Дорогие читатели, мы продолжаем цикл публикаций «Тургенев и его наставники». В Москве родители Тургенева были довольны успехами Ивана на занятиях в пансионе и дома. В хороший час Варваре Петровне даже представлялось, что её «Ваничка» так умён, «что хоть бы сейчас в министры». Его обучением занимаются лучшие учителя: русский язык и географию преподавал Д.Н. Дубенский, латынь – Г.Е. Щуровский, историю – поэт И.П. Клюшников.
В 1875 году в своей «Автобиографии» Тургенев писал: «Из прежних учителей своих И. С. с благодарностью вспоминает об И. П. Клюшникове, довольно известном тогдашнем литераторе, подписывающем свои стихи буквой Ѳ».
В самом деле, личность Ивана Петровича Клюшникова (1811-1895) заслуживает особого внимания.
В 1832 году Клюшников закончил Московский университет со степенью кандидата словесных наук. В студенчестве он особенно увлекался историей, позднее сочинил сатирическое «Обозрение всемирной истории», сблизился с Н. В. Станкевичем, а по окончании университета преподавал историю в Московской первой гимназии, затем в Московском дворянском институте, давал частные уроки. В доме Тургеневых И. П. Клюшников появился, по-видимому, в 1833 году, когда будущий писатель готовился к поступлению в Московский университет. Тургенев писал, что Клюшников так и остался в его памяти «молодым человеком, веселым и приветливым, с пушистыми бакенбардами, в мундирном фраке и в картузе с длиннейшим козырьком».
В 1837 году Клюшников пережил душевный кризис, а в 1838-м – начал писать стихи, решив таким образом «отметить свои страдания». В кружке Станкевича он был любимцем, где его в шутку прозывали «феосом» (т.е. богом). первой буквой этого греческого слова (фитой) он и стал подписывать свои сочинения. Но болезненное состояние, недовольство собой и окружением уже не оставляло его. В 1843 году Клюшников уехал из Петербурга в свое харьковское имение, где провел оставшуюся жизнь, прервав отношение с друзьями молодости.
Тургенев все же не однажды вспомнит своего учителя – его образ запечатлелся в произведениях писателя 40-х-50-х годов («Андрей Колосов», «Гамлет Щигровского уезда», «Рудин»), а также в стихотворении «Один, опять один я. Разошлась…» (1844).
«… Среди моих товарищей… Учитель –
красноречивый, страстный, молодой…
– Нам говорит о Боге…молчаливо
Трепещут наши души…легким жаром
Пылают наши лица, гордой силой
Исполнен каждый юноша».
Надо думать, что жизнь И. П. Клюшникова в глазах Тургенева воплотила в себе трагические судьбы поколений мыслящих людей.
#ОГЛМТ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев