Большинству москвичей Петрок Малый знаком как зодчий, под руководством которого была построена Китайгородская стена, однако, несмотря на значимость его фигуры для истории Москвы, его биография полна белых пятен и загадок. У историков нет абсолютного понимания, как именно и когда он попал он попал в Москву и куда потом из неё подевался - о его жизни сохранилось не так много фактических сведений, и значительная часть информации о нём основана на предположениях разной степени достоверности.
Известно, что Петрок Малый работал в основном в области фортификации, однако, ему также приписывают авторство ряда церквей.
В русской традиции принято называть Петрока Малого "архитектоном" - так он вошёл в летописи, что свидетельствует о высоком статусе зодчего. Кроме него архитектонами называли лишь Пьетро Антонио Солари (Петра Фрязина) и Алевиза Нового.
Биография
Петрок Малый - довольно спорная фигура в истории Москвы, о его жизни сохранилось крайне мало сведений. До сих пор не было установлено, где и когда зодчий родился и при каких обстоятельствах умер.
Как и в каком году он попал в Москву - тоже остаётся предметом споров.
Наиболее распространённая версия гласит, что Петрок Малый прибыл в Москву в июне 1528 года, когда в город вернулось посольство Трусова и Лодыгина, которое годом ранее было отправлено ко двору Папы Римского Климента VII (Джулио Медичи). Вместе с послами Папа Римский отправил в Москву ряд своих мастеров, среди которых был и Петрок Малый. Мастера должны были послужить московскому князю Василию III в течение 3-4 лет, но в итоге Петрок Малый задержался на Руси на 11 лет - по наиболее распространённой версии, его удерживали здесь силой.
В 1539 году, после 11 лет работы на Руси, во время поездки в Себеж и Печерский монастырь зодчий бежал в Ливонию, отправившись сначала в Новгородок (Нейгаузен), затем в Юрьев (Тарту). Что с ним произошло после этого - неизвестно.
Эта версия основана на материалах розыскного дела в отношении городового мастера Петра Фрязина, бежавшего в Ливонию в 1539 году, которые были обнаружены эстонским историком Юрием Кивимяэ в Шведском государственном архиве в Стокгольме. Причиной побега, по словам самого Петра, стали "великая мятеж и безгосударьство" после смерти княгини Елены Глинской. На основе этих же материалов в качестве даты прибытия Петрока Малого в Москву и был предположен 1528 год.
Однако, не все исследователи согласны с тем, что зодчий Петрок Малый и городовой мастер Пётр Фрязин - одно и то же лицо, таким образом, озвученная выше версия подвергается критике и остаётся предметом споров.
В частности, по мнению советского и российского археолога Анатолия Кирпичникова, который ссылается на летописные сведения, Петрок Малый не мог бежать в Ливонию в 1539 году, поскольку в 1543 году работал над строительством Воскресенской церкви в Московском Кремле.
Постройки, которые приписывают Петроку Малому
Петрок Малый прослыл мастером в области фортификации, однако, его авторство приписывают и некоторым церковным постройкам.
Постройки в Москве:
• Воскресенская церковь в Кремле (1532-1552, завершена без участия зодчего);
• земляная крепость в Китай-городе (1534);
• Китайгородская стена (1535-1538).
Кроме того, ему приписывают строительство церкви Вознесения и колокольни церкви Георгия Победоносца в Коломенском, а также трёхпролётной звонницы, примыкавшей к колокольне Ивана Великого, которая была взорвана французами в 1812 году. Однако, объективных свидетельств тому, что Петрок Малый приложил руку к их созданию, нет - такое предположение сделано на основе анализа его работы и характерных черт сооружений того времени.
Постройки в других городах:
• земляная крепость в Себеже (1534-1535);
• земляная крепость в Пронске (1536).
Значение работы Петрока Малого
Петрок Малый внёс большой вклад в развитие русского фортификационного строительства. Построенные под его руководством крепости относились к совершенно новому для Руси типу, возникновение которого связано с дальнейшим развитием огнестрельного оружия и артиллерии.
Ярким примером крепости нового типа стал Китай-город, стены которого можно наглядно сравнить со стенами Кремля. Китайгородская стена была гораздо ниже Кремлёвской, а башни были приземисты и ненамного возвышались над стеной, благодаря чему она имела лучшую устойчивость против осадной артиллерии и была лучше приспособлена к активной обороне в реалиях 16 века. Верхняя боевая площадка имела ширину целых 6 метров, что позволяло сосредоточить на ней большую огневую мощь. Кроме того, Китайгородская стена впервые в русской истории была оборудована бойницами подошвенного боя на всём своём протяжении. Кремлёвская стена, напротив, к 16 веку значительно устарела: раньше она удовлетворяла потребностям московской обороны, поскольку у набегавших на город врагов не было осадной артиллерии, но с её появлением утратила в эффективности.
Не меньшим новшеством для фортификационного строительства на Руси стали и земляные крепости, построенные Петроком Малым: их можно рассматривать как переходную форму к бастионной системе укреплений.
http://mosprogulka.ru/info/petrok_malyj
#искусство #архитектура
Комментарии 1