Мульт – презентация «Золотой петушок»
- Александр Сергеевич Пушкин - замечательный сказочник. Его сказки мудры, потому что учат нас добру и любви. Сегодня с вами будем говорить особо о его удивительном творении. Вспомним «Сказку о золотом петушке
- Ребята, вы прочитали эту сказку. Расскажите, пожалуйста, о чём она.
- Какие герои этого произведения вам понравились, какие нет? Почему?
Постановка учебной задачи
В течение нашего мероприятия мы будем размышлять над вопросом: когда власть переходит во властвование, мудрость оказывается ненастоящей, а внешняя красота без внутренней, несущей опасность, угрозу. И сообща попытаемся разобраться, в чем смысл названия сказки. В конце урока вы должны сказать, «какой урок нам преподает эта сказк
-Посмотрите, где происходит действие сказки. Указано ли конкретное место?
-Подумайте, почему нельзя определить, в каком месте происходит событие?
( Наверное, все, о чем повествуется здесь, может произойти в любом месте, касаться каждого человека.
- Кто главный персонаж сказки?
- Прочитайте, как он царствовал в молодости.
-Что ему нужно стало под старость?
-Подумайте, заслужил ли отдых царь Дадон? Почему? ( В молодости всем наносил обиды смело, теперь ему приходится терпеть от других.)
- Какая народная пословица нашу мысль подтверждает? (Например, «что посеешь, то и пожнешь»)
_ Почему царь Дадон не может защитить свое царство и свой народ от «лихих гостей»?
-Конечно, он стал старым, бессильным.
-Прочитайте отрывок, в котором автор показывает его немощность.
-А как народ к нему обращается, как называют?
(Государь, отец народа)
-Вы согласны? Докажите свое мнение.
-Кем должен быть правитель для своего народа? И каким человеком?
- Действительно, он должен быть защитником, добрым и справедливым, физически сильным.
-Только ли здесь говорится о физической немощи?
-Конечно, и о душевной немощи. Кому обращается с просьбой о подмоге? Почему к звездочёту? Кто такой мудрец?
-Почему за золотого петушка обещает исполнить волю первую мудреца?
-Что символизирует золотой петушок? Почему так думаете? (счастье, всеведение, покой, мудрость).
-О какой новой беде предупредил петушок? Откуда она шла? (царству угрожают неведомые враги, которые идут с Востока).
-Найти и прочитать , какая страшная картина предстала перед царем?
-Как должен был поступить царь Дадон по отношению к Шамаханской царице, которая стала причиной гибели его сыновей?
-Подумайте, от какой еще грозящей опасности предостерегал царя золотой петушок?
(от опасности гибели души. Царь забыл о гибели сыновей, о беде, идущей от Шамаханской царицы. Ради нее предает свой народ, своих детей).
-Подумайте о том, какими качествами должен обладать правитель страны, человек, обладающий большой властью. Почему? (должен быть ответственным, честным, порядочным, благородным, преданным народу, любящим своих близких).
-Почему же иногда человек не может следовать своему высокому назначению? (не слушает голоса совести, подается низким страстям и желаниям).
-Так сделайте вывод: что такое власть? Что такое властвование?
Власть налагает на человека огромную ответственность.
Высоконравственный человек использует власть для блага человечества.
У слабовольных и бездуховных людей власть переходит во властвование «мое желание - закон». По такому принципу поступил и царь Дадон, когда взял с собой в столицу Шамаханскую царицу.
-Прочитайте описание Шамаханской царицы. Понравилась ли вам?
-Может ли внешняя красота не понравится, ужасать души людей? Когда такое бывает?
-А как девица действует на царя Дадона? Что говорит об этом автор? (околдовывает).
-Кого тогда вам из русских сказок она напоминает? (русалку, Бабу-Ягу).
-Теперь ее красота притягивает вас? Почему?
(Шамаханская царица никого не любит, в ней нет души. Она приносит беды).
Слово учителя
Шамаханская царица олицетворяет темную сторону жизни. В ней нет Любви, Добра, Света. Поэтому веет холодом и смертью от нее.
-Почему же мудрец требует в награду Шамаханскую царицу? (он, наверное, тоже обольщен).
-Прочитайте, что отвечает ему царь.
-Как считаете, притязание старого звездочета на молодую девицу имеет основание? Почему ?
-А ответ царя справедлив? (нет. Царь тоже безнравственен. Он подчинился греховным мыслям).
-Как назван мудрец в споре с царем?
-Значит, какой образ звездочета нам рисует автор? (вздорного, упрямого старичка).
-Почему в начале произведения мы видели мудреца, а теперь – вздорного старичка?
(в звездочете нет истинной мудрости. Он увлекся пустой внешностью. Да еще возжелал молодую девицу).
-Что делает человека истинно мудрым? (не только знания, но и внутренняя чистота, святость).
-Значит, качества святости, и мудрости всегда сопутствуют друг другу. Мудрости без святости не бывает. Ведь святость – свет в душе.
-Кто же настоящий мудрец в сказке? Почему так считаете?
(автор и народ. Они носители лучших качеств человека).
-Какой же урок преподал нам автор и народ? (быть сильным, добрым, ответственным, властью пользоваться для счастья людей, обладать внутренней чистотой и святостью, нести в себе Любовь и Свет).
-В чем видите смысл названия сказки? Почему? (золотой петушок – символ удачи, счастья, духовного богатства , мудрости. Каждый может получить в дар его. И нужно научиться его беречь).И подумайте, каким цветом вы нарисуете свое представление о Добре и Красоте, Мудрости и Святости, Власти и Силы
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев