Она сделала подарок для огромной страны и умерла в 22 года. В январе 1946 года к скромному обелиску, что находится на узком гребне Уллу-Тырныауз-Тау в Кабардино-Балкарии, подошел мужчина в военной форме. Он долго стоял у памятника в полном одиночестве. Смотрел на имя женщины, которая была ему так дорога, а когда на землю спустилась ночная мгла, достал именное орẏжие и выстῥелил из него. Через несколько дней его нашли в горах местные жители. Это был геолог Борис Орлов. Через 10 лет после смерти своей жены Веры он решил уйти вслед за ней. Она родилась в 1913 году в Новочеркасске в семье ботаника Александра Флерова. Так получилось, что год ее рождения стал последним спокойным годом из жизни огромной Российской империи. Дальше началась Первая мировая война, революция, гражданская. Все это Вера пережила ребенком, но ее отец не уехал из страны, считая, что каждый ученый должен служить своей Родине. Этому он учил и Веру, а она интересовалась не растениями, а камнями, разбросанными в бесконечной степи. И собирая эти камушки, мечтала стать геологом. Вера верила, что сможет найти свой самый заветный камень, тот, который поможет людям. В 1931 она поступила на горно-геологический факультет Новочеркасского геологоразведочного института. В летнее время выезжала на практику в Приэльбрусье. В 1934 году группой студентов руководил геолог Борис Орлов. Вместе они изучали верховья реки Баксан. Вера нашла странные обломки кварца и когда принесла их в лагерь, то местный житель, увидев это, только покачал головой. Оказалось, что никто из горцев такой кварц не брал, потому что в нем «плохой свинец», даже если бросить кусок в огонь, он не расплавится. Вера поняла, что перед ней какой-то очень твёрдый металл и отдала находку на экспертизу. Оказалось, что ей удалось совершить настоящее открытие: в этих местах есть вольфрамо-молибденовое месторождение. Почему вольфрам и молибден? Это редкие тугоплавкие металлы, которые используются в металлургии, автомобиле- и авиастроении, нефтепереработке, оборонной промышленности. Страна тогда очень нуждалась в таких металлах. Всем участникам экспедиции были объявлены благодарности, а Вера вернулась в Новочеркасск, чтобы закончить образование. Она знала, что судьба подарила ей возможность не только сделать важное научное открытие, но и полюбить своего коллегу. Борис Орлов и Вера стали мужем и женой в 1935 году. А геологические работы продолжились, в том же году нарком тяжелой промышленности С. Орджоникидзе распорядился начать разработку уникального вольфрамо-молибденового месторождения в Тырныаузе. 1936 год для молодых супругов выдался очень напряженным, они работали не покладая рук. Вера ждала ребенка, но несмотря на это, продолжала вести геологоразведку. 9 октября 1936 года супруги вместе горцем Юсупом, который был их проводником, возвращались домой. Но внезапно поднялся шквалистый ветер, который опрокинул мост через реку Баксан. Борис смог удержаться, а Юсуп и Вера упали на камни. Юсуп выбрался на берег, а вот Веру утянул вниз рюкзак, да и острые камни, о которых она ударилась при падении, сыграли свою роковую роль. Ее смогли вытащить, но на следующий день она скончалась в больнице. Борис Орлов был вне себя от горя, ведь он сразу потерял и жену, и нерожденного ребенка. Но нашел в себе силы жить, считая, что должен служить своей стране, создавая будущий вольфрамо-молибденовый комбинат. Действительно, он был открыт спустя год. И то, что здесь добывалось, очень помогало молодой советской республике крепить оборону страны. Когда началась Великая Отечественная, Борис Орлов добровольцем ушел на фронт. Ему удалось уцелеть во всех битвах. Он вернулся сюда в 1945 году, но оказалось, что геологоразведкой занимаются уже другие люди, комбинат успешно работает, но его возглавляет другой человек. Ветерану войны и опытному геологу не нашлось здесь места. И Борис все больше замыкался в себе, считая, что смысл его жизни после смерти жены и невозможности заниматься любимым делом утрачен. Через 10 лет после гибели Веры он пришел к памятнику, поставленному ей, и сделал то, что задумал. Его похоронили рядом с женой, а позже решением коллегии Министерства геологии СССР первооткрывателями этого вольфрамо-молибденового месторождения были признаны посмертно Вера Флерова и Борис Орлов. Но о Вере и о ее муже люди не забыли. На Кавказе вообще умеют долго помнить своих героев. Вершину горы, где девушка в 1934 году нашла молибден, назвали «Пиком Веры», красивые цветы, произрастающие в Приэльбрусье, тоже стали носить ее имя, а еще о событиях тех лет сняли художественный фильм "Всадник с молнией в руке". В безвременье 90-х годов комбинат в Приэльбрусье был закрыт, но в наши дни объявлено, что здесь будет построен новый комбинат, потому что сегодня эти редкие металлы очень нужны стране. Так что открытие Веры Флеровой и ее мужа еще послужит России.
    158 комментариев
    3.7K классов
    На самом деле, всё намного проще, чем вам кажется. Нам нужно несколько правил - и случится магия. 1. В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется О: девчонка, речовка, мелочовка. 2. В суффиксах отглагольных существительных после шипящих пишется Ё: ночёвка - ночевать, тушёнка - тушить, сгущёнка - сгустить. 3. Важно отличать суффикс от корня. Например, в словах «бечёвка», «дешёвка» и «печёнка» Ё входит в корень, а не в суффикс. Тогда проверяем однокоренным словом с буквой Е: бечева, дешевизна, печень. 4. Если не получилось найти однокоренное слово с Е, значит, в корне будет писаться О: шов, чопорный, шорох. 5. Особое внимание к корням «жог/жёг». Здесь важно смотреть на часть речи, с которой мы имеем дело. Если перед нами существительное, то в нём будет писаться буква О: Я получил сильный ожог. Это был поджог. Если перед нами что-то, связанное с глаголом (глагол/причастие/деепричастие), значит, пишем Ё: Я сильно обжёг руку. Он поджёг стог сена. Русский язык(Грамотность)
    2 комментария
    188 классов
    ✔Мечтать не вредно С выходом на пенсию у Василия появилась мечта, конечно, она у него и до этого была, но денег на нее на хватало- то внук заболеет, то бабке своей пальто с сапогами купить надо, то забор завалится. Василий жил со своей Антониной в деревне в стареньком, но очень уютном доме, имел баню, несколько сараев. Но главной гордостью был палисадник, в котором росли разные сорта крыжовника, смородины, ягоды, картошка здесь рождалась крупная, на зависть односельчанам. Два года Василий копил на новенький мотоблок- на хороший, чтобы был с разными насадками. Но когда нужную сумму он накопил, сказал: "Антонина!", поцеловал жену , надел новенький пиджак и уехал в райцентр. Вернулся он оттуда без мотоблока. Зато с попугаем в большой клетке. -Нечаянно купил,- смущенно проблеял дед,- сам не понял, как так случилось. Мимо рынка до магазина шел, а там смотрю- красота такая! Ну, я не удержался! Бабушка накапала себе пустырника и пошла смотреть на пополнение. -Ты мне объясни, старый дурень, зачем в тебе в деревне попугай, ему ведь и корм специальный нужен, витамины, небось, разные. Дед молчал, а Антонина выговаривала ему громко, четко и с расстановкой. -Что молчишь? Верно я говорю? -Веррррно, веррррно...-склонив голову набок, выдал попугай,- дело говоришь! Товарищ! -Ишь какой, умнее тебя, Василий, попугай то оказался! Попугая назвали Ильич, выделили ему в углу место под клетку, откуда он кричал гостям: -Верно, товарищи, верно! Получив пенсию 6 -го числа, Василий вновь засобирался за мотоблоком. Но перед этим он поссорился с женой. Она хотела поехать с ним, чтобы он, не дай Бог, опять не купил то, что вообще в хозяйстве не пригодится. Дед Василий, в свою очередь, очень обижался на неверие Антонины в его силы. -Тоська, молчи! - Василий вышел, оглушительно хлопнув дверью. А вечером он вернулся с соседом на старенькой Ниве. Когда открыли багажник, бабуля ахнула: она ожидала увидеть мотоблок, а не рыжую козу, которая глянув на нее, противно мемекнула. " За что мне это?- только и подумала Тоня. -Нечаянно купил,- услышала знакомые слова Антонина,- да и подумал, вот внук скоро приедет на лето, а молока своего нет...ну, ты это, не серчай, пожалуйста,-Василий с нежностью посмотрел на жену, -а на мотоблок мы еще накопим! Антонина на мужа долго не могла серчать. И коза Елизавета последовала в свои царских хоромы, которые ей выделили в сарае, где раньше хранился хозяйственный инвентарь. А дальше, как в сказке " Волшебное колечко", только Василий покупал, а не продавал- поехал дед вновь за своей мечтой, а вернулся с мешком, а в нем поросенок. -Наверное, Тося, ты была права, что не отпускала меня одного в райцентр. С того дня еще больше обязанностей в хозяйстве появилось у них, но Василий на себя большую часть ответственности взял- на огороде возится, воду таскает, в магазин бегает, а Антонина- по дому хлопочет, разговаривая с попугаем, да козу Лизоньку пасет и доит. Всё бы ничего, только осенью, сбежал их поросенок Боря, став уже к этому времени большим, подкопав землю и оторвав несколько старых досок в сарае, он, повизгивая от счастья, направился на огород к соседу через дорогу. Приглянулась ему капуста на огороде председателя. Председатель же, мужик солидный и противный, увидев такое вопиющее безобразие, выбежал прогонять его с огорода . Василий с Антониной долго извинялись перед ним, но председатель долго возмущался тем, что был нанесен сильный урон его огороду и требовал заколоть Борьку. Только после того, как Тоня предложила ему, приносить парного молока от козы Лизки, целую неделю- пострадавшая сторона успокоилась и вернулась домой. А с тех пор, как Борис побывал на огороде председателя и ,натворив своим свиным рылом дел, перепахав делянку с капустой, у него появилось новое имя- Мотоблок. И что самое смешной, на него он с удовольствием отзывался.
    80 комментариев
    1.3K классов
    Блондин с высоким напомаженным хохлом-тупеем, в золотых очках на длинном тонком носу, в зелёном фраке с длинными фалдами и перламутровыми пуговицами, в коричневых брюках с какими-то разводами и в цилиндре. Да-да, это Николай Васильевич Гоголь. Природа дала ему светлые волосы, которые, впрочем как и душевный покой, были принесены в жертву желанию жить в Петербурге. На его малой родине существовало поверье, что коль уж собираешься ехать в столицу империи — обрей волосы. Не то от столичной воды, неровен час, все вылезут. Гоголь сначала было не послушал, а потом и сбрил. А те взяли и сыграли такую шутку, кунштюк — выросли темными. Вот так невинно начинался трагический поединок между Николаем Гоголем и Судьбой. Мы представляем автора «Ревизора» в основном по портретам кисти Фёдора Моллера, поэтому в приведенном выше описании нам непривычна не только шевелюра литератора, но и его костюм — ведь мы привыкли к темной строгости его одежды. На самом деле Гоголь вполне мог прийти в общество в желтых панталонах и бирюзовым жилете со взбитым коком. Его можно было встретить и в гранатовом сюртуке и бархатной жилетке, расшитой красными мушками по темно-зеленой материи в окружении желтых пятнышек. Нередко даже он сам кроил себе новые наряды. Но общество находило гоголевские пристрастия довольно безвкусными. Брат знаменитой Александры Смирновой-Россет Лев Арнольди, чиновник по особым поручениям при калужском губернаторе, как-то колко подметил: на первый взгляд складывалось впечатление, что Гоголь мало заботился об одежде, «а между тем видно, что он много думал, как бы нарядиться покрасивее». Но мы не забавы ради ведем здесь разговор о гоголевских костюмах. Этот сюжет — всего лишь пример для того, чтобы уловить главное: характер взаимоотношений между Гоголем и миром. И он здесь очевиден — это психологическая дисгармония, несовпадение поведенческих норм, жизненных стилей и образа мысли, которое одна из сторон никак не может осознать, что время от времени ввергает ее в состояние неадекватности. По сути не что иное, как максимальная интровертность — идеальная основа для таких недугов. И Гоголю, по мнению большинства психиатров, была уготована печальная участь тоже находиться в их власти. Социальная неадекватность была характерна для Гоголя еще в школьные годы, которые он провел в Нежинской гимназии высших наук. Там его даже прозвали «таинственным карлой» за необщительность и неопрятность. Волосы его всегда были нечесаны и немыты, в карманах — потекшие медовые пряники, припасенные для съедения на задней парте во время урока. На рынке у баб-хохлушек Николенька покупал грушевый квас. Правда, напиток имел свойство привлекать в гимназическую спальню немало ос, за что его счастливый обладатель время от времени изгонялся во двор. Из-за этой неряшливости многие не подавали Гоголю руки и даже оскорбляли, а начальство делало одно строгое предупреждение за другим. Но пятнадцатилетний маргинал был невозмутим: «Отвечать на оскорбленье? Да кто же может сказать, что я его принял? Я считаю себя выше всех всяких оскорблений, а потому и не принимаю его на себя» Все свое окружение Гоголь записал в «существователи», которые только и делают, что досаждают ему своей грубостью, тупостью и самодовольством. Он верил, что после окончания учебы покажет всем, на что способен. «Существователи» платили той же монетой, весьма справедливо обращая внимание Гоголя на его плохую учебу, особенно по языкам. По словам однокашника автора «Мертвых душ» Николая Артынова, «Гоголь был самая обыкновенная посредственность, и никому из нас и в голову не приходило, чтобы он мог в последствии прославиться на поприще русской литературы». И вот такой плохо образованный и ни в чем себя не проявивший Николай Гоголь в 1828 году уезжает из родной Васильевки покорять Петербург. Можно сказать, что он просто верил в свое счастье, но психиатр непременно увидит здесь начальное проявление болезненно-маниакальной убежденности Гоголя в собственном превосходстве. В любом случае, нет ничего удивительного в том, что с самого начала карьера Гоголя не задалась. В Департаменте государственного хозяйства и в Департаменте уделов он прослужил в общей сложности чуть больше года. Его не приняли в театр, а первое крупное произведение — идиллию в стихах «Ганц Кюхельгартен», опубликованную в 1829 году под псевдонимом В. Алов, подвергли такому осмеянию, что автор был вынужден скупить весь тираж и сжечь его. Наконец, Гоголю по протекции известного в те годы литературного критика Петра Плетнева удалось устроиться на «приличное» место — учителем русского языка в дом самого генерала Петра Балабина, героя войны 1812 года, теперь командовавшего 1-го округа Отдельным корпусом жандармов. Молодой учитель сразу посвятил учеников в свое отношение к предмету их занятий. «В русском языке, — заявил он, — главное дело — умение ставить ять и е, а это вы и так знаете, как видно из ваших тетрадей. Просматривая их, я найду иногда случай заменить вам кое-что. Выучить писать гладко и увлекательно не может никто; эта способность дается природой, а не ученьем». С тех пор Гоголь говорил о чем угодно — об истории, географии, биологии — только не о грамматике. Ученики были счастливы. П. Котов
    5 комментариев
    172 класса
    «Весьма ленив, работы не любит и предан пьянству...». Живучие мифы о русских, созданные иностранцами прошлого. Ещё Екатерина II сетовала на то, что «нет народа, о котором было выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как о народе русском». Огромная, далёкая и загадочная страна притягивала и пугала иностранцев, а их «записки» пестрели всевозможными домыслами, породившими невероятно живучие стереотипы. На рисунке путешественника, побывавшего в России в середине XIX века, пастухи гонят стадо медведей по деревенской улице, и до сих пор иностранные туристы расстраиваются, не встретив на улицах российских городов ни одного косолапого и узнав, что русские больше не раздувают самовар сапогом... В XV - XVII веках большинство путешественников прибывали в Россию из тёплых стран, так что первое, что их поражало — наши суровые зимы. «Мороз там настолько силён, что замерзает река!» — вполне правдиво писал венецианец Иосафат Барбаро. А вот его соотечественник Амброджо Контарини, гостивший в Москве в конце XV столетия, почему-то решил, что из-за холодов жизнь в России замирает, и люди по 9 месяцев в году вынуждены сидеть дома, чуть ли не впадая в спячку. Приезжавшие в Россию иностранцы отмечали, что здесь всегда холодно, а снег выпадает чуть ли не в сентябре и не сходит до мая месяца. Рассказывали про отмороженные носы, уши, руки и ноги. В реальности же в XVI и XVII веках в Голландии и Германии было холоднее, чем в Москве. На севере Франции температура опускалась зимой до -20°С не реже, чем в средней полосе России. Даже на юге Италии и Испании знали, что такое снег. Потеплело в Европе во второй половине XVIII века, когда закончился Малый ледниковый период. Не зря парижанка, любимая портретистка королевы Марии-Антуанетты, Элизабет Виже-Лебрён, жившая в России в конце XVIII века, писала так: «Чтобы не мерзнуть, на зиму надобно уезжать в Россию». Художница вспоминала и слова будущего императора Павла I, который во время путешествия по Франции говорил парижанам: «В Санкт-Петербурге мы только видим холод, зато здесь чувствуем его». Интересно, что в середине XX века американский рабочий Роберт Робинсон, проживший в Советском Союзе 14 лет, объяснил морозами странности национального характера. Робинсон полагал, что русские ведут себя непредсказуемо из-за «страшно холодных зим», а когда температура опускается до -30 °C, русские женщины плачут и раздражаются без видимых причин. ⠀ Плотно отобедать, потом три часа поспать, затем поужинать и снова на бок — так описывает распорядок дня «ленивых русских» в «Записках о Московии» французский дипломат Фуа де ла Нёвилль, посетивший Россию в 1689 году. Одноимённый труд его коллеги, Сигизмунда Герберштейна, вышедший в середине XVI века, содержит похожие наблюдения: русские плохо работают, ведут себя безответственно и много пьют. ⠀ Того же мнения придерживается и Эрик Пальмквист Шведский, побывавший в России с посольством: «Русские обладают необыкновенной физической крепостью, очень способны к труду, но при этом крайне ленивы и охотнее всего предаются разгулу, до тех пор, пока нужда не заставит их взяться за дело». ⠀ На протяжении веков, даже в академических кругах, при разговоре о России иностранцы нередко использовали цитаты из труда «Состояние Русской Державы и великого княжества Московского», написанного Якобом Маржеретом в начале XVII века. Этот французский офицер с 1600 по 1606 год служил вольнонаёмным телохранителем при дворе царя Бориса Годунова и тоже весьма нелестно высказался о характере русских: «...Невзирая на изобилие и дешевизну съестных припасов простой народ довольствуется очень немногим, ибо не знает никакой промышленности, весьма ленив, работы не любит и так предан пьянству, как нельзя боле...» ⠀ Но неужели действительно лень и беспробудное пьянство — давняя характерная черта русских? Историк М.Рюмин в своей книге «Россия и россияне глазами иностранцев» говорит о том, что при внимательном отношении к русскому мировоззрению иностранцы не учли и не увидели массу факторов, из-за чего миф о русской лени до сих пор на Западе считается чуть ли не аксиомой. «Суровые природные условия жизни и история, насыщенная частыми событиями, - пишет автор, - приучила русский народ, трудолюбивый по своей сути, к «стихийной» работе. Отсюда известная русская пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». У славянских народов во все века существует «горячая пора»: уборка урожая, сенокос, посев озимых, которые нужно осуществить как можно скорее, пока не ударил мороз. В остальное время, до следующей «горячей поры», можно и отдохнуть (именно это трудно понять европейцу, привыкшему к работе строго по расписанию). Но и тогда русский крестьянин не сидел без дела - после страды работы хватало и в деревне, и на отхожих промыслах в городах. Даже деревенские молодёжные посиделки неизменно совмещались с рукоделием. Образ Емели, лежащего на печи, за которого всё делается само собой, «по щучьему велению» — не от лени, а от постоянной работы, от мечты об отдыхе, это реакция на труд от зари до зари. Кстати, покажите мне хоть одну сказку любого народа, в которой герой хотел бы работать целый день. При этом у русских, в отличие от множества других народов, нет сказок с сюжетом «на халяву привалило богатство»; богатство в наших сказках всегда заслужено». ⠀ Что же касается мифа о русском пьянстве, то он оказался настолько сильным и живучим, что в него поверили даже сами россияне. Неслучайно наши сограждане считают, что русский человек пил всегда, а праздничное застолье называют национальной традицией. Но давайте обратимся к историческим фактам. ⠀ Впервые Русь познакомилась с водкой во времена правления Василия I - сына Дмитрия Донского (к тому времени «просвещённая» Европа употребляла этот напиток уже более ста лет). Но, встретив отчаянное сопротивление православной церкви, водка поначалу не прижилась в народной среде, предпочитавшей традиционные медовуху и пиво. ⠀ К производству водки на Руси привели печальные исторические события. В 1460 году крымские татары захватили Кафу - генуэзскую колонию в Таврии, после чего на Русь прекратился ввоз итальянских и испанских сухих вин. На медовуху не хватало мёда, а против браги и пива как языческих продуктов сильно возражало духовенство. Пить водку русские стали лишь в середине XVI столетия, когда по воле Ивана Грозного в Первопрестольной был открыт первый «царев кабак». Правда, поначалу крепость водки была совсем не такой как сейчас - всего 14 градусов. Отметим также, что до конца XIX века водку и другие спиртные напитки в России можно было купить только в питейных домах, прозванных в народе кабаками. Благодаря чему, пьянствовала лишь весьма узкая прослойка населения, так как «принимать на грудь» разрешалось только в самом кабаке. Таким образом, о том, чтобы пьянство вошло в привычку русского народа в те годы и речи быть не могло. ⠀ Данную привычку начал усиленно насаждать сначала великий Пётр I, сам большой любитель выпить (чему он, кроме прочего, обучился в Европе), а затем и Екатерина Великая, которая, не мудрствуя лукаво, прямо заявила, что «пьяной Россией легче управлять». Кроме того, повсеместное насаждение кабаков велось в интересах пополнения царской казны, ведь каждый держатель кабака облагался соответствующим налогом. ⠀ Уже в те времена все лучшие умы России осознали, к чему ведёт такая политика, и стали бить тревогу. То и дело звучали призывы к правительству прекратить спаивать народ. Православная Церковь стала отлучать пьяниц от причастия. Повсюду возникали добровольные общества трезвости, а апогеем этой реакции стал в 1858–59 годах антиалкогольный бунт (!), прошедший в 32-х губерниях России. Сам русский народ (якобы исконно пьющий) потребовал от правительства закрыть кабаки. ⠀ Все эти усилия привели к некоторым ограничениям политики спаивания России при царе Александре III, но затем кривая потребления алкоголя вновь стала расти и к 1914 году достигла планки 4,7 литра на душу населения (сравните с нынешними 11 литрами). При этом уровень потребления алкоголя в Европе и Америке в те годы был в два раза выше, чем в России. ⠀ Для более наглядной картины можно привести следующий факт: в так называемой «пьющей» России, всего 100 лет назад 95 % детей до 18 лет, 90 % женщин и 43 % мужчин были абсолютными трезвенниками (то есть вообще ни разу в жизни не пробовавшими алкоголь)! С началом Первой мировой войны в России был объявлен «сухой закон», продержавшийся до 1925 года. Но и после этого никакого чрезмерного потребления алкоголя и близко не наблюдалось. В 1932 году русские едва дотянули до 1 литра алкоголя в год на душу населения, а в 1950 году этот показатель вырос до 1,85 литра. Что касается современности, то в рейтинге самые пьющие страны мира 2022 года Россия находится на 5 месте (после Франции, Чехии, Литвы и Беларуси). ⠀ Ещё один миф о России связан с нечистоплотностью - иностранцы уверяли, что русские редко моются. Так, в начале XVII века с лёгкой руки француза Жака Маржерета Россия считалась варварской страной, чуждой нормам гигиены: «Русские, даже дворяне, все поголовно косматы, немыты и неопрятны», — пишет он. И это при том, что русские мылись в бане как минимум дважды в неделю, а некоторые европейские монархи принимали ванну лишь дважды в жизни — сразу после рождения и непосредственно перед свадьбой. ⠀ Бани у славян были известны с самой глубокой древности. Ещё в VI веке византийский автор Маврикий отмечал, что жители древнерусских степей всегда имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнём, где раскаляли камни докрасна и на них поливали воду, рассыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса. У славян даже рожать было принято не в доме, а в хорошо истопленной бане, так как они верили, что рождение, как и смерть, нарушает границу невидимых миров. Именно поэтому роженицы удалялись подальше от людей, чтобы никому не навредить. Появление ребёнка на свет у древних славян сопровождалось мытьём и даже парением в бане. ⠀ В древности все любили бани, за что однажды и поплатился русский князь. Бенедикт, предводитель венгерского войска, осадив город Галич в 1211 году, захватил в ней беспечно мывшегося князя Романа Игоревича. А вот свидетельство арабского путешественника и учёного Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри о существовании бань в Древней Руси: «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева... В одном из углов дома устраивают очаг из камней и на самом верху открывают окно для дыма. В доме же имеется резервуар для воды, которой поливают раскалённый очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой приводят в движение воздух и притягивают его к себе». Далее он пишет, что этот народ не знает ни чесотки, ни язв. ⠀ В «цивилизованной» же Европе о существовании такого удобного способа поддерживать гигиену не знали до XIII века, пока крестоносцы не привезли из Святой Земли заморскую забаву - восточные бани. Однако уже ко времени Реформации бани искоренили как источник разврата. Церковь запретила бани и рекомендовала мыться как можно реже, чтобы не отвлекаться от работы и служения Богу. Личная гигиена в средневековой Европе практически не существовала, так как телу и заботам о нём по религиозным причинам не уделялось никакого внимания. Венецианский путешественник Марко Поло приводит такие факты: «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или её не было вовсе». При этом в Европе даже коронованные особы не стеснялись своего пренебрежения мытьём. Королева Изабелла Кастильская (правившая в Испании во второй половине XV века) признавалась, что за всю свою жизнь мылась всего два раза - при рождении и перед свадьбой. ⠀ Пока Россия регулярно мылась, Европа изобретала всё более сильные духи, о чём рассказывает знаменитая книга Патрика Зюскинда «Парфюмер». Дамы при дворе Людовика-Солнце (современника Петра Великого) непрерывно чесались - изящные блохоловки и чесалки из слоновой кости сегодня можно увидеть во многих французских музеях. В книге «Верные, удобные и дешёвые средства, употребляемые во Франции для истребления клопов», вышедшей в Европе в 1829 году, говорится: «У клопов чрезвычайно тонкое обоняние, поэтому, во избежание укусов, надо натираться духами. От запаха натёртого тела духами бегут на некоторое время клопы, но скоро, побуждаемые голодом, превозмогают они отвращение своё к запахам и возвращаются сосать тело с большим ещё ожесточением, нежели прежде». Эта книга пользовалась большой популярностью в Европе; россияне же не сталкивались с подобной проблемой, так как постоянно ходили в баню. Русские бани стали распространяться во всём мире после войны 1812 года. Наполеоновская армия состояла из солдат разных стран, таким образом, отогревавшиеся во время морозов в бане, они привезли обычай париться в свои страны. В 1812 году первая русская баня открывается в Берлине, позже в Париже, Берне и Праге. Немецкий врач-гигиенист Макс Плотен обращает внимание на то, что русская баня особенно стала распространяться в Германии. «Но мы, немцы, - пишет он, - пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем её названия и редко вспоминаем, что этим шагом вперёд в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу». ⠀ Английский кораблестроитель Джон Перри, прибывший в Россию по приглашению Петра I, считал, что мрачные русские умеют радоваться только двум вещам — началу зимы и её окончанию: «Русские два раза в год, при перемене времени года, изъявляют свою радость: во-первых, когда выпадает на землю первый снег, и зима настолько установится, что является возможность в санях на лошадях переезжать через лёд. Другая пора бывает после того, как лёд начинает таять, становится опасен для переправы и, наконец, ломается на куски». И действительно, в отношении русских давным-давно сложился стереотип сурового, неулыбчивого народа. При этом у любого русского человека, что называется, «душа нараспашку». Открытость, готовность помочь, поделиться последним – положительные стороны национального характера. ⠀ «Русских можно противопоставить японцам и китайцам, - пишет автор книги «Россия и россияне глазами иностранцев» М.Рюмин. - Эти восточные народы очень «закрытые», сдержанные. Они не проявляют на публике своих истинных чувств и считают искренность чуть ли не дурным тоном. Зато всегда охотно улыбаются и стремятся быть приветливыми со всеми. Русские же со своей сердечностью и широтой души могли бы быть милейшими людьми на планете, но вот эта самая суровость и отталкивает многих иностранцев от общения с нами». Среди причин, повлиявших на формирование русского характера, в числе главных называют суровый климат и исторические события. В истории России было много моментов, когда приходилось бороться с внешним врагом. Тут сыграли свою роль и войны реальные, и напряженность в отношениях с другими государствами. Всегда был какой-то «враг», перед которым нельзя было выглядеть слабым, чтобы не потерять свою независимость и жизнь. Всегда приходилось скрывать своё добросердечие, чтобы враг чувствовал силу русского народа и боялся его. «Такие тяжёлые уроки, как войны, не проходят бесследно. Русский человек вынужденно стал суровым и сердитым. Сама история научила его этому», - заключает М.Рюмин.
    6 комментариев
    100 классов
    Родные и чужие Смерть сына, свекровь Клавдии переживала по своему, она не плакала, не стенала, а как-то затихла в своём горе и стала потихоньку затухать. Клавдия волновалась, мужа похоронила-горе горькое, думала не переживёт, а тут со свекровью нелады. Сразу Клава не обратила внимание на Евдокию Ивановну, не до того ей было, внезапная смерть Алексея её саму прибила, придавила, она часто плакала, бессонные ночи доводили её до исступления, успокаивающие лекарства немного затормаживали в ней чувство потери, но и затормаживали ощущение жизни. Иногда ей хотелось заснуть и больше не просыпаться, не окунаться в реальность происшедшего, но как говорится, живым в гроб не ляжешь, потому она решила отказаться от успокоительных препаратов и силой воли заставить себя жить дальше. Дети Клавдии взрослые, у них свои семьи, потому не видели они как мать убивается по отцу, да она не хотела чтобы они всё это видели, жалела их. Данил мужчина, держал себя в руках, а Маша слаба, смерть отца сильно переживала, благо у Маше на руках шестимесячный Сашенька, некогда особо горевать, да и муж Маши, Славик, поддержка для дочери Клавдии ощутимая, хороший у неё зять и невестка хорошая, поддержала Данила в горе. -У тебя все хорошие,-почему-то злилась мать Клавдии,-В кого ты такая блаженная? Тебе чуть ли не в морду плюют, а ты вытираешься, улыбаешься и говоришь, что они хорошие. На злость матери Клавдия отмалчивалась, знала, стоит с нею не согласиться , скандал обеспечен. Так вот, когда Клава очнулась от транквилизаторов, назначенных неврологом, она увидела как похудела и постарела свекровь. -Мам, ну ты что, кушать надо, откуда силы брать?-уговаривала Клава свекровь, когда та тихо сидела перед тарелкой с едой, а потом отодвигала её в сторону. -Не принимает нутро, Клава, не обращай на меня внимание, горе горло перекрыло, застреёт кусок в нём. Дожно и мой черёд пришёл, хочу к Алёшеньке уйти. -Да как же, мам? Вы что ж, меня совсем одну хотите оставить? -У тебя дети, не одна ты Клава, а моё дитё сгинуло, ему бы жить да жить, а нет его, неправильно это, старые первыми должны уходить, дети должны хоронить родителей . -На всё воля Божья,-сказала Клавдия, зная, что свекровь человек набожный,-негоже мама так думать. -Да что ж он Бог такой жестокий, коль заставляет матерей хоронить своих детей? Услышав такие речи свекрови, Клавдия испугалась не на шутку и только сейчас поняла, свекровь перестала молиться. Раньше она даже за стол без молитвы не садилась, а сейчас... -Нельзя так говорить, Богу лучше знать как надо, а ты мам, кушай, будь Алёша жив, ему бы не понравился твой настрой. -Был бы жив,-горько улыбнулась Евдокия Ивановна, -но его нет, а вместе с ним не стало и меня, вроде я живая, а вроде меня и нет, я к Алёше хочу. Никакие слова Клавдии не могли заставить свекровь принимать пищу и однажды утром, Евдокия не встала. -Мам, кашу твою любимую сварила, вставай, завтракать будем. -Всё Клавушка, нет мочи, ноженьки мои не хотят двигаться. -Тогда я тебя покормлю, давай сядем, вот так,-Клавдия повыше подложила подушку под голову Евдокии и поднесла к её рту ложку с кашей. -Не надо Клава. Что ты со мной ботаешься, меня Алёша ждёт, не трать себя на меня, дай мне спокойно уйти . -Мам, ну хоть пару ложек каши съешь, ну ради меня, мам. -Нужна я тебе, лишняя обуза?-горько улыбнулась Евдокия, но две ложки каши, как просила Клавдия, проглотила. Клава думала, сама справится с горем и поможет справиться свекрови, сама то она почти справилась, а вот матери помочь не может, не принимает Евдокия Ивановна её помощи. Решила Клава позвонить Марине, дочери Евдокии, которая с похорон Алёши к матери глаз не кажет, позванивает матери, а прийти у неё нет времени, как говорила она матери. -Марин, мать есть отказалась, совсем отказалась, помирать надумала. -Ну а я что сделаю? Запихивать ей буду? -Ты бы приехала, поговорила с матерью, может тебя бы она и послушала. -Ладно, приеду, в воскресенье. -До воскресенья почти неделя. Можешь сегодня приехать? -После работы, в другой конец города? -На такси быстро доедешь, прошу, тебя. -Я что миллионерша на такси раскатываться? -Я оплачу такси, только прошу тебя... -Ну ладно. -Иди, оплати, таксист ждёт,-сказала Марина и недовольно спросила,-Прям совсем не ест? -Совсем. -Мам, ты что тут устраиваешь? Чего ты всем нервы мотаешь? Клавдия меня срывает, уговаривать тебя. Ты что, маленький ребёнок? У всех столько проблем, ещё и ты их на ровном месте устраиваешь. Евдокия Ивановна молчала, слёзы текли по её морщинистым щекам, она их не прятала, обидные слова дочери били её прямо в сердце, как же обидно слышать такое от родного человека. "Да, сдала мать,-подумала Марина,-слёзы это не её тема, никогда её плачущей не видела, а тут рассиропилась." -Вот чего ты рыдаешь? Чего? Чего молчишь? Говори, будешь есть, или... Клавдия стояла у приоткрытой двери комнатки свекрови и услышав нервную речь Маринки не выдержала. - Марин, таксист ждёт, иди,-сказала Клавдия. -Ты что, не отпустила его? -удивилась Марина,-Это ж сколько нужно будет ему заплатить? -Отпустила, не могла слышать как ты с матерью говоришь. Зачем ты так, Марин? Она сына потеряла, ты это понимаешь? -Ты меня будешь учить как мне с матерью говорить? Сама виновата, нянчилась тут с ней, а мне расхлёбывай. -Я думала ты родной человек, она услышит тебя, а ты налетела на неё, беспомощную, только хуже сделала. -Со старыми нужно быть построже, они как и дети силе подчиняются, а ты мать уговорами рассиропила. Я не так говорю? А ты так говоришь? Тебя она услышала? -Всё, хватит, иди домой Марин. -А ты меня не гони, я в доме своих родителей. А вот кто ты тут такая? Алёши нет и ты тут никто. Дом на мать, я единственная наследница и похоже, скоро попрошу тебя с вещами на выход. Маринка нарочито громко хлопнула дверью, давая понять Клавдии кто в этом доме хозяин. Клавдия поспешила к Евдокии Ивановне. -Мам, не плачь, не надо, я сейчас чайку нам согрею, мы с тобой попьём чайку. А может молочка согреть? -Клава, не зови больше Маринку,-попросила Евдокия Ивановна. -Не позову, не переживай. -Трудно тебе со мной, прости ты меня. -Ничего, сейчас чайку попьём, душу согреем,-уговаривала свекровь Клава,-Одна пить чай не хочу, в душу не лезет, а с тобой мама... -Хорошая ты Клавочка, доченька ты моя, прости ты Маринку, не серчай на неё, она всегда спесивой была . -А я не серчаю. -Слышала я Клава, ваш с нею разговор, никто тебя отсюда не выгонит, чую, ты меня дохаживать будешь, потому и дом твоим будет, ты тут целую жизнь прожила, для меня родной стала, Алёшу любила, детей растила, потому дом твой, не волнуйся. -Если честно, когда Марина сказала, что я тут никто, как-то резанула по сердцу, а потом подумала, ну дети то меня не прогонят, если что, в крайнем случае к матери уеду. -Завтра нотариуса пригласи, я дарственную тебе на дом отпишу, будешь полноправной хозяйкой дома, да ты и есть хозяйка, только вот документы в порядок приведём и всё. Был бы жив Лёша, не разрешил бы Маринке так со мной говорить, а сейчас осмелела, обнаглела, ну да ладно, давай пить чай. -Приехала бы ко мне, погостила, помогла. Чего ты там около Евдокии прилипла? У нею своя дочка есть, вот пусть и возится с нею . -Мама совсем слабая, почти ничего не ест, не встаёт. Как я её брошу? -Какая она тебе мама? Я тебе мать, я тебя родила, вырастила, а с нею пусть её Маринка носится. -Маринка приехала, наорала и уехала. Не могу я мам, бросить её одну, родными мы стали, она моих детей вынянчила, никогда слова обидного мне не сказала. -Вот не надо только вот этого. Какие вы родные? Я твоя мать, родная по крови, а кровь это тебе не водица какая, я тоже постарела, мне помощь тоже нужна. -Я попрошу Даню и Славика, приедут помогут тебе, я пока не могу приехать. Жила б ты тут, в одном городе с нами, другое дело... -Ну понятно, чужая тётка дороже родной матери, никто мне тут не нужен, ни Даня, ни Славик твой, днями им тут готовить. Я хотела, чтобы ты приехала. -Мам, услышь меня, не могу я мать оставить одну, тем самым я память Лёши предам. -А меня, родную мать ты можешь оставить? -Мам, ну ты на своих ногах. -А ты ждёшь, когда у меня ноги откажут, тогда заявишься?-высказалась мать Клавдии и отключила телефон. Клава перезванивала матери, но та демонстративно не отвечала на звонки. "Господи, что за человек?-подумала Клавдия,- Теперь звони-не звони, целый месяц не будет отвечать ." Если бы не маленький Саша у Маши, она попросила бы дочь побыть с Евдокией Ивановной, а так придётся Даню посылать к матери, пусть узнает что у неё там стряслось. Евдокия Ивановна слышала разговор Клавдии с матерью, жалко ей было Клаву, по её вине она не может навестить мать. Чтобы увидеть образа в углу комнаты, Евдокия кое- как уселась на кровати и впервые, после смерти Алёши, помолилась. -Господи, помилуй меня, грешную, помоги мне в горе моём, Господи, помоги мне достойно нести его, Господи,-перекрестилась Евдокия и позвала невестку,-Клава, Клава! -Что, мам? В туалет? Евдокия увидела на лице Клавдии следы недавних слёз и попросила: -Сядь, вот тут, рядышком. Клавдия присела рядом со свекровью, обняла её и расплакалась. -Не плачь, Клавушка,- погладила слабой рукой по голове невестки Евдокия,- Не плачь, родненькая. Я кушать хочу, помоги мне дойти до стола, мы с тобой пообедаем. Автор : Вера Майдоровская
    60 комментариев
    1.2K классов
    Любить кофе – это нормально, а вот говорить о нем «вкусное» - для многих до сих пор знак плохого тона. Но стоит ли осуждать тех, кто называет кофе «оно», а не «он»? Словари бы многих удивили: они фиксируют средний род слова "кофе". Правда, нормой он является исключительно для разговорной речи. Да, даже в старом словаре Ушакова можно найти этот несчастный средний род. Откуда же взялся весь этот спор вокруг гендерной принадлежности кофе? Оказывается, еще в 1665 году кофе упоминается в рецепте для царя Алексея Михайловича и описывается в среднем роде. С тех пор русский язык играл с кофе в родовые игры, добавляя формы в мужском роде, но никогда не отказываясь полностью от среднего. Изучая историю, мы видим, что не только в русском, но и в других языках, кофе имел мужской род, что, вероятно, повлияло на его использование в русском языке аристократией. Но в то же время русская языковая интуиция всегда оставляла за кофе право быть и в среднем роде, так как слова, заканчивающиеся на «е», часто относят к этой категории. Интересно, что известные писатели, включая Белого, Толстого, Булгакова, также использовали кофе как средний род. Более того, в начале 20-го века даже появилась попытка закрепить средний род за кофе официально, но она не прижилась. Сегодня в повседневной речи "кофе" в среднем роде встречается всё чаще, хотя в официальных текстах мужской род еще держится.
    80 комментариев
    133 класса
    На фотографии Анастасия Цветаева запечатлена справа. А слева - ее ближайшая подруга, последняя свидетельница и участница Серебряного века, Евгения Филипповна Кунина. Евгения Филипповна была верным спутником Анастасии Ивановны долгие годы. Они окончили одну московскую частную гимназию Потоцкой (Анастасия Ивановна на четыре года раньше). А познакомились только после возвращения Цветаевой из тюрем и ссылок. В повести «Старость и молодость» писательница упоминает о семье Куниных, приютивших и обогревших её в эти тяжёлые годы: «Будь они со мной не с 66, а с 16 лет — о, как было бы мне легче...». Их сердечная верная дружба — со встречами и расставаниями, с каждодневными звонками и открытками — выдержала все испытания и бедами, и болезнями, и славой Анастасии Ивановны. Две русские дворянки во всем поддерживали и помогали друг другу, никогда не теряя веру в добро и в людей. После смерти Анастасии Цветаевой Евгения Филипповна затосковала, ей очень не хватало своей «богоданной сестры Асеньки». Много ли мы знаем примеров настоящей, доверительной, искренней женской дружбы в истории? А в жизни? Построить такие дружеские взаимоотношения очень непросто. Говорят, что женской дружбы не бывает. Этот миф построен на законах ревности, зависти, предательства. Но этот пример дружбы показывает, что женщины могут дружить очень долго, поддерживая друг друга в сложных ситуациях и радуясь успехам подруги. Анастасия Ивановна Цветаева (27 сентября 1894 года, Москва — 5 сентября 1993 года, Москва) — русская писательница, дочь профессора Ивана Цветаева, младшая сестра Марины Цветаевой. Евгения Филипповна Кунина (6 ноября 1898 — 18 марта 1997) — русская поэтесса, писательница и переводчица. Родилась в Москве. Училась в МГУ и в Литературно-художественном институте у Валерия Брюсова, была его любимая ученицей. Работала врачом-стоматологом (кстати, её услугами пользовался Борис Леонидович Пастернак). Вместе с младшим братом Иосифом Куниным написала в 1922 фантастико-иронический роман «Октаэдр», который был опубликован через 75 лет после создания в журнале «Знамя». Бывает так, что человек входит в историю потому, что его оттеняла личность другого. Ее все время встречали в обществе Цветаевой, долгие годы бывшей одной из последних живых свидетельниц и участниц Серебряного века. Между тем сама Евгения Филипповна была человеком необычайно одаренным. Её переводы Куниной из Гюго, Мюссе, Ромена Роллана, Арагона давно признаны классическими.
    72 комментария
    1.5K классов
    Физику я прогуливала, потому что не любила Ирину Петровну. За снобизм, за разделение учеников на "перспективных" и не очень, а также за откровенный интерес к социальному статусу семей. Это проскальзывало в отдельных фразах и высокомерной манере общения. А иногда просто висело невидимым свинцом в воздухе. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ В середине учебного года Ирина Петровна придумала унизительный опрос. Зайдя в класс перед уроком, она попросила поднять руки тех, у кого родители имеют высшее образование. Я как-то сразу сообразила, что к чему и моя тощая, длинная плеть сама потянулась вверх. Учитель обвела взглядом класс и немного споткнулась на мне. К тому времени я уже зарекомендовала себя махровым крeтинoм, поэтому выбивалась из системы координат Ирины Петровны. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ Затем она выдала бумагу и попросила написать профессии родственников. Я почувствовала, как маленькая ложь растёт и превращается во что-то огромное, но очень тёплое и приятное для меня. Склонившись над белоснежным листом, я красивым почерком вывела "хирурги". Немного подумав, дописала "оба". Придумывать каждому родителю престижную профессию мне было лень, а отливать пули про династию хирургов – это пожалуйста. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ Весь следующий месяц Ирина Петровна удивлялась, как в семье хирургов выросла бестолковая лань, но, тем не менее, отношение ко мне стало более лояльным. В конце концов любопытство взяло верх, и зацепившись за какой-то незначительный повод, она вызвала в школу маму. Недели две я тянула кота за хвост, рассказывая, что мама ежедневно оперирует и прийти пока никак не может. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ – Ну, пусть тогда придёт отец, – не унималась Ирина Петровна. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ Папа в то время ходил в море, поэтому я почти не соврала, сказав, что он в командировке преподаёт хирургию арабским студентам. На самом деле папа писал в письмах, что гоняет шваброй по кораблю двух арабов, которые всё время молятся и не хотят работать. Можно было послать в школу бабку Иллюзию Андреевну, но я боялась за хрупкий мир интеллектуалов. Поэтому мы с подружкой Ленкой решили отправить Колю. Коля – это Ленкин дядя. Художник и по совместительству рaздoлбaй. Он был старше нас всего лишь лет на десять, но как говорится, сгорел сарай - гори и хата. Пусть у меня будет молодой, талантливый отец, заведующий кафедрой хирургии. Если я вам скажу, что беседа Ирины Петровны с Колей приняла максимально неожиданный поворот, то, наверное, не скажу ничего. Немного посетовав, что Елена не хочет учить физику, она перешла к своему племяннику, которому требуется операция на печень. Печень Коля мог только нарисовать, поэтому записав диагноз и пообещав посовещаться с коллегами на кафедре – свалил в закат. Дома, выложив передо мной и Ленкой анамнез больного, Николай попросил уволить его с кафедры хирургии. Что дальше? Спросите вы меня. А ничего интересного. Если бы не мой классный руководитель, мы бы скорей всего каким-то образом прооперировали бы племянника Ирины Петровны, но Людмила Ильинична знала моих родителей. Когда она позвонила к нам домой, мама обещала на правах практикующего хирурга вырвать мои ноги без наркоза, но обещание своё не сдержала, потому что тоже врушка. Елена Евдокименко
    315 комментариев
    2.7K класса
    Мне скулы от досады сводит : Мне кажется который год, Что там, где я, - там жизнь проходит, А там, где нет меня, - идет. А дальше - больше, - каждый день я Стал слышать злые голоса : "Где ты - там только наважденье, Где нет тебя - всё чудеса. Ты только ждешь и догоняешь, Врешь и боишься не успеть, Смеешься меньше ты, и знаешь, Ты стал разучиваться петь! Как дым твои ресурсы тают, И сам швыряешь всё подряд. Зачем?! Где ты - там не летают, А там, где нет тебя, - парят". Я верю крику, вою, лаю, Но все-таки, друзей любя, Дразнить врагов я не кончаю, С собой в побеге от себя. Живу, не ожидая чуда, Но пухнут жилы от стыда, - Я каждый раз хочу отсюда Сбежать куда-нибудь туда... Хоть все пропой, протарабань я, Хоть всем хоть голым покажись - Пустое все, - здесь - прозябанье, А где-то там - такая жизнь!.. Фартило мне, Земля вертелась, И, взявши пары три белья, Я шасть туда. Но вмиг хотелось Назад, откуда прибыл я. В. Высоцкий, 1979
    16 комментариев
    444 класса
Увлечения

Публикации автора

В ОК обновились Увлечения! Смотрите публикации, задавайте вопросы, делитесь своими увлечениями в ОК

Показать ещё