Огромная работа над собой привела к тому, что внешне Рахманинов производил впечатление властного, цельного, сдержанного человека. Говорил тихо, спокойно, неспешно. Был предельно аккуратным.
Внутри волевого, слегка насмешливого супермена жил прежний Сережа из далекого неустроенного детства. Таким его знали только самые близкие друзья. Подобная двойственность, противоречивость рахманиновской натуры служила тем взрывоопасным материалом, который мог в любую минуту воспламениться внутри него. И это действительно случилось спустя несколько лет, уже после окончания с большой золотой медалью Московской консерватории и получения диплома композитора и пианиста. Здесь надо отметить, что успешной учебе и последующей деятельности Рахманинова на музыкальном поприще способствовали его прекрасные данные: абсолютный слух, чрезвычайно тонкий, рафинированный, изощренный.
За годы учебы в консерватории написал несколько произведений, одно из которых, “Прелюдия до-диез минор”, является одним из самых его известных. Когда ему было девятнадцать лет, Сергей сочинил свою первую оперу “Алеко” (дипломная работа) по произведению А.С. Пушкина “Цыганы”. Опера очень понравилась П.И. Чайковскому.
Сергею Васильевичу удалось стать одним из лучших пианистов мира, блестящим исключительно талантливым исполнителем. Диапазон, масштаб, палитра красок, приемы колористики, оттенки исполнительного мастерства Рахманинова были поистине безграничными. Он завораживал знатоков фортепианной музыки умением достигать высочайшей выразительности в едва различимых тончайших нюансах музыки. Огромным его преимуществом было свойственное только ему индивидуальное толкование исполняемого произведения, способное оказывать сильное влияние на чувства людей. Трудно поверить, что этот гениальный человек когда-то получал плохие оценки по музыкальным предметам.
Еще в молодости он продемонстрировал великолепные задатки в искусстве дирижирования. Его стиль, манера работы с оркестром околдовывали, очаровывали людей. Уже в двадцать четыре года был приглашен дирижировать в Московской частной опере Саввы Морозова. Кто бы мог тогда подумать, что успешная карьера будет прервана на целых четыре года и что Рахманинов в этот период полностью утратит способность сочинять музыку… Над ним вновь нависла страшная голова дракона.
15 марта 1897г. крупной неудачей закончилась премьера в Петербурге его Первой симфонии (дирижер А.К. Глазунов). Было тогда Сергею двадцать четыре года. Говорят, что исполнение симфонии было недостаточно сильным. Однако, думается, все же, что причиной провала стал «излишне» новаторский, модернистский характер самого произведения. Рахманинов поддался господствовавшей тогда тенденции радикального ухода от традиционной классической музыки, поиска подчас любой ценой новых тенденций в искусстве. В тот тяжелый для него момент он утратил веру в себя как реформатора.
Последствия неудачной премьеры были очень тяжелыми. Несколько лет он находился в подавленном состоянии на грани нервного срыва. Мир мог бы и не узнать о талантливом музыканте.
Лишь огромным усилием воли, а также благодаря советам опытного специалиста Рахманинов смог выйти из кризиса. Победа над собой была ознаменована написанием в 1901г. Второго фортепианного концерта. Мрачные последствия очередного удара судьбы были преодолены.
Начало ХХ века прошло под знаком высочайшего творческого подъема. Сергей Васильевич в этот период создал много гениальных произведений: оперу “Франческа да Римини”, Концерт для фортепиано с оркестром №3, Симфоническую поэму “Остров мертвых”, поэму “Колокола”. Третье испытание выпало на долю Рахманинова после его отъезда с семьей из России сразу после революции 1917 года. Возможно, не последнюю роль в принятии такого непростого решения сыграла борьба новой власти со старой элитой, представителями прежнего господствовавшего класса. Дело в том, что жена Сергея Васильевича была из древнего княжеского рода, происходившего от Рюриковичей, давших России целую плеяду царских особ. Рахманинов хотел уберечь семью от неприятностей.
Разрыв с друзьями, новая непривычная среда, тоска по Родине угнетали Рахманинова. Адаптация к жизни в чужих краях шла очень медленно. Неопределенность, тревога по поводу дальнейшей судьбы России, судьбы своей семьи нарастали. В итоге, пессимистические настроения привели к длительному творческому кризису. Змей Горыныч ликовал!
Почти десять лет Сергей Васильевич не мог сочинять музыку. Не было создано ни одного крупного произведения. Деньги зарабатывал (и весьма успешно) концертами.
В зрелом возрасте трудно было бороться с самим собой. Злые силы вновь одолевали его. К чести Рахманинова он и в третий раз сумел пережить трудности, преодолел последствия отъезда из России. И в конце концов неважно, было ли решение об эмиграции ошибкой или судьбой. Главное – он вновь победил!
Вернулся к творчеству. И хотя написал всего шесть произведений, но все они были великими творениями мирового уровня. Это – Концерт для фортепиано с оркестром №4, Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, Симфония №3. В 1941г. сочинил свое последнее величайшее произведение “Симфонические танцы”.
Наверное, победу над собой можно приписать не только внутреннему самообладанию Рахманинова, его силе воли. Конечно же, ему на помощь приходила музыка. Возможно, именно она спасала его в минуты отчаяния. Как ни вспомнить подмеченный Мариэттой Шагинян трагический эпизод, случившийся на борту гибнущего теплохода “Титаник” с обреченным на верную гибель оркестром. Корабль постепенно уходил под воду. Спастись могли только женщины и дети. Всем остальным не хватало ни места в шлюпках, ни спасательных жилетов. И в этот страшный момент зазвучала музыка! Это был Бетховен… Оркестр затих только, когда корабль скрылся под водой… Музыка помогала пережить трагедию…
Музыка дает надежду, объединяет людей в чувствах, мыслях, действиях. Ведет в бой. Музыка уносит человека из трагического несовершенного мира в страну грёз к счастью.
Наверное, только музыка спасала Рахманинова от посещавших его в последние годы жизни пессимистических мыслей: “Я не живу, никогда не жил, до сорока лет надеялся, а после сорока вспоминаю…”
В последнее время он думал о России. Вел переговоры о возвращении на Родину. Когда началась Вторая мировая война, он пожертвовал свои деньги на нужды фронта, в том числе на строительство военного самолета для Красной армии. Рахманинов, как мог, приближал Победу.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев