Луис Барт Майер, американский кинопродюсер, руководитель и один из основателей голливудской киностудии "Metro-Goldwyn-Mayer", известный также как один из основателей и американской Академии кинематографических искусств и наук, вручающей ежегодно кинопремию "Оскар" (предложенную им же), однажды сказал: "Звезда создается тщательно и хладнокровно, создается из ничего". И лишь одной этой фразой он показал истинное отношение к актёрам, работающим на студии, и оправдывал то, что студия, "вырастив" звезду, получала полный контроль над её жизнью.
Актёры старого Голливуда были под постоянным наблюдением, им диктовалось, как выглядеть, что носить, как себя вести, студия не гнушалась даже тем, что вмешивалась в их личную жизнь, контролировались романы и семейные взаимоотношения. Актёры находились под постоянным давлением, зарабатывали себе стрессы и болезни, кто-то с этим вынужден был мириться, кто-то уходил.
Расскажу сегодня о том, какие требования предъявлялись к актёрам классического Голливуда раньше и на какие жертвы приходилось идти этим людям, чтобы работать в профессии.
Рита Хейворд.
Раньше в Голливуде практиковалось заключение долгосрочных "кабальных" контрактов, не позволяющих актёру, связанному условиями этого контракта, самому выбирать себе роли, поэтому он вынужден был соглашаться на всё, что ему предлагалось. Если актёр отказывался сниматься, то его настигали санкции, прописанные в том же контракте: отстранение от работы на определённый срок и запрет на трудоустройство в другом месте.
В борьбу с несправедливой студийной системой вступила актриса Оливия де Хэвилленд (Мелани Гамильтон в "Унесённых ветром"). Она была первой, кто обратился в суд за защитой своих прав, и победила в этом процессе. В результате этой победы контракты теперь с актёрами заключались на срок не более 7 лет.
Оливия де Хэвилленд.
К каждому актёру был приставлен так называемый "ассистент", который "присматривал" за ним и "помогал" ему, но по своей сути, роль такого человека заключалась в том, что он попросту шпионил и докладывал потом обо всём студийному руководству
Студия контролировала и внешний облик актёров.
Кэтрин Хёпберн.
Актриса Кэтрин Хёпберн предпочитала носить брюки и всегда приходила в студию в джинсах, не реагируя на замечания по поводу её гардероба, костюмеры пытались убедить актрису носить юбки. Однажды, пока актриса была занята съёмками, её джинсы из гримёрки буквально конфисковали. Но актриса от своего не отступилась, юбку, как от неё требовали, не надела, и...вышла из гримёрки на площадку в нижнем белье, настаивая на том, чтобы ей вернули её джинсы.
Кэтрин Хёпберн, Марлен Дитрих, Мэрилин Монро и Грета Гарбо.
Фигура Мэрилин Монро всегда привлекала повышенное внимание. И студия, конечно, эксплутируя её образ в своих интересах, тщательно следила за внешним обликом актрисы, вплоть до того, чтобы ещё более подчеркнуть природные данные, настоятельно рекомендуя вкладывать в бюстгальтер шарики или несколько сшитых между собой пуговиц.
Контракты, заключаемые студией с актрисами, предусматривали не только финансовую сторону вопроса, но и...сохранение стройной фигуры на весь период действия контракта. Причём определение параметров соответствия или несоответствия веса актрис студия тоже брала на себя. Если, по мнению работодателя, актриса набирала вес, то её заставляли придерживаться жёсткой диеты, вопросы здоровья и последствий таких мер никого не интересовали.
Грета Гарбо, например, однажды в течение 3-х недель питалась исключительно шпинатом, а Марлен Дитрих - томатным соком и крекерами.
Актёры работали буквально на износ, что не могло не повлечь проблемы со здоровьем, нельзя было взять ни больничного, ни отпуска. Контракты были составлены таким образом, что студии во время "вынужденного простоя", вычитали свои убытки из зарплат актёров и не за дни или недели, а буквально - за каждую минуту.
Джуди Гарленд.
Однажды Джуди Гарленд, заболев, задолжала студии 100 тысяч долларов.
Вивьен Ли, работая над своей ролью в картине "Унесённые ветром", 125 дней снималась 6 дней в неделю по 16 часов.
Вивьен Ли.
Боссы киностудий вели себя вольно и развязно, отсутствие уважения к актёрам зачастую переходило даже в оскорбления.
Например, во время съёмок Джуди Гарленд в "Волшебнике страны Оз" называли "толстым поросёнком с косичками" и тщательным образом контролировали все её приёмы пищи.
Джуди Гарленд в фильме "Волшебник страны Оз".
Не секрет, что киношные боссы гнались, прежде всего, за кассовыми сборами, деньги были на первом месте. Но случалось, что сборы с картин не оправдывали своих ожиданий. И обвинялись в этом актрисы, сыгравшие в том или ином фильме. Таких актрис награждали обидным и презрительным прозвищем "кассовый яд". "Удостоились" так называться в разное время Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн и Джоан Кроуфорд. Термин этот, кстати, жив до сих пор.
Гарри Кон.
Боссы цеплялись буквально ко всему, даже если, казалось, причин для их неудовольствия не было. Гарри Кон, основатель, президент и продюсер компании "Columbia Pictures", например, впервые увидев Кэрол Ломбард, в нахальной манере заявил ей, что "её волосы слишком белые, и это делает её похожей на легкодоступную женщину". Кэрол тогда не растерялась и смогла достойно ответить на этот оскорбительный выпад.
Кэрол Ломбард и Джоан Кроуфорд.
Студии были категорически против материнства. Ведь это могло вызвать тот самый "вынужденный простой". А для актрис это грозило крахом карьеры, поскольку большие боссы были уверены, что популярность актрисы и её привлекательность в глазах поклонников напрямую зависела от отсутствия у неё детей.
На невероятный шаг решилась актриса Лоретта Янг: она вначале... отдала своего ребёнка в детский дом, а потом его усыновила. Так было можно, усыновление детей приветствовалось, поскольку актрисе это создавало положительный имидж, а студийным боссам "капали" деньги с кассовых сборов, поклонники охотнее шли на показы фильмов с участием таких "заботящихся о сиротках" актрис. А скрыть беременность Лоретте Янг помогли тоже на студии, обычные люди, понимающие всю сложность ситуации.
Лоретта Янг.
С детьми на площадках никто не "миндальничал". Они работали наравне со взрослыми. Та же Джуди Гарленд, попавшая в Голливуд в совсем юном возрасте, "пахала" на ниве кинематографа 6 дней в неделю по 18 часов в сутки, а затем, без какой-либо передышки, приступала к съёмкам в новой картине.
Ширли Темпл, ставшая первым в мире ребёнком-актёром, получившим "Оскар", писала в своей биографии о работе детей-актёров так: "Время -деньги. Потраченное время означает потраченные впустую деньги - это проблемы".
Ширли Темпл.
C 1934 по 1968 годы в Голливуде действовал так называемый кодекс Хейса, который представлял собой не что иное, как набор отраслевых рекомендаций по самоцензуре студиями выпускаемого контента. И киноиндустрия подчинялась правилам, закреплённым этим кодексом, например, запрещающим излишне страстные поцелуи в кадре. Поэтому поцелуй мог длиться не более 3-х секунд.
Если по сценарию пара находилась в законном браке, то по правилам кодекса Хейса их показывали спящими в разных кроватях, а то и комнатах. Для соблюдения целомудрия на экранах также кодекс предписывал, чтобы в романтических сценах объяснений в любви, происходящих на кушетке или диване, одна нога актрисы обязательно должна была стоять на полу.
Кадр из фильма "Унесённые ветром".
Конечно, каждому времени своё, и актёры Голливуда современного никогда бы не пошли на такие жертвы, пусть даже и во имя искусства. Нравы нынче совсем другие, да и любой "какой-то не такой" взгляд в твою сторону может послужить основанием для обращения с иском в суд к "обидчику".
Свод рекомендаций в Голливуде существует и сейчас, однако это уже, скорее, негласный кодекс, поскольку кодекс Хейса был отменён в 1967 году. И в современности все условия для актёров предварительно обсуждаются, а затем закладываются в контракты, как этого требует действующее законодательство США.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1