История здания "Русской Драмы"
В 1870-х годах на углу улиц Молоканской,7 (Хагани) и Прачечной (ныне Гоголя) было построено одноэтажное каменное здание, принадлежащее купцу Ивану Федоровичу Федорову-Лоскутову, одному из владельцев фирмы "Бр. Федоровы и Павловы". Здание имело общую площадь около 185 квадратных метров и включало как жилые квартиры, так и торговые помещения.
Фирма "Бр. Федоровы и Павловы" была одной из крупнейших и успешных в своей отрасли в то время, уступая по объемам лишь товариществу нефтяного производства братьев Нобель. Однако, в 1885 году фирма обанкротилась, и все ее имущество, включая упомянутое здание на улице Молоканской, было выставлено на торги.
Участок с зданием был куплен богатым купцом Гаджи Хашимом Бек Керимовым, который преобразовал здание в складские помещения для своих потребностей.
Али Гейдар, сын Гаджи Хажима Бека Керимова, отличался необычными интересами и стремлениями к новому. Он провел много времени в путешествиях по Японии и Китаю, что глубоко повлияло на его взгляды и амбиции.
По возвращении Али Гейдар решил перестроить старый склад, превратив его в кинотеатр в стиле японо-китайской пагоды. Это был не просто ремонт, а настоящая стилизация, которая превратила склад в уникальное и красивое здание, выходящее на молоканский сад. Таким образом Али Нейдар продемонстрировал свою креативность и умение видеть красоту в простых вещах, создав уникальное здание, которое являлось центром притяжения для местных жителей.
Однако остается вопрос об источнике финансирования проекта. Помимо собственных средств, на перестройку кинотеатра микадо Али Гейдару, вероятно, помог его тесть - Мансуров Мешади Сулейман Бек Мешади Мелик-Мамед Бек оглы, потомственный бек и землевладелец, который поддержал его идею и помог реализовать ее.
История здания "Микадо" в Баку началась 26 декабря 1916 года, когда открылся "Большой художественный кино-театр Микадо". Название театра указывает на разнообразие представлений, которые проводились на его сцене, включая как спектакли, так и киносеансы.
В период существования первой Азербайджанской демократической республики (1918-1920 гг.) в здании "Микадо" располагался "Пель-Мель" - уникальное заведение, которое сочетало в себе черты клуба и театра.
Однако, после прихода советской власти в 1920 году, помещение "Микадо" было передано государственному театру русской драмы под управлением А.В. Полонского. Позднее театр был ликвидирован, а на его месте был создан Бакинский рабочий театр (БРТ) 29 апреля 1923 года по решению Бакгорисполкома.
Именно в это период театр получил свое новое название и начал свою деятельность как Бакинский рабочий театр, занимая здание "Микадо". Первоначально театр назывался Бакинским свободным сатир-агиттеатром, но позднее был переименован в БРТ. Сатир-агиттеатр был основан в 1920 году как театр малых форм для пролетарской бедноты с целью осуществления политической агитации. Под руководством В.З. Швейцера театр был сформирован из остатков труппы театра Н.Ф. Балиева "Летучая мышь" и коллектива театра "Момус", расформированного революционным правительством.
В 1926 году, после переименования в БРТ, состав труппы пополнился актерами из разных городов, включая Одессу, Москву и Иркутск. БРТ продолжил свою деятельность под руководством В.З. Швейцера и стал частью Закавказского театрального объединения.
Театр определил свою работу как "реальный конструктивизм", подобный системе неореализма, разработанной в театре им. Мейерхольда в Москве
Здание театра до 1928 года было не тронуто и радовало глаз своей нездешней пагодой. Однако, в 1928 году было принято решение о перестройке здания в духе советского конструктивизма. В результате перестройки, здание приобрело совершенно другой вид, которое представляло собой уродливую и темную постройку, напоминающую скорее заводской корпус или тюрьму. Старая архитектура была разрушена до основания, но сохраненные элементы использовались для создания необычного и несуразного здания. Старые арочные окна были заложены или закрыты, двери стали массивными и утратили изящность.. Второй этаж лишился окон, а третий этаж был закрыт стенкой сверху, обозначающей четвертый этаж, хотя за ней не было ничего, кроме воздуха. Угол, где находилась пагода, превратился в уродливый трехгранный узел.
В 1937 году театр переименовывают в Азербайджанский государственный Краснознаменный театр русской драмы.
После окончания Второй мировой войны был проведен капитальный ремонт здания театра без перестройки.
В 1956 году театр получил новое название - Азербайджанский государственный русский драматический театр имени Самеда Вургуна. Однако спустя некоторое время стало очевидно, что здание нуждается в капитальном ремонте.
В 1962-1964 годах была проведена полная реконструкция здания под руководством 1-й мастерской Азгоспроекта Ивана Саркисова и Ханум Рахмановой. Результат оказался совершенно другим – здание было лишено индивидуальности и превратилось в квадратное, прямоугольное сооружение, похожее на обычный дом культуры.
В 1980-х годах здание претерпело еще одну трансформацию фасадов, однако сохраняло исходную форму. В наше время здание русской драмы прошло еще одну трансформацию внешнего вида, получив современную «начинку» – от технического оснащения до удобств для зрителей.
Последнее обновление внешнего облика театра произошло в 2006-2008 годах. Кроме архитектурных изменений, здание обновилось внутренними технологиями и удобствами для зрителей.
За сто лет с момента строительства складов, здание театра претерпело много изменений в своем внешнем виде, однако все еще сохраняет свою историческую ценность и значимость как одно из культурных символов города.
Впервые публикую статью об этом здании, что он никогда не был построен купцом Гаджи Керимовым!
Автор статьи - архитектор, блогер Стася Орлова-Строганова
Нет комментариев