»
«Во время высадки войск Австралийского и Новозеландского корпуса и иных британских частей на Галлипольском полуострове в ходе Дарданелльской операции, в наиболее отчаянный момент сражений, утром 25 апреля 1915 года, в приказе дня для своего 57-го полка Кемаль написал: «Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть. Пока мы будем умирать, другие войска и командиры смогут прийти и стать на наши места.»[10] Весь личный состав 57-го полка погиб к концу сражения.[11]»
«Отец турков», союзник России
В ноябре исполнилось 76 лет со дня кончины первого президента Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Фамилию "Ататюрк" ("Отец турков") он получил от Великого национального собрания Турции в 1934 году при введении в официальный обиход фамилий: до этого турки обходились без них.
"Ленин турецкой революции", Мустафа Кемаль Ататюрк родился в 1881 году в Салониках в семье лесоторговца, бывшего таможенного чиновника.
Мечтавший чуть ли не с пелёнок о военной карьере юноша воплощает свою мечту в жизнь: заканчивает военный лицей, затем офицерское училище, и, наконец, в 1905 году Академию генштаба в Стамбуле.
Став военным, Мустафа Кемаль принимает участие во всех военных и революционных событиях, охвативших в то время Турцию и сопредельные с нею страны.
Он участвует в младотурецком движении, но после Младотурецкой революции 1908 года отходит от комитета "Единство и прогресс"; воюет на фронтах итало-турецкой (1911-1912), 2-й Балканской (1913) и 1-й мировой (1914-1918) войн.
В 1916 году Мустафа Кемаль получает генеральский чин и титул паши. После первой мировой войны страны Антанты вторгаются в ослабевшую Турцию и пытаются её расчленить. В это время молодой генерал, уже заслуживший авторитет в военных кругах, возглавляет национально-освободительное движение, которое постепенно перерастает в буржуазно-национальную революцию.
23 апреля 1920 года Великое национальное собрание Турции, председателем которого был Мустафа Кемаль, объявляет себя носителем верховной власти в государстве.
В сентябре 1921 года султан передаёт новому лидеру звание и должность Верховного главнокомандующего.
Но Мустафа Кемаль не сталь почивать на лаврах и вновь ринулся в бой. На сей раз он проявлял героизм и бесстрашие в Греко-турецкой войне 1920-1922 годов.
За победу турецкой армии в августе — сентябре 1921 года на реке Сакарья ему как главнокомандующему было присвоено высшее воинское звание маршала и почётный титул "гази" ("победоносный").
В ноябре 1922 года в Турции был упразднен султанат, а в марте следующего года — халифат. 29 октября 1923 года была провозглашена Турецкая республика, и Мустафа Кемаль стал её первым президентом, одновременно сохранив за собой пост Верховного главнокомандующего. Эти посты он занимал до своей смерти.
Ещё в 1920 году Ататюрк обращается за помощью к Советской России. Большевики оказывают Турции солидную материальную и военную поддержку, устанавливают с ней дипломатические отношения.
Нет, руководитель Турецкой республики не был поклонником коммунистических идей, а действовал из чисто прагматического расчёта. Известно, что коммунистов Мустафа Кемаль не любил и после прихода к власти запретил турецкую компартию. Дружба с Советской Россией была для Ататюрка "браком по расчёту", помогавшим прорвать кольцо военной блокады со стороны Антанты, а позже получать военную и материальную помощь.
Например, по договору с Россией правительству Мустафы Кемаля было передано свыше 10 млн. рублей золотом. Кроме того, в Турцию были отправлены обозы с артиллерийскими орудиями, пулемётами, винтовками, саблями и другим военным снаряжением.
Решив первостепенные проблемы, Кемаль жёсткой рукой приступил к реформам, которые вызвали взрыв негодования в традиционном турецком обществе. За его "шоковую терапию" старые султанские власти объявили Мустафу Кемаля государственным преступником и вынесли ему смертный приговор. Кроме того на него было организовано несколько покушений, которые, однако, не достигли цели. Судьба даст возможность реформатору воплотить в жизнь большинство своих планов и замыслов.
Реформы Ататюрка
Президент Турции был убеждённым сторонником коренного изменения всей структуры турецкого общества. Это касалось не только экономики, но и гуманитарной сферы. При нём была принята новая форма правления с президентом, парламентом и конституцией. Однопартийная система диктатуры Кемаля продержалась более 20 лет и лишь после его смерти была заменена многопартийной.
Если Пётр I боролся с бородами, то кемалисты ополчились на традиционный турецкий головной убор феску. Был издан декрет, который требовал от чиновников носить костюм, "общий для всех цивилизованных наций мира". Поначалу обычным гражданам позволялось одеваться как они хотят, но вскоре нововведения коснулись и их — фески объявили вне закона и в стране стали насильно вводить европейскую одежду.
Множество изменений коснулось орфографии и алфавита. Введение в 1920-1930-х годах латиницы для тюркских языков в Советском Союзе подтолкнуло к тому же и Мустафу Кемаля. Новый турецкий алфавит был подготовлен за несколько недель. Его введение ознаменовало собой окончательный разрыв с прошлым.
Затем последовало более смелое наступление на персидские и арабские заимствования. Реформаторы из лингвистического общества ополчились против арабских и персидских слов как таковых и стремились изгнать их из турецкого языка любыми способами. Взамен они предлагали "исконно турецкие" слова из диалектов, других тюркских языков и древних текстов, а когда ничего подходящего не находилось, изобретали новые слова.
Реформы Ататюрка хоть и проводились с перехлёстами, со временем стали давать свои плоды. Примером тому служит развитая, несмотря на нынешний кризис, экономика страны, высокий уровень образованности населения, а также неослабевающая, доходящая до культа личности любовь турков к своему вождю-реформатору.
«Старшее поколение карачаевцев в Турции помнит небывалый наплыв в их сёла учёных и учителей, которые спрашивали различные термины и наименования. При этом, как рассказывают карачаевские старики в диаспоре, они ссылались на слова самого Ататюрка: ?Найдите народ карачай, они говорят на самом древнем и чистом тюркском языке?. Об этом говорили и потомки сирийских мухаджиров в интервью газете ?Ленинни байрагъы?: Когда Кямал Ататюрк начал кампанию по очищению турецкого языка от заимствований, он пригласил к себе языковедов и сказал, чтобы они пожили в карачаевских селениях и взяли от них самые красивые слова?.»
Особенности характера Ататюрка
Мустафа Кемаль был достаточно скромен в быту, вёл довольно-таки спартанский образ жизни. Деньги, поступавшие на его имя, он отдавал государству или партии, либо жертвовал на различные благотворительные цели, переводил на счета научных и культурных обществ. Известно, что согласно его последней воле всё имущество первого турецкого президента стало достоянием Народной (с 1924 года Народно-республиканской) партии, создателем и лидером которой он был.
Биографы Ататюрка отмечают его благожелательность к друзьям и гостеприимство, но одновременно и суровую сдержанность в общении, некоторую отчуждённость от собеседников и просителей.
Он умер в Стамбуле 10 ноября 1938 года в возрасте 57 лет. Прощание с "отцом турецкой нации" продолжалось девять дней. Только из скорбевших вместе с Турцией стран Европы прибыли 13 вагонов венков и букетов цветов.
Похороны превратились в огромное траурное шествие с горящими факелами, пушечной пальбой, рыданием тысяч людей. Спустя пятнадцать лет, 10 ноября 1953 года останки Ататюрка с великими почестями были перенесены в возведённый на самом высоком месте столицы мавзолей из белого мрамора.
НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ: «ТЮРКИ ДОЛЖНЫ ОБЪЕДИНИТЬСЯ!»
На церемонии поднятия флага Тюркского совета (страны, входящие Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Турция), Глава казахского государства Нурсултан Назарбаев произнес судьбоносную речь, которую можно сравнить другими выступлениями великих политиков, повлиявших на судьбы государств и наций.
- Как сказал Ататюрк: «Придет время, когда все тюрки объединятся». Поэтому я хочу поприветствовать всех тюркоязычных братьев. Между Алтаем и Средиземным морем свыше 200 млн братьев живет. Если мы все объединимся, то мы будем очень эффективной силой в мире,- заявил Нурсултан Абишевич на турецко-казахском бизнес-форуме.
Впервые, после Ататюрка, из уст влиятельного политика, руководителя авторитетного государства была официально озвучена идея единства Тюркского мира. То о чем писал еще Жюль Верн, о великом тюркском мире от Балкан до Тихого океана. Мы слишком отдалились друг от друга, исполняя вторичные роли в империях, поддаваясь политике «Разделяй и властвуй». Но сегодня мы, тюрки, имеем наверное последний шанс в истории прийти к единству нашего мира. Велика ответственность на семи ныне существующих тюркских государствах, на их элитах (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Турция, Тюркская республика Северного Кипра и Узбекистан). Мы ответственны перед потомками не потерять последний шанс данный историей. И, к счастью Нурсултан Назарбаев и его турецкие коллеги это прекрасно понимают.
Создана культурная организация ТЮРКСОЙ, по инициативе Президента Казахстана сформирован Совет глав тюркоязычных государств, в Баку заработала Парламентская ассамблея тюркских государств, в Астане ведет свою деятельность Тюркская академия.
Это фундамент, который сегодня во многом благодаря инициативам Нурсултана Назарбаева, закладывается во имя будущего единого дома тюркских народов.
Сегодня все независимые тюркских страны должны следовать четкому принципу: ЖЕТІ МЕМЛЕКЕТ – БІР ӘРЕКЕТ! Что значит «семь государств – единое движение». Движение к единству. Сегодня каждый тюрок проживающий в независимой стране должен чувствовать ответственность перед другими своими братьями, не имеющими своего государства. Помогать и способствовать тому, чтобы эти народы не исчезли, а сохраняли свои уникальность, культуру и язык.
И Казахстан за короткий период ставший узнаваемой для мирового истеблишмента страной может сегодня стать базовой площадкой для объединения тюркского мира. В какой-то мере точкой сбора тюркской идеи. И может быть наши внуки увидят единый тюркский мир, создаваемый их предками. А Нурсултан Назарбаев останется в памяти сотен миллионов тюрков как Великий Аксакал Тюркского Мира.
Лучшие джигиты среди тюрков – казахи. Такое мнение высказал Президент РК Нурсултан Назарбаев на казахстанско-турецком бизнес-форуме, прошедшем в Стамбуле.
«Мы живем на родине всего тюркского народа. После того, как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией Российского царства.
За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии. С помощью Всевышнего мы в 1991 году провозгласили свою независимость. Ваши предки, уходя с исторической родины, из Тюркского каганата, забрали с собой название тюркского народа.
До сих пор турки называют лучших джигитов – «казак». Вот мы и есть эти казахи», – заявил Н.Назарбаев.
Кроме того, Глава государства отметил, что, когда в 16.00 часов 16 декабря 1991 года Парламент Казахстана провозгласил независимость, через час позвонил покойный Тургут Озал и поздравил казахский народ.
«Турецкое государство самым первым порадовалось за нашу независимость, признало нашу независимость. Наш народ никогда этого не забудет», – заявил Президент РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. http://www.oguz-news.net/?p=2219
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3