Она рассказала о том, что такое нормализация жизни особого человека, и о том, как реформировать систему интернатов в соответствии с современными представлениями о гуманизме и человеческом достоинстве. Вот несколько цитат из ее рассказа.
«Я как-то выступала на международной конференции по инклюзии в Америке. И мы долго подбирали термин для того, чтобы описать категорию детей, с которыми работает ЦЛП.
— Я предлагала: „children with disabilities“ („дети с инвалидностью“).
— Нет, неполиткорректно, сейчас так сказать нельзя.
— Тогда „children with special needs“ („дети с особыми потребностями“)?
— Мы их деклассируем, тоже не годится. Давайте скажем: „children with special rights“ („дети с особыми правами“)?
И тут возмутилась я и сказала, что права-то у всех одинаковые. Что у этих детей, что у меня, что у вас. И это очень важная вещь: что у всех одни права».
«У ЦЛП большая программа по волонтерству в интернатах. Однажды мы договорились, чтобы в ЦЛП прошли социальную практику школьники. И к 17-летнему молодому человеку начал приходить 16-летний школьник. Тот парень был с ДЦП, лежал в коляске и практически никогда не выходил за пределы здания. Школьник его вывозил на улицу и давал ему все потрогать — рвал одуванчики, показывал цветы, листья. Так они провели две недели. Одуванчики успели созреть, они на них дули, пух улетал. И школьник потом сказал: „Я так доволен, он же так много увидел. У него остался целый мир“. И для мальчика из интерната это было сильное впечатление — что у него появился друг, и он показал ему мир».
«Как общаться с людьми с особенностями? Надо всегда понаблюдать сначала. Сесть рядом, понять, что человека интересует. Вот он рисует фигуры. Присядь рядом и попробуй нарисовать на своем листе. Если он не возражает, вы будете рисовать вместе, это прикольно. Если видишь, что он привык, можно залезть к нему на лист, и у вас получится совместное творчество. Или ты видишь, что ему нравится играть с водой — предложи другую игру. Это вопрос внимания и желания».
«Чем могут помочь подростки? Надо не бояться, если такой человек сел рядом. Это не заразно. Это им скорее сложно. Кром того, волонтеры — моральная поддержка для родителей. Они видят, что их детей принимают другие дети. Что нормально, что бывают разные люди. Мне кажется, у нас эта культура еще на стадии формирования. У нас волонтерили две англичанки в лагере. Мы приехали в экопарк, и надо было пройти посмотреть какую-то особую елку, а к ней не было удобной дороги. Наши все побежали к елке, они же в жизни елки не видели! А девочка на коляске осталась на дороге. И мне Мириам сказала: „Я тут побуду с Варей“. Если человек не может проехать, я с ним останусь. Это тоже большая помощь».
#цлпмосква #особоедетство #людисособенностями #ПНИ #праваинвалидов #психоневрологическийинтернат
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев