День памяти великого поэта связан с печально известной дуэлью с Жоржем Шарлем Дантесом, французским офицером-кавалергардом. Дуэль состоялась 8 февраля (по старому стилю 27 января) 1837 году на окраине Санкт-Петербурга, в районе Черной речки. Конфликт между дуэлянтами разгорелся из-за жены Александра Пушкина — Натальи Николаевны Пушкиной.
"...И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шёпотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать."
Михаил Лермонтов
Интересные факты из жизни Пушкина
Этот забавный случай, произошедший с Пушкиным еще во время его пребывания в Царскосельском лицее, показывает, насколько остроумен и находчив был молодой поэт. Однажды он задумал удрать из лицея в Петербург погулять. Отправился к гувернеру Трико, а тот не пускает, да еще и пугает, что будет следить за Александром. Но охота пуще неволи – и Пушкин вместе с Кюхельбекером удирает в Питер. За ними последовал и Трико.
К заставе первым подъехал Александр. У него спросили фамилию, и он ответил: «Александр Однако!» Заставный записал фамилию и пропустил его. Следующим подъехал Кюхельбекер. На вопрос, как его фамилия, сообщил: «Григорий Двако!» Заставный записал фамилию и с сомнением покачал головой. Подъезжает, наконец, и гувернер. Ему вопрос: «Ваша фамилия?» Отвечает: «Трико!» «Врешь,– кричит заставный,– здесь что-то недоброе! Один за другим– Одна-ко, Два-ко, Три-ко! Шалишь, брат, ступай в караулку!» Трико просидел целые сутки под арестом при заставе, а Пушкин с другом спокойно нагулялся в городе.
Русский писатель по характеру был вспыльчив, задирист, неугомонен, остер на язык, любил шутки и обладал не малым чувством внутреннего достоинства.
Несмотря на то, что потомка Ганнибала нельзя было считать верхом физической красоты, при росте 166.7 см (2 аршина 5 вершков с половиной) и совсем неброской внешности, он сам много любил и был любим женщинами.
"Его тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное."- так отзывалась о поэте Л. П. Никольская.
Во время венчания 32 –х летнего поэта с Натальей Гончаровой, которой в ту пору шёл девятнадцатый год, произошел нелепый неприятный случай: кольцо выскользнуло из рук жениха и упало на пол, к завершению всего, потухла свеча. Пушкин счел это дурным предзнаменованием, очень переживал, но все равно был счастлив семейной жизнью, преданно любил свою красавицу-жену, был верен ей по воспоминаниям очевидцев, как и она была ему верна.
По воспоминаниям современников, Пушкин был некрасив и низок ростом, однако это не мешало пользоваться ему ошеломительным успехом у женщин. Сам поэт заявлял, что одержал более ста любовных побед за свою жизнь. Главной любовью Пушкина стала его супруга, Наталья Николаевна Гончарова, однако на всех балах поэт предпочитал держаться подальше от жены: Наталья Николаевна была на 10 см выше своего супруга, и Пушкину не нравилось, что это комичное неравенство может бросаться людям в глаза.
Кроме женщин Пушкин не менее страстно любил карты, причём проигрыши были не редким явлением, так что частенько семья оставалась без средств к существованию. Однако и в работоспособности поэт не уступал своим качествам, за ночь мог написать поэму или несколько стихов на заказ, но даже это не спасало семью от постоянной материальной нужды - долги не заканчивались.
И мало кто знает ещё об одном хобби поэта: бокс. Александр Сергеевич занимался этим видом спорта и даже выписывал из Англии журнал, посвященный этим вопросам.
Смех Пушкина производил столь же чарующее впечатление, как и его стихи. Художник Карл Брюллов говорил про него: "Какой Пушкин счастливец! Так смеется, что словно кишки видны". И в самом деле, Пушкин всю жизнь утверждал, что все, что возбуждает смех, - позволительно и здорово, а все, что разжигает страсти, - преступно и пагубно.
Александр Сергеевич много времени уделял своей внешности: носил бакенбарды в ту пору была на них мода, делал маникюр на руках и даже регулярно захаживал в маникюрный кабинет. На мизинце его всегда был длинный ноготь, спрятанный в золотой напёрсток.
Поэт в совершенстве владел иностранными языками: английским, французским, греческим, немецким, испанским, итальянским и латынью, осваивал славянские языки. Его библиотека насчитывала три с половиной тысячи томов книг, большая часть которых на иностранном языке.
Александр Сергеевич отлично знал историю и написал подробное научное исследование "История Пугачёвского бунта". Работал над полной историей Петра I. Все работы его были основаны исключительно на архивных документах.
Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался записками с Императором Николаем I. Записки передавали два выдающихся человека: В. А. Жуковский - поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II, и Н. Ф. Арендт - лейб-медик императора Николая I, врач Пушкина.
Поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли: " …жду царского слова, чтобы умереть спокойно…"
Государь: "Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки". Считается, что эту записку передал Жуковский.
Свидетель кончины – Жуковский рассказал:
Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
Что выражалось на нем, - в жизни такого
Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья
Пламень на нем; не сиял острый ум;
Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, веселою мыслью
Было объято оно. Мнилося мне, что ему
В этот миг предстояло как будто какое виденье
Что-то сбывалось над ним… И спросить мне хотелось:
Что видишь?
Во всем мире насчитывается примерно 270 памятников великому поэту. Около 200 из них находятся на территории России. Другие монументы установлены в Армении, Греции, Канаде, Мексике, Турции, Бельгии, Китае, Словакии и других государствах. Большой интерес представляет памятник Пушкину в Эфиопии, откуда произошли предки поэта. В столице государства, Аддис-Абебе, установлена бронзовая фигура Пушкина, а на мраморном постаменте высечена надпись: «Нашему поэту».
Нет комментариев