Французы были невысокого мнения о Фальконе: «Слишком обычный, такой, каких много. Идеи его банальны, а техника тривиальна».
Интерес к творчеству мастера возник после того, как появилась его самая знаменитая скульптура — «Медный всадник» в Петербурге. Многие соотечественники скульптора приезжали в российскую столицу, чтобы лично увидеть шедевр, созданный «посредственностью»
Но, как известно: «Лицом к лику лица не разглядеть. Большое - видится на расстоянии.
Фальконе родился в Париже 1 декабря 1716 года. Его отец – подмастерье столяра, мать - дочь сапожника. Одним словом, третье сословие: нищее детство, необходимость рано зарабатывать на хлеб насущный. В достатке во Франции и во времена Людовика XIV, и при Людовике XV жили лишь лица привилегированные.
Портрет Э.Фальконе работы Жана Батиста Лемуана. 1741 г.
Ничего удивительного в том, что в восемнадцать лет Этьен не пошел дальше начальной школьной премудрости: с грехом пополам умел читать и писать. И этому он научился почти самоучкой. Родные считали, что не так уж много знаний необходимо мастеровому парню. Знал бы ремесло, был бы честен и не забывал бы по воскресеньям дорогу в церковь.
Зато руки у него были ловкие. Быть бы ему резчиком по дереву, если бы он однажды не набрался решимости показать свои рисунки знаменитому в ту пору скульптору Лемуану. Рисунки — это был его отдых, его страсть. Как и лепка. Взял первый попавшийся рисунок и отправился. О том, что произошло далее, он не без юмора рассказал через полсотни лет в своих мемуарах.
Жан Валейд. Жан Батист Лемуан (1750) Музей Версаля
«Сердце у меня то замирало, то колотилось. Я постучал. Дверь открыл крошечный старичок в рабочем халате, весь в глине и гипсе, и вежливо осведомился, что мне угодно. Отступать было поздно, да и некуда. «Мне бы хотелось повидать господина Лемуана»,— с трудом вымолвил я. «Это я,— ответствовал он,— чем могу служить?» Я молча протянул ему свой рисунок. Несколько минут старичок внимательно рассматривал его, а затем принялся расспрашивать меня, есть ли у меня другие рисунки, давно ли я работаю, нравится ли мне рисовать?»
В тот же день Этьенн Морис Фальконе стал помощником в ателье скульптора Лемуана. В восемнадцать лет он только начинающий. Пробелы в его образовании — чудовищны. Но так велика любознательность, сильна жажда познания и прекрасна память, что он все преодолеет . А привычка к самостоятельным суждениям, к философскому осмыслению всего сущего в немалой степени содействует тому, что он превратится в одного из самых самостоятельных и оригинальных мастеров и теоретиков искусства.
(Чтобы было понятно, к какому Мастеру попал Фальконе, предлагаю посмотреть несколько работ Ж.Б. Лемуана).
Ж.Б.Лемуан. Герцогиня де Ла Рошфуко (1774 г.), Музей Метрополитен
Ж.Б.Лемуан. Женевьева Франсуаза Рандон де Мальбуасьер. 1768 г.
Лемуан заставляет Фальконе много работать. Этьен копирует старинные гравюры, срисовывает древнеримские орнаменты, внимательно штудирует натуру, попирует античные головы, бюсты, торсы. Лемуан знакомит его с современной французской классикой. И это – недели и месяцы упорного труда.
Первая крупная самостоятельная работа Фальконе — «Милон Кротонский», выставленная в Салоне 1745 года, была сдержанно принята Академией, но принесла ему известность.
Э. Фальконе. Милон Кротонский. 1744 г.
Милон из города Кротон в Италии отличался недюжинной силой. Однажды он вознамерился из хвастовства разорвать руками огромный пень. И был наказан. Руку защемило, и когда на Милона напал лев, то, хотя атлет и сопротивлялся отчаянно, вырваться ему из когтей льва не удалось.
Самый напряженный, самый драматический момент схватки избирает для своей скульптуры Фальконе. Нападение молниеносно и неожиданно. Сбит с ног Милон. С неистовым напряжением пытается он подняться, но тщетны его усилия. Грозен, мощен, дик, кровожаден вцепившийся ему в бедро стремительный и сильный зверь. И все-таки Милон борется. Пока жив человек — жива надежда.
В 1754 году он получает звание академика, что дает ему право на выполнение королевских заказов. Его начинает опекать фаворитка Людовиа XV Маркиза де Пампадур. Тогда же она заказывает мастеру скульптуру Зима, которую Фальконе закончил в 1771 году уже в России. И ныне она находится в собрании Эрмитажа.
Э. Фальконе.. Зима. 1771 г. Эрмитаж
Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды.
«Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.
Фальконе начал работу над статуей «Зима» в 1763 г., выполняя заказ маркизы Помпадур, фаворитки Людовика XV, которая была его первой покровительницей.
Ф. Буше. Маркиза де Помпадур
Большой успех принесли ему работы, выставленные в Салоне 1757 года, — две мраморные статуи «Грозящий Амур» и «Купальщица».
Купальщица. 1757. Мрамор. Лувр-Ланс, Париж
Сидящий купидон. 1757 г. Лувр, Париж
Скульптура Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур.
Многие скульпторы Франции обращались к образу маленького бога любви, который играючи ранил любовными стрелами сердца людей. У Фальконе Амур — шаловливый ребенок, грозящий или предостерегающий, готовится выпустить очередную стрелу.
Скульптор необыкновенно убедительно передает в мраморе естественную грацию и нежность тела ребенка. Мягкий наклон головы, лукавая улыбка, плутовской взгляд, пальчик, приложенный к губам, — все это словно подмечено в жизни.
Образ пленяет и очаровывает изяществом трактовки темы. Эту статую, ставшую очень популярной в 18 столетии, неоднократно повторяли в гипсе, мраморе, фарфоре.
Ее воспроизведения находятся во многих музеях Советского Союза, в том числе в Эрмитаже и ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Амур. 1757 г. Эрмитаж, СПб
Многочисленные Купидоны работы Фальконе разных лет и в наше время служат эталоном декора в архитектуре.
В 1757 году по протекции Мадам де Пампадур Фальконе возглавил скульптурную мастерскую на Севрской мануфактуре, где создал десятки моделей для мелкой фарфоровой пластики. Его влияние на скульптуру Севра было столь велико, что современники десять лет его работы на Севре называли «периодом Фальконе в мануфактуре». Его произведения являются воплощением стиля рококо в скульптуре.
Оракул. 1766 г. Национальный музей керамики, Севр
Флора. Эрмитаж
Изящная скульптура, изображающая богиню весны, выполнена в особенной манере «галантного стиля». Милое лицо с мягкими, нечеткими чертами. Хрупкое телосложение, целомудренная поза — все в этой работе говорит о том, что главная задача этой работы — украшать интерьер, создавать атмосферу легкого флирта, кокетства и шаловливости.
Весь облик девушки — воплощение юности, какой-то особенной чистоты и женственного обаяния. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе.
К теме «Пигмалион и Галлатея» обращался не только Фальконе. Например, существует известная скульптурная группа Пьетро Стаджи.
Пьетро Стаджи. Пигмалион и Галатея, 1797 г. Мрамор. Эрмитаж, СПб
У Фальконе она имеет свой облик и, естественно, отличается от работы Пьетро Стаджи.
Э.Фальконе. Пигмалион и Галатея. 1763 г. Лувр.
Известный мифологический сюжет мастер рассматривает, как награду художнику за упорство и талант. Перед зрителем момент чуда — статуя оживает, Пигмалион замер от восхищения. Фигура Эрота, целующего руку Галатее, уравновешивает композицию, завершает ее, вписывая всю группу в овал — излюбленную форму рококо.
Другие работы скульптора.
Три Грации. Бронза. Лувр
Аллегория Музыки
Психея с цветами
Туалет Венеры
Леда и лебедь. 1750 г.
Сидящая девочка
Венера с голубями.
Но все-таки главным детищем скульптора по имени Этьен Фальконе стал «Медный всадник».
Фальконе приехал в Россию, создал гениальный памятник, уехал и умер . Сейчас во Франции он почти забыт. Зато в России этого скульптора будут помнить всегда, ведь его руками сотворен символ Российского государства. #скульптура
Монархия , наиболее распространенный тип управления государством , который придумало человечество .При этом , когда вся власть передается наследнику , не взирая на его качества .Европейская история ззнает множество примеров идиотизма монархов .Но хаять принято только наших .И началось еще с Ивана Васильевича .Все великие империи строились на крови и костях как своих подданных , так и приобретенных .
Уважаемый Виктор Иванович! Смею заметить, что Заметка, в которую Вы поместили свой комментарий, не о личности Петра I, а СКУЛЬПТОРЕ Э.Фальконе. Более того, Заметка рассказывает о работах Мастера до создания им Медного всадника. Здесь уместен комментарий относительно работ Фальконе. Это во-первых. Во-вторых, Группа "Арт-лабиринты" - это пространство для обсуждения произведений искусства, а не деятельности политиков (и уж тем более их внешности и мифов вокруг них) Так что, зря Вы вылили столько желчи в адрес ПетраI. Поэтому, если хотите обсуждать именно в русле политики, то Вам нужно в другую группу, где это обсуждается. Повторяю, мы не поддерживаем политических дискуссий. Говорим только об искусстве и Личностях в искусстве. Я понимаю, у Вас есть свое видение и сведения, но в данном контексте они неуместны. Уж извините.
Ну, что же, Виктор Иванович! К сожалению Вы меня не "слышите", а по сему вести дальнейший диалог бессмысленно и бестолково. Вступать с Вами в споры еще глупее. Прошу прекратить спор о ПетреI в заметке о скульпторе и его работах до создания памятника. В противном случае придется блокировать.
Господи! И здесь нашёлся "понимающий спец" по переписыванию истории, "вникший" во все детали создания этого бессмертного (не побоюсь этого слова) творения... Бедный Фальконе.... Конечно, он не сможет ответить своим обидчикам.... И всё-таки Великому Мастеру Фальконе - Браво!!!!
Намедни на опушке, под сосной, Был бал лесной. Енот и еж, олень и лань Плясали танец падеспань. А серый заяц под кустом Исполнил лично вальс-бостон. Плясали белки и лягушки. Все пили, чокаясь, росу. Дуэтом спели две кукушки Два сольди, ляну и частушки. Как было весело в лесу!
И вдруг медведь явился в лес… И сразу же во все полез… Зачем барсук присел на сук? Зачем хорек пошел в ларек? И почему енот и крот Танцуют танго и фокстрот? От этих почему, зачем Вдруг стало скучно сразу всем. И вмиг в зеленый мир леска Пришла зеленая тоска.
Мораль легко уразуметь: Зачем на бал пришел медведь?
Да куда мне до Вас - всезнающего, всеведущего, всех поучающего.... Наверное, Вы искусствовед? Историк? Или "любитель всех выводить на чистую воду".....Спорить не люблю, а с Вами и вовсе НЕинтересно... Прощайте!!!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 11
Сергей Михалков
«Медведь на балу»
_____Басня_____
Намедни на опушке, под сосной,
Был бал лесной.
Енот и еж, олень и лань
Плясали танец падеспань.
А серый заяц под кустом
Исполнил лично вальс-бостон.
Плясали белки и лягушки.
Все пили, чокаясь, росу.
Дуэтом спели две кукушки
Два сольди, ляну и частушки.
Как было весело в лесу!
И вдруг медведь явился в лес…
И сразу же во все полез…
Зачем барсук присел на сук?
Зачем хорек пошел в ларек?
И почему енот и крот
Танцуют танго и фокстрот?
От этих почему, зачем
Вдруг стало скучно сразу всем.
И вмиг в зеленый мир леска
Пришла зеленая тоска.
Мораль легко уразуметь:
http://www.youtube.com/watch?v=8ApHVOmaSf0Зачем на бал пришел медведь?