Немногие западные компании могут похвастаться своей работой на советском рынке. Да и понятие “советский рынок” в определенной степени звучит абсурдно. Плановая экономика и отсутствие свободного рынка для бизнеса, впрочем, как и самого бизнеса в СССР, приводило к тому, что в Советском Союзе сложилась своя культура потребления. Она отличалась дефицитом, дешевизной, а также просто отвратительным сервисом.
Очередь в СССР
Большой редкостью и популярностью пользовались западные товары, которые отличались от всего того, что было доступно в магазинах тех времен. В рекламе данные товары, а также марки и компании просто не нуждались. Дефицит делал свое, и люди сами гнались за заморскими брендами.
За всю историю Советского Союза лишь несколько компаний смогли официально работать в СССР. Одной из самых последних и самых популярных стала “Макдоналдс”.
Путь к советским гражданам
Советский Союз за свою историю часто копировал все западное. Естественно, все это преподносилось, как чисто советское. Самолеты, автомобили, бытовые товары, продукты питания и даже ракеты. Все это не было чуждо социалистическому лагерю. Иногда с опозданием в десятилетия, иногда сразу, но советский человек получал доступ к определенным товарам разработанным на западе, но произведенным уже в СССР, с типичным ГОСТом и маркировкой какого-нибудь завода.
Этикетка напитка «Байкал»
Не всегда все чисто копировалось. Например, такой знакомый всем лимонад “Байкал”, стал нашим ответом американской “Кока-Коле”. Ну и как ведется, разработан он был по поручению партии. Вопрос о том, чтобы граждане СССР получили доступ к некоторым потребительским товарам, производимым западными компаниями, причем под их маркой, впервые был поднят только в 70-х годах.
Именно в это время, с российским транслитом на обертке, начала появляться “ПЕПСИ”. Это произошло благодаря договоренности между США и СССР. В ответ на импорт прохладительного напитка, Советский Союз получал права на экспорт в Соединенные Штаты “Столичной” водки. Так же появились и некоторые другие товары, например сигареты “Мальборо”, даже показанные в фильме “Иван Васильевич меняет профессию”.
Во время проведения Олимпиады в Монреале, в 1976-ом году, в переговорах между Советской и Канадской сторонами, впервые прозвучала возможность открытия В СССР фирменного заведения быстрого питания “Макдоналдс”. Однако, в конце 70-х, начале 80-х, отношения с Западом снова начали портится. После вторжения советских войск в Афганистан, международная обстановка очень накалилась, и об открытии советского рынка, не могло уже и быть речи.
Карикатура на бойкот советской олимпиады
Падение уровня взаимных контактов коснулось не только политической сферы, а всего остального. Последовали взаимные бойкоты олимпиад в Москве и Лос-Анджелесе. Упал уровень культурного взаимообмена, который и до того был на мизерном уровне.
Ситуация изменилась с началом “перестройки”. Начало реформ дало свой результат, и в руководстве компартии уже не так категорически начали относится к иностранному капиталу. Кроме того, начались первые очень маленькие шаги к будущей рыночной экономике.
В конце 80-х годов начались переговоры между американской и советской сторонами, и в 1988-ом году при поддержке Моссовета был подписан договор про создание предприятия “Москва-Макдоналдс”.
Строительство
После подписания соглашения об учреждении совместного предприятия, в советских газетах появились объявления про набор сотрудников в будущее заведение. Всего на вакансию откликнулось более 25-ти тысяч человек.
День открытия
Попасть на работу в первый в стране иностранный фастфуд было не так то просто. Отбор проводился достаточно жесткий. В народе даже говорили, что на работу специально не брали красивых девушек, мол такая политика фирмы. Так ли это было, точно не известно, но менеджеры фирмы точно не брали людей имевших опыт работы в советском общепите. Это было сделано специально, чтобы сотрудники не принесли с собой хамские привычки и пренебрежительное отношение к клиентам, очень распространенные в те года в советских буфетах, столовых и кафе.
Мнение эксперта
Раиса Григорьевна Поволжская
Бухгалтер, руководитель магазина "Московский дом книги на Арбате", торговый представитель по внешней торговле СССР со странами Западной Европы.
В итоге, на работу в Макдоналдс попали очень перспективные молодые люди. Большинство с высшим образованием, причем студенты или выпускники престижных московских университетов, владеющие иностранными языками и навыками работы на компьютерах.
Будущие работники проходили подготовку на фирме, где их, наверное первых в Советском Союзе, обучали западному стилю корпоративной этики. Им устраивали занятия по психологии, навыкам работы с клиентами, правилам этикета и всему остальному, что было для советского человека в новинку. Забегая вперед, нужно сказать, что в те годы, работа в Макдоналдсе считалась верхом карьерной лестницы. Ведь фирма позволяла продвигаться и расти внутри компании, естественно увеличивался и доход.
Посещение «Макдоналдса» в 90-е годы стало едва ли не обязательным пунктом программы гостя Москвы
Местом для первого заведения было выбрано помещение бывшего кафе “Лира” на Пушкинской площади в Москве. Строительство было поручено в большинстве, гражданам Югославии. До сих пор не понятно почему был сделан именно такой выбор строителей. Видимо американцы не сильно доверяли русским рабочим, наслышавшись об нравах того времени, где в эпоху дефицита, было принято немного, но подворовывать себе. Тем более, материалы, пластик и элементы внутреннего интерьера были иностранными и так просто найти что-то подобное в СССР было не просто.
Жители Советского Союза знали о существовании сети заведений быстрого питания компании “Макдоналдс”. Преимущественно эти знания были приобретены из зарубежных фильмов, где часто можно было встретить всем известный знак — стилизованную букву “М”. Однако, мало кто верил, что что-то подобное может появиться в СССР. Даже когда начали ходить слухи про открытие заведения в Москве, люди по прежнему скептически воспринимали подобную информацию. По воспоминаниям одного из жителей Москвы, занимавшегося перевозками стройматериалов, он не верил, что в Москве строиться Макдоналдс, и лишь когда подвозил пластик на стройплощадку, сумел рассмотреть будущую витрину. Рассказав это дома, жена так и не поверила ему. Из этой истории следует понимать вытоки того ажиотажа, который начался с открытием заведения. Люди наконец смогли сами попробовать то, что могли видеть лишь в фильмах. Да и сами западные фильмы были тогда не особо и разрешены.
Открытие первого фастфуда
Открытие заведения было назначено на 31-е января 1990-го года. Как и водилось в Советском Союзе без очереди не обошлось и здесь. При чем очереди были настолько большими, что московским городским властям пришлось задействовать милицию, которая контролировала общественный порядок и очередь с помощью металлических заслонов, как при больших футбольных матчах.
Торжественное открытие
С самого утра выстроились чуть ли не километровые очереди, и это при том, что площадь помещения была свыше двух тысяч квадратных метров, а посадочных мест было рассчитано на 900 человек. Первые дни работы фастфуда в Москве разрушили саму концепцию идеи “быстрого питания”. Но люди шли на открытие не для того, чтобы просто поесть, а именно почувствовать свою сопричастность к другой, западной культуре.
Открытие первого заведения стало целым событием на котором присутствовали не только советские, но и иностранные журналисты. Еще до открытия, они расспрашивали стоявших в очереди не столько о самом отношении и мотивации людей, желающих попасть в Макдоналдс, как о политических темах. Ведь это было событие не столько экономическое, а скорее имело культурный и политический феномены, ознаменовавшие изменения, которые происходили в СССР.
На открытие Макдоналдса в тот день пришло свыше 30-ти тысяч человек, что стало абсолютно рекордным на тот момент в истории американской сети фастфудов.
Мнение эксперта
Лариса Антоновна Карельская
Заведующая отделом, в московском ГУМ на протяжении более, чем 10 лет.Продавец в "Детский мир на Лубянке".
Первыми посетителями стали воспитанники одного из подмосковных детских домов, которых специально привезли на автобусе и бесплатно угощали. Стоить отметить, что достаточно большой процент от выручки компании “Макдоналдс” в тот день, был перечислен в благотворительные фонды помощи советским сиротам.
Люди занимали очередь еще с ночи, и выстаивали по четыре, а то и по шесть часов. Естественно, находились и предприимчивые граждане, которые продавали свои места в очереди. По воспоминания людей, стоило подобное удовольствие от одного рубля и выше.
Значки
Цены в самом ресторане, а именно так его называли советские люди, были по истинному ресторанными для покупателей конца 80-х, начала 90-х годов. За гамбургер нужно было выложить один рубль шестьдесят копеек, Филе-о-Фиш — три рубля двадцать пять копеек, а Биг Мак — около четырех рублей. Нужно понимать, что за один такой “бутерброд” можно было заказать полноценный комплексный обед в советском кафе, либо неплохо отдохнуть в ресторане.
Но дело было не в цене. Люди приходили целыми семьями, чтобы увидеть что-то совсем отличное от советских кафе и столовых. Это было как поход в парк развлечений. Очень яркие витрины и интерьер, светящиеся табло с ценами и нарисованными блюдами, улыбающийся и любезный персонал, разноцветная пластиковая посуда, с фирменной маркировкой, которую часто забирали с собой как сувенир, — все это было в новинку советскому человеку. На первых порах, людей даже пугали улыбающиеся кассиры и официанты. Так впервые в советское общество начали проникать западные стандарты качества и обслуживания. Первым стал Макдоналдс.
Макдональдс внутри
Это сейчас никого не удивишь яркой витриной и любезным персоналом, но для людей той эпохи это был культурный шок, но надо сказать, приятный шок. Впоследствии, Макдоналдс на Пушкинской стал первым и единственным в СССР. Второй ресторан открылся в 1993-м году, уже в демократической России.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев