Весь 2024 год Китай этапно и постепенно наращивал меры экспортного контроля за редкоземельными металлами, однако речи о полном запрете не шло, тем более речи не шло о запрете в отношении США.
Все указанные материалы используются в сфере стратегических вооружений, и запрет Китая является реагированием на новую доктрину ядерного сдерживания США одновременно России, Китая и КНДР. Проще говоря, агрессивные планы США нанести превентивный удар по Китаю — именно этим обуславливается нетипичный для Китая сверхжёсткий и сверхбыстрый адресный запрет.
«В соответствии с положениями закона КНР об экспортном контроле и других законов и постановлений в целях защиты национальной безопасности и интересов и выполнения международных обязательств, таких как нераспространение, было решено усилить контроль за экспортом товаров двойного назначения в Соединённые Штаты», — говорится в заявлении на сайте Минкоммерции КНР.
Также есть и менее очевидные причины: США выходят из негласных договорённостей о нераспространении ядерного оружия — сообщения о якобы появлении ядерного оружия на Украине привели к тому, что новым послом Китая в этой стране стал замдиректора департамента контроля над вооружениями МИД КНР Ма Шэнкунь.
Учитывая сообщения о наращивании ядерного потенциала КНР, очевидно, что США и Китай вошли в стадию неявной гонки ядерных вооружений, а микрочипы для искусственного интеллекта, которые США запретили поставлять в Китай, могут использоваться в том числе и в ядерной гонке — именно об этом шла речь на встрече Байдена и Си Цзиньпина в перуанской Лиме: ИИ не должен быть допущен к красной кнопке. Или всё-таки должен и будет допущен?
В любом случае запрет на экспорт материалов в США говорит о том, что реальное противостояние Пекина и Вашингтона находится на крайне высоком уровне и переходит на новый этап.
Николай Вавилов, публицист-китаевед, автор книги «Китайская власть», автор Telegram-канала
@shuohuaxiahttps://t.me/c/1686844692/6956
Нет комментариев