Россия за пределами МКАД по-прежнему меряет автомобили по принципу «чем дешевле, тем лучше». Второй причиной неудачи стал тот факт, что «Симбиру» вряд ли светило большое и светлое будущее, его собирались снимать с производства, бросая все силы на производство и доводку УАЗ Patriot. Поэтому первая попытка создать новый внедорожный грузовичок неоднократно проваливалась, и в серии остались привычные «головастики».
И вот в 2008 году в Ульяновске стартовало серийное производство УАЗ-23602-130.
По сути, машина является «сборной солянкой» из UAZ Patriot и УАЗ-3303. У последней машины заимствован только кузов и ряд мелочей, а в остальном это самый обычный УАЗ-31622, что, безусловно, радует. Конструктивных изменений минимум – колесную базу увеличили до 3000 мм (прирост 240 мм) и внесли небольшие изменения в рулевое управление. Для удешевления конструкции передок машины лишили «патриотовских» изысков. Передний бампер, пластиковые арочные накладки и зеркала заднего вида фургонов Cargo не будут красить в цвет кузова. С целью снижения стоимости на грузовички устанавливают и двухсекционные задние фонари от старых «уазиков». Но даже несмотря на вынужденный минимализм выглядит грузовичок симпатично и даже стильно, чем-то напоминая американские малые грузовики, но с неповторимой русской самобытностью. За то, что пикап выглядит полноценным автомобилем, а не машиной, к которой просто прилепили кузов, конструкторам и папе Карло ставим «пять баллов».
А самое главное, потребитель получает новый комфортный салон, и на нем есть смысл остановиться подробнее. UAZ Cargo, как и все «Патриоты», оснащен креслами от SsangYong Rexton. Сиденья достаточно удобные, с ощутимой боковой поддержкой, мягкими подголовниками и большим диапазоном регулировок и даже оборудованы поясничным упором! Но есть ложка дегтя – машина явно не проектировалась под эти сиденья, поэтому рукоятки регулировок, расположенные сбоку подушки кресла, практически прижаты дверью. И для того чтобы отрегулировать кресло под себя, дверь желательно открыть. А значит, во время движения кресло превращается в нерегулируемое. Изменяется и угол наклона рулевой колонки, но к хорошему привыкаешь быстро, и теперь этого кажется уже недостаточно. Вот если бы еще и по вылету регулировалась – было бы «супер». Сама «баранка» заимствована у «Лады-110».
Если на «головастике» с полным комфортом за рулем мог разместиться только горбатый человек, да еще и с разной длиной ног, то на новом фургончике с удобством посадки все в порядке. Отличительная особенность рамных внедорожников – низко размещенные кресла. Поднять их выше не дает потолок, а поднять потолок – значит повысить центр тяжести со всеми возможными последствиями. От этого посадка на машинах рамной конструкции достаточно специфическая. На УАЗе с высотой машины и центром тяжести, похоже, никто не заморачивался, поэтому кресло водителя расположено полегковому. Так что даже в длительных поездках водителю будет вполне комфортно. Благо, шумоизоляция в кабине отличная. Только на скорости более 120 км/ч появляется назойливый шум и неприятные вибрации. Сбрасываешь скорость до «сотни», и в салоне становится тихо и комфортно, никаких лишних звуков – красота. Для полноприводного грузового автомобиля с тентом это более чем достойный результат. Позже мы узнали, что шумоизолирующими материалами отделаны не только моторный отсек и капот, но и днище грузовичка, что оградило салон от шума трансмиссии.
Благодаря высокой посадке обзорность с места водителя неплохая. Большие зеркала заднего вида размещены на удлиненных кронштейнах, поэтому даже широкий кузов с тентом не мешает контролировать ситуацию сзади. Педальный узел нам тоже понравился. Педали мягкие, но информативные, работа с ними не вызывает затруднений, они даже расположены на одной высоте (в отличие от УАЗ-3303). Слева предусмотрена площадка для отдыха ноги. В общем, все было бы просто отлично, если бы не одно «но». Тесновата двухместная кабина. Багаж можно разместить только в узком проеме между сиденьями и задней стенкой. Но даже сумка небольших размеров там не поместится, ее придется грузить либо в кузов, либо ставить под ноги пассажиру. Салон УАЗа даже нельзя сравнить с салоном «ГАЗели», у последней он хотя бы трехместный, да и под пассажирским диваном достаточно свободного места для багажа. Даже в кабине «головастика» места, похоже, не меньше, сумку там тоже можно разместить под пассажирским сиденьем, на крайний случай багаж поместится и на моторном тоннеле между пассажиром и водителем. В УАЗ Patriot Cargo между креслами установлен бокс с двумя небольшими «бардачками». Места для мелочей – это неплохо, но в данном случае было бы уместнее не занимать хоть этот пятачок. Но и тут сработал принцип минимального изменения конструкции, на Patriot в заднюю стенку бокса врезаны дефлекторы отопления для пассажиров второго ряда сидений. На грузовичке задних пассажиров, естественно, нет, но сам бокс остался.
В общем, тесновато. Вот если бы за сиденьями места побольше было… Понятно, что теснота салона продиктована объективным желанием предоставить потребителю кузов максимально возможного объема. Ведь если удлинить кабину, то придется либо укорачивать, либо смещать кузов. И то и другое крайне нежелательно, поэтому кабину пришлось урезать.
Настоящее сердце
На пикапе Cargo, как и на прародителе Patriot, установлен бензиновый 16-клапанный двигатель ЗМЗ-409.10 с распределенным впрыском. За работу электроники отвечает обновленный блок управления двигателем МИКАС-11 с расширенными функциями контроля работы системы зажигания.
Кстати, на «Патриотах» этот мотор заслужил неплохую репутацию. Двигатель ЗМЗ далеко не в топ-листе основных претензий к джипам из Ульяновска. И действительно, на нашем тесте мотор показал себя неплохо. Правда, неприятный осадок от большого расхода топлива все же есть. Чтобы остаться полностью удовлетворенным эксплуатационными качествами мотора, желательно иметь личную нефтяную скважину и небольшой заводик по производству бензина. Будем над этим работать. А сейчас просто прокатимся. Порожний грузовичок без проблем разгоняется до 130 км/ч. Наверное, можно и больше, но это уже не езда, а борьба за выживание. Вот дедушка «головастик» всю жизнь перебивался 60–80 км/ч и никуда не опоздывал. А сколько бензина сэкономил – и не сосчитать! Так что рекомендую поберечь свои денежки и нервы и больше «сотни» не шпарить. Как мы уже говорили, при такой скорости в салоне достаточно комфортно, машина неплохо держит дорогу, легко управляется. Кстати, на груженном до полной массы Cargo даже 128 «коней» не способны разогнать машину больше чем до «сотни» с мелочью. Хотя по паспорту максималка должна быть на треть выше.
Истинная стихия УАЗа – снег, слякоть, грязь и другие незаменимые в сельском хозяйстве природные дары. И тут, как все мы прекрасно знаем, конкурентов у рамных ульяновских машин просто нет. Не будем долго рассказывать о том, как мы бороздили просторы большого болота на тестовом пикапе – предел проходимости УАЗа надо просто почувствовать. Бьюсь об заклад, что этот «зверь» на настоящем бездорожье способен утереть нос практически любому импортному пикапу, который на настоящую коммерческую работу не рассчитан.
Интересной особенностью тестовой машины является отсутствие на переднем мосту так называемых флажков-хабов, предназначенных для блокировки мехколесного дифференциала переднего моста. Конечно, конструкция с жестко подключаемым мостом давно устарела, но к ней все так привыкли, что даже несмотря на заверения дилеров мы не могли поверить в отсутствие под декоративными колпаками колесных муфт. Но это оказалось правдой, в трансмиссии применены некие корейские узлы, о которых нам ничего узнать так и не удалось. Даже у знакомого с Ульяновского автозавода. Так что пока констатируем факт: хабов на тестовой машине нет, но на поведение машины в условиях бездорожья это никак не повлияло. По крайней мере, лезть в грязь для жесткого выключения работы дифференциала не пришлось.
Работа трансмиссии (если не считать небольших закусываний рычага включения полного привода) нам понравилась. Педаль сцепления на удивление мягкая, но информативная. Она позволяет легко контролировать скорость вращения колес при движении внатяг. Рулевое управление также подтянули к мировым стандартам, отказавшись от использования набивших всем оскомину борисовских гидроусилителей. Немецкие агрегаты Delphi обеспечивают легкое вращение рулевого колеса даже на месте, при этом во время движения ощущается четкий ноль и пропорциональное обратное усилие.
Профилактика заболеваний
Что касается обслуживания нового пикапа, то здесь у потребителей не должно возникнуть проблем. Продажи Patriot идут неплохо, завод заинтересован в наращивании объемов продаж, а значит, и с поставкой запчастей перебоев не ожидается. Практика показывает, что мотор ЗМЗ даже со сложной электроникой сильно не капризничает, а корейская КП Dymos уже прижилась в наших широтах, ее обслуживание и ремонт – пройденный этап для многих СТО. А вот самостоятельный мелкий ремонт силовой линии может вызвать массу затруднений из-за нелегкого доступа к мотору. На предусмотренную площадку бампера даже забраться непросто, не говоря уж о работе, согнувшись в три погибели. Уровень масла можно проверить и стоя на земле, но чтобы дотянуться до щупа, водителю придется вытянуть руку и почти лечь на двигатель. Хочется верить, что он будет без масляных потеков, иначе остаться чистым не удастся.
С грузоподъемностью и полной массой ситуация складывается неоднозначная. При полной массе автомобиля 2775 кг и грузоподъемности 815 кг нагрузка на передний мост в идеале составляет 1090 кг, на задний – 1685 кг. При этом в снаряженном состоянии на передний мост Cargo как раз и приходится 1090 кг, и это значит, либо весь груз ляжет на задний мост пикапа, либо передок окажется перегруженным.
Стоит пояснить, что задние колеса фургона расположены даже не посередине кузова, а значительно ближе к его переднему краю. Это при том, что колесную базу удлиняли! Правда, длинная база – серьезный недостаток для геометрической проходимости внедорожника. Поэтому, установив на Cargo кузов от «головастика», получили такой огромный задний свес!
Это, во-первых, сильно нагрузило заднюю подвеску (в чем мы и убедились, положив в кузов балласт), а во вторых, серьезно ухудшило характеристики проходимости машины, ведь при такой загрузке у переднего моста нет должного сцепления с дорогой.
Перегружать машину категорически нельзя, даже при своих 800 кг нагрузки задние рессоры не просто выпрямились, но даже сыграли в обратную сторону. Да и остальным элементам задней подвески перегрузки жизни явно не добавят, ведь даже расчетные 815 кг для него предел возможностей. Правда, один мой знакомый добавил на каждую сторону по две рессорные пластины и уже несколько лет ездит на УАЗ-23602, смело загружая в машину тонну и более. Когда-то муссировались слухи, что в Ульяновске планируют выпускать пикапы с несколькими вариантами грузоподъемности, вплоть до 1300 кг, но при подобной компоновке кузова это маловероятно.
В заключение скажем, что при загрузке машины балластом нам все же удалось точно соблюсти предписанные заводом нагрузки на оси автомобиля. Такой фокус вполне возможен, если груз размещать непосредственно над задним мостом, любое же его смещение вперед либо назад перегружает одну из осей.
Нет комментариев