шин типа «Граунд-грип» с развитыми грунтозацепами ГАЗ-61 по проходимости превосходил полугусеничные машины. Заслуживал внимание тот факт, что ГАЗ-61 имел высокие тяговые качества без демультипликатора в раздаточной коробке и использования других механизмов, существенно усложнявших и удорожавших конструкцию. В целом, благодаря очень удачному сочетанию характеристики протекания крутящего момента, передаточных чисел в трансмиссии, распределения масс по ведущим осям, ГАЗ-61 по параметрам проходимости далеко опередил своих современников. З
ГАЗ-69 — модель, освоенная 14 лет спустя и выпускавшаяся до 1972 года, преодолевала при полной нагрузке подъемы в 30°. Даже джип М151, стоявший на вооружении армий США и стран НАТО, был способен преодолевать подъемы крутизной не более 31°. Эти же принципы легли в основу при проектировании в апреле 1938 года полно приводного грузовика ГА3-63. Он, как и его двойники из семейства моделей ГАЗ-62, ГАЗ-32, ГАЗ-33, ГАЗ-34, базировались на узлах и агрегатах нового грузового автомобиля ГАЗ-51 с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11. Эту машину начали проектировать в феврале 1937 года (ведущий конструктор А. Д. Просвирнин), а в мае 1939 года уже был готов первый опытный образец. Что касается ГАЗ-63, то его собрали еще раньше, в марте 1939 года — столь большое значение придавал завод этой машине.
ГАЗ-63, как и ГА3-62, — двухосный грузовик колесной формулы 4X4. Автомобили различались в основном размером колесной базы. Их трехосные модификации колесной формулы 6X6 — ГАЗ-32 и ГАЗ-34. У всех — шариковые шарниры равных угловых скоростей типа «Рцеппа», раздаточная коробка со встроенным демультипликатором, двигатель ГАЗ-11 в модификациях мощностью 85 и 76 л.с. Однако дальнейшие работы над этим семейством удалось продолжить только после войны. Почти одновременно с работами над ГАЗ-61, ГАЗ-62 и ГАЗ-63 в том же направлении экспериментировали специалисты НАТИ. Там в 1937—1939 годах под руководством Н. И. Коротоношко, впоследствии доктора технических наук, был создан опытный образец автомобиля БАНАТИ, вернее, его шасси колесной формулы 4X4.
В нем нашли применение двигатель типа ГАЗ-11, четырех ступенчатая коробка передач, рулевой механизм, главная передача, колеса и тормоза ГАЗ-ММ. Рама тоже использована от ГА3-ММ, но укороченная. Подвеска всех колес — зависимая, на продольных полу эллиптических рессорах. В приводе передних колес опять же использовались шариковые шарниры «Рцеппа». Новинкой была раздаточная коробка с двухступенчатым демультипликатором и (впервые в отечественной практике!) межосевым дифференциалом. Он сразу преподнес сюрпризы. Поскольку нагрузки на передний и задний мосты заметно отличались (в силу компоновки и назначения машины), то шины под их воздействием деформировались неодинаково — задние больше. В результате распределение крутящего момента по ведущим осям не соответствовало их нагрузке.
Возникла необходимость углубленных теоретических исследований нагружения деталей трансмиссии дополнительными силами как с дифференциальным (с межосевым дифференциалом), так и с блокированным приводом ведущих мостов. На основе испытаний БАНАТИ в 1939 году академиком Е. А. Чудаковым в 1946 году была опубликована фундаментальная теоретическая работа по исследованию циркуляции так называемой «паразитной» мощности в замкнутом контуре силовых передач. Она стала первой научной работой, направленной на повышение эксплуатационных показателей полноприводных автомобилей. Из приведенных фактов видно, что в конструкторских коллективах Советской автомобильной промышленности благодаря энтузиазму и творческой обстановке сложилась ситуация, когда новые модели рождались в рекордно короткие сроки.
Немаловажное значение имел возраст большинства специалистов, игравших ведущую роль в этих разработках. Так, например, В. А. Грачеву и А. Ф. Андронову, занимавшимся в 1941 году конструированием новых полноприводных моделей ГАЗ-64 и АР-НАТИ, было соответственно 38 и 31 год. В канун Великой Отечественной войны встал вопрос об оснащении Красной Армии легким автомобилем повышенной проходимости — джипом. К проектированию приступили два коллектива: группа под руководством А. Ф. Андронова в НАТИ и группа В. А. Грачева на ГАЗе. Обе базировались на двигателе и коробке передач ГАЗ-ММ и ведущих мостах ГАЗ-61. Обе поставили задачу создать машину колесной формулы 4X4 с отключаемым передним мостом и шариковыми шарнирами равных угловых скоростей. С учетом тяговых возможностей двигателя и скорого освоения модели они отказались от демультипликатора и межосевого дифференциала.
Обе ориентировались на создание открытого четырехместного кузова с панелями простейшей формы. По сути, это была конкурсная разработка. В. А. Грачев подчинил всю конструкцию технологически несложной раме, имевшей весьма простую конфигурацию. Именно она и кузов требовали наиболее дорогостоящей оснастки — штампов, и, проектируя ГАЗ-64 (так назвали новую машину), горьковчане отталкивались от производственных возможностей своего завода. Грачев отдал предпочтение в подвеске передних колес четырем продольным четверть-эллиптическим рессорам, жестким, но дававшим возможность сделать коротким передний свес и предельно увеличить передний угол въезда. Андронов, напротив, спроектировал довольно сложную раму, позволявшую, однако, удачнее, «плотнее», скомпоновать машину и использовать для подвески колес довольно длинные и мягкие полуэллиптические рессоры.
Нет комментариев