Таким будет Халиф мусульман (Умар ибн аль-Хаттаб, ؓ)
Праведные халифы отличились своей скромностью, бережностью в руководстве делами подданных, воздержанностью от благ этой жизни и стремлением к претворению Ислама, благодаря чему они стали имамами блага и праведного пути, оставляя за собой след, который не исчезнет с истечением времени и изменением поколений. Среди этих халифов был Умар ибн альХаттаб (ؓ). У Умара было несколько позиций в оказании помощи Исламу и его государству.
Ибн Масъуд (ؓ) сказал: «Мы не могли читать молитву у Каабы, пока Умар не принял Ислам». Он также сказал: «Мы стали величественными с того момента когда Умар принял Ислам».
Со слов Сухайба ибн Синана ар-Румий (ؓ) передается: «Когда Умар принял Ислам, то призыв стал вестись открыто. Мы сели вокруг Каабы в виде кружка и стали совершать вокруг него таваф. Мы требовали справедливости о тех, кто был жесток с нами, и отвечали им тем же».
Умар (ؓ) был одним из приближенных к Посланнику Аллаха ﷺ. Он советовался с ним в важных вопросах, и многое увидел, будучи рядом с ним. Посланник Аллаха ﷺ женился на его дочери Хафсе – матери правоверных (да будет доволен ею Аллах). И Абу Бакр (ؓ) часто советовался с ним. Умар возглавил управление Халифатом после совещания сподвижников и их согласия. В его эпоху в Исламском государстве увеличилось количество персов и римлян. Они непрестанно увеличивались, пока Абу Луълуа аль-Маджусий не убил его, когда он возглавлял утреннюю молитву мусульман в 23г. хиджры.
Его руководство Халифатом длилось десять лет и шесть месяцев. Ему было 63 года.
Жизнь Умара ибн альХаттаба во время Халифата
После того, как мусульмане единогласно решили дать присягу Умару (ؓ) он поднялся на минбар Посланника Аллаха ﷺ и сказал: «О люди, я избран вашим правителем. Если бы я не хотел быть лучше вас, сильнее вас и осведомленнее о ваших делах, то я не принял бы этого (правления) от вас. Достаточно было бы Умару ожидать расчета.
Если бы я узнал, что кто-то из людей стал сильнее меня, то я бы пожелал, чтобы моя голова была отрублена, чем я подчинился бы ему». Затем он сказал: «Поистине Аллах испытал вас мною и испытал меня вами и избрал меня среди вас после моего друга. Клянусь Аллахом, никто не может решать ваши дела кроме меня, и я не должен проявлять в этом упущение. Если люди будут добродетельными, то и я буду к ним добродетельным. А если они поступят плохо, то я накажу их». Затем он взывал к Аллаху, прося у него помощи: «О Аллах, поистине я груб, смягчи меня! И поистине я слаб, так укрепи меня! Поистине я скуп, так сделай меня щедрым!».
После того, как он спросил Усмана и Али о своей плате из государственной казны он сказал: «Мне надлежит иметь две одежды: зимнюю и летнюю и ту, в которой я буду совершать большое и малое паломничество. А также пища мне и моей семье подобно пище одного человека из Къурайш, который не является самым богатым и самым бедным. Затем я отношусь к имуществу Аллаха как к имуществу сироты: если буду богатым, то буду воздержанным. А если буду беден, то буду есть по добру».
Умар (ؓ) говорил: «Это дело должно возлагаться на человека, у которого есть четыре качества: мягкий, но не слабый; сильный, но не грубый; оздержанный, но не жадный; и щедрый, но не расточительный. Если не будет одного качества, то все три станут порочными».
Умар (ؓ) приучил себя идти по пути Посланника Аллаха ﷺ и его халифа Абу Бакра (ؓ). Он носил в заплатах одежду из шерсти и обходил рынок с кнутом на плечах, которым он наказывал людей.
Умар (ؓ) совершал обход ночью и осматривал своих граждан, изучая их положение. Он удовлетворял их нужды, наставлял, обучал и отвечал на их просьбы.
Его девиз: «Ты ли понесешь мои грехи в День суда?».
Умар (ؓ) выбирал тех валиев, которые не просили правления и не стремились к нему. То есть тех, которые боялись этого и старались уклониться. Если он назначал кого-то правителем губернии, то он брал свидетелей из числа мухаджиров. Он требовал от назначенного на должность человека, чтобы тот не ездил на хорошей лошади, не ел хорошую пищу, не нос
ил хорошую одежду и не закрывал свои двери перед теми, кто пришел к нему с какой-либо потребностью. Если валий совершал чтолибо из этого, то *Умар наказывал его. Он наставлял валиям бояться Аллаха и повиноваться ему. Он говорил Абу Мусе альАшъарий: «Самый счастливый правитель тот, чьи подопечные были счастливы. И самый несчастный правитель у Аллаха тот, чьи подопечные были несчастны. Не живи в роскоши, и пусть твои правители не живут в роскоши, дабы ты у Аллаха не был подобен животному, которое смотрит на растущую на земле зелень и наслаждается ею, набирая вес. Хотя смерть его кроется в этом весе. И мир вам от Аллаха!».
Умар (ؓ) говорил людям: «Я не назначал над вами своих правителей, чтобы они били людей, бесчестили их и отнимали у них их имущество. Однако я назначил их, чтобы они обучали вас Книге Аллаха и Сунне Его Посланника. Кого обидит мой правитель чем-либо, тот пусть поднимет это дело ко мне, и я накажу его за это».
Умар (ؓ) писал амирам армий: «Не бейте мусульман, иначе собьете их. Не лишайте их чеголибо, ибо введете их в неверие.
Не обвиняйте их в преступлении, ибо введете их в смуту. Не вводите их в лесную чащу, иначе потеряете».
В сезон хаджа он собирал своих правителей и отчитывал их, а затем говорил: «Если назначенный мной любой правитель обидел кого-то, и это дошло до меня, а я не отчитал его за нанесенную обиду, то, значит, я обидел его».
Умар постоянно спрашивал о своих правителях и о том, насколько довольны ими люди. Он отчитывал их перед людьми.
Он приказал Мухаммаду ибн Маслама сжечь двери валия Куфы Саъда ибн Абу Ваккъаса, ибо тот закрыл свои двери от людей.
Умар приказывал своим правителям блюсти договор и исполнять его.
Он был очень строгим в претворении концепции: «Откуда у тебя это?».
Он (ؓ) лишал своих правителей денег, которые они заработали во время своего правления, как он поступил с Абу Хурайрой – валием Бахрейна. Он лишал правления того, кто не целовал своего сына, ибо если он не милостив со своими детьми, то как он будет милостивым к людям.
Он свою строгость и твердость сочетал с мягкостью и милосердием. Он говорил: «В этом деле должна быть строгость, в которой нет принуждения, и мягкость, в которой нет слабости».
Его сбережение имущества Уммы и распределение среди людей
Его политика относительно имущества Уммы приводила в восхищение. Он клялся, что если даже предназначенный для милостыни верблюд пропал бы на побережье Тигра, то он боялся бы, что Аллах спросит его за это. В летний день он ожидал верблюдов предназначенных для милостыни, чтобы использовать их там, куда они были предназначены, что даже Али (ؓ) сказал: «Ты утомил тех халифов, которые будут после тебя».
Он сам лично оберегал имущество мусульман. А что касается бедных и нищих, то он оказывал им чрезмерный почет, особенно если они были из числа предшественников в Исламе.
Он торопился расходовать деньги на мусульман, дабы среди них не было голодного, оголенного или нуждающегося.
Умар (ؓ) видел будущее в социальном взаимном ручательстве.
Он говорил: «Если бы получилось то, что я планирую, то я взял бы излишки денег богатых и раздал бы их среди бедных мухаджиров». Умар приказал обеспечить бедных и неимущих стариков из числа зиммиев, живших в Исламском государстве.
Умар (ؓ) приказывал оживлять мертвые земли и говорил: «Кто оживит землю, то она принадлежит ему». И это для побуждения возделывания земли и для экономического продвижения.
Умар (ؓ) отчитывал себя за имущество Уммы. Он строго относился к себе, к своей семье и довольствовался малым. Если он нуждался в деньгах, то не брал из государственной казны мусульман.
Мисвар ибн Махрама сказал: «Мы находились долгое время около Умара ибн аль-Хаттаба (ؓ), дабы научиться у него набожности. После того как Аллах дал мусульманам завоевания, и богатства земли оказались в руках Умара, то Хафса потребовала от отца, чтобы он увеличил свою долю. А он напоминал ей о Посланнике Аллаха ﷺ, что она даже заплакала».
Умар довольствовался малым в этой жизни и отказывался от её услад, возвышаясь над ней, несмотря на то, что он мог это делать.
Когда он женил своего сына Асыма, то он расходовал на него, а затем приказал ему заняться торговлей, чтобы он не брал из государственной казны мусульман ничего. Он говорил своей семье: «Я не хочу слышать, что кто-то из вас взял то, что запрещено мне. Если же я услышу это, то наложу на него двойное наказание». Его сын Абдуллах ибн Умар продал своего верблюда, выращенного на пастбище. Когда Умар узнал об этом, он вернул ему основной капитал, а разницу положил в государственную казну мусульман.
А когда Абу Муса аль-Ашъарий подарил ковер жене Умара Атике бинт Зайд, он вернул его обратно, сказав ему: «Мы не нуждаемся в нем».
Из пищи он брал только то, что ему было необходимо для жизни. Он удерживал себя и свою семью от услад этой жизни и приятной пищи. Сальман возразил ему, когда тот читал проповедь, ибо он одел две одежды.
Умар позвал своего сына Абдуллу и попросил его сказать, откуда вторая одежда? Он ответил: «Это мой плащ я отдал его своему отцу». И тогда люди сказали: «Приказывай нам, и мы будем слушаться и повиноваться!».
Абдуллах ибн Масъуд сказал: «Поминайте часто Умара, ибо когда вы вспоминаете его, то вспоминаете справедливость».
В год засухи он взывал к Аллаху: «О Аллах, не уничтожай нас годами и отстрани от нас это бедствие!». Он потребовал помощь от Амра ибн аль-Аса, от валия Шама Муавии ибн Абу Суфьяна и от валия Ирака Саъ- да ибн Абу Ваккаса. И ему при- шла помощь, люди успокоились и опасность миновала. Умар (ؓ) не ограничивался тем, что его правители провинций распределяли пищу среди лю- дей. Он сам нес на себе пищу и раздавал её нуждающимся. Умар отказывался есть мясо в год засухи, что даже его живот урчал от принятия только масла.
Умар во время своего правления *завоевал части Шама: Ярмук, Бусру, Дамаск и Иорданию. А также Бейсан, альДжабию, Табрию, Палестину, Рамлю, Аскалан, Газу и Иерусалим. А также Баальбек, Хомс, Киннасрин, Алеппо, Антакию. Он завоевал Месопотамию, Хуран, Урфу, Раку, Рас-Айн, Насыбейн, Сумайсат, Айн-Варду, Дияр-Бакр, Дияр-Рабиа, Мосул, Армению. Он завоевал Египет, Александрию, западный Триполи, Киренаик. А также завоевал Кадисию, Хиру, Бахарсир, Сабат, Хамазан, Рий,
Кавмис, Хорасан, Астахар, Исфахан, Сус, Марв, Нийсабур, Грузию, Азербайджан и т.д. Его войско многократно пересекало реку, и оно стало шахидом в окрестностях Афганистана и стран Средней Азии.
Умар посоветовался со своими сподвижниками об установлении истории для мусульман. И было принято мнение о принятии хиджры Посланника Аллаха ﷺ за начало летоисчисления. А первым месяцем сделать мухаррам. И это произошло в шестнадцатом году хиджры.
Вердикт шариата относительно завоеванной земли
Умар, посовещавшись со своими сподвижниками об использовании завоеванной земли, стал думать: распределить ли её среди моджахедов или же брать за неё харадж, оставляя право на неё за её владельцами? Было принято мнение брать за неё харадж, оставляя право за её владельцами. И это дело было правильным.
После того как увеличились завоевания и расширилась территория Исламского государства, а деньги и богатства потекли ручьем в государственную казну, Умар, посовещавшись со сподвижниками, приказал регистрировать людей согласно их степеням. Они начали с Бану Хашим – родственников Посланника Аллаха ﷺ. Относительно денег, выделяемых людям, он говорил: «Я в отношении них подобен одному из них, однако мы различаемся по степеням в Книге Аллаха и в доле от Посланника Аллаха ﷺ. Степень человека определяется по степени его бедствия в Исламе, по степени его первенства в нем, по степени богатства в Исламе и его нужде. Клянусь Аллахом, пока я буду жить, я буду относить долю пастуха из этого имущества в горы Саны, даже если он сам не будет приходить за нею!».
По дороге между Меккой и Мединой он приказал построить мельницу для пшеницы, фиников и изюма, чтобы оказывать помощь путникам. Также он приказал сделать дороги для обеспечения людей водой и тем, что им необходимо.
Умар выделял определенную сумму отнятым от груди детям. Когда он услышал, как кричит ребенок из-за того, что мать хочет отнять его от груди раньше положенного времени, он сказал: «Горе Умару, сколько детей он погубил!». Затем он объявил о том, что назначил определенную сумму каждому новорожденному в Исламе. И нет повода для преждевременного отнятия его от груди.
Не держать армию свыше четырех месяцев
Когда Умар совершал ночью обход в одном из районов Медины, то услышал, как женщина говорила: «Была долгой эта ночь и очень темною, И тронуло меня, что нет со мною друга, с которым я играла бы. И если бы не страх перед Аллахом, которому ведь нет подобия, То боком бы разошлась эта самая кровать». Умар спросил у Хафсы: «Сколько терпит эта женщина без мужа?». Она ответила: «Четыре месяца». И Умар написал послание, чтобы не держали армию свыше четырех месяцев.
Он отправлял на сражение холостого и всадника
Умар отправлял на сражение холостого, нежели женатого и отправлял всадника, нежели пешего. Он ходил среди воинов и запрещал брать им с собой детей на границу.
Никто не наказывался в близлежащих к врагам местностях
Претворение наказаний вблизи стран врагов могло дать возможность шайтану сыграть слабостью некоторых людей, и они могли убежать к неверным. Поэтому он требовал от руководителей не претворять законы наказания в близлежащих к врагам регионах.
Когда Посланник Аллаха ﷺ завоевал Хайбар, он дозволил иудеям жить там взамен на половину урожая. А во время Умара один из иудеев Хайбара напал на одного из ансаров, а затем на Абдуллаха ибн Амира. И тогда Умар приказал выселить их из Хайбара, претворяя слова Посланника Аллаха ﷺ: «Не может быть двух религий на Аравийском полуострове».
В Медину не входил пленник, достигший зрелости
Целью ,Умара было защита Медины от опасности, исходящей от неверующих и всех тех, кто строил козни против Ислама. Однако валий Куфы аль-Мугира ибн Шуъба написал Умару, чтобы он впустил его молодого парня, у которого было много дел. И Умар дозволил ему. Умар посредством этого действия хотел, чтобы Медина продолжала быть возвышенной крепостью призыва.
Когда численность мусульман увеличилась во времена Умара (ؓ), он решил расширить мечеть Посланника
Аллаха ﷺ. Он купил прилегающие территории, за исключением двора аль-Аббаса ибн аль Мутталиба и комнаты матери правоверных. Он попросил аль-Аббаса купить его двор за его цену, но тот отказал. А когда он настоял на своем, то они пошли к Убай ибн Каъбу, чтобы он рассудил между ними. И утвердилась позиция аль-Аббаса согласно хадису Посланника Аллаха ﷺ в котором запрещается захватывать чужое. И Умар довольствовался этим решением. Тогда альАббас пожертвовал своим двором по собственному желанию.
Он собрал людей на теравих и осветил мечеть Умар (ؓ) собрал людей на теравих и осветил мечеть лампами. Тогда Али ибн Абу Талиб (ؓ) сказал: «Да осветит Аллах могилу Умара подобно тому, как он осветил наши мечети!».
Он отдавал предпочтение первенцам в Исламе
Умар отдавал предпочтение первенцам в Исламе и тем, кто перенес беды из-за него. К его дверям пришли старцы Куърайша, и среди них был Сухайль ибн Амр, Абу Суфьян ибн Харб и другие люди. А также пришли участники Бадра Сухайб, Билял и Аммар. Абу Суфьян сказал: «Я никогда не видел такого дня как этот. Он дозволяет войти тем рабам, а мы сидим, и он не обращает внимания на нас». И Умар сказал: «О люди, клянусь Аллахом, я вижу то, что на ваших лицах. Если вы обозлены, то злитесь на самих себя. Ведь призыв велся к этим людям и к вам. Они поспешили, а вы медлили».
Умар (ؓ) опережал время. Он первым собрал Коран. И он первым написал историю хиджры. Он первым собрал людей для теравиха и объединил их под одним имамом. Он первым объединил людей на дженазе намазе, сделав такбиры четырьмя. Он первым стал совершать обход ночью, и первый, кто стал наказывать за сатиры. Он первый, кто наложил наказание за принятие спиртного, определив наказание в восемьдесят ударов. Он первый, кто запретил продавать матерей детей и первый, кто ввел регистрацию и определил людям долю из трофеев. Он первым перевез пищу на корабле из Египта в Медину. Он первым завещал землю в качестве вакфа, из дохода которой давалась милостыня. Он первым взял плеть и первым построил города. Он первым назначил судей и первым наложил поземельный налог. И он был первым, кто покрыл гравием мечеть Посланника Аллаха ﷺ.
Продолжение следует Ин шаа Аллаh...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев