С 1 августа по 10 сентября 2020 года Уральской библиотекой проводилось социологическое исследование «Ваше мнение, читатель». Основной целью исследования было получение ценной информации о библиотечной среде в том виде, в каком она отражается в сознании читателей; изучение мнения об эффективности предоставляемых услуг, о совершенствовании их дальнейшего развития; об уровне и перспективах развития библиотечного обслуживания в библиотеке поселка; какой хотели бы видеть читатели свою библиотеку в будущем.
Объект исследования – дети от 7 до 18 лет, молодёжь от 18 до 30 лет, взрослое население от 30 и старше.
Всего в исследовании приняли участие 300 респондентов, среди которых читатели библиотеки и жители п. Урал.
Среди респондентов – 156 чел. (52%) составили женщины, 144 (48%) мужчины.
Возрастные группы: до 18 лет – 60 чел. (20%), от 18 до 30 лет –135 чел. (45%), от 30 лет и выше - 105 чел. (35%)
Читательский стаж респондентов составляет:
До 5 лет -40%
До 10 лет-21%
Более 10 лет -39%
Результаты говорят о том, что большинство читателей поселка сохраняют преданность библиотеке, являются ее постоянными читателями. Причем, читатели посещают библиотеку:
Каждый день –13%
1 раз в неделю -32%
1 раз в месяц- 45%
1-2 раза в год-7%
Менее 1 раз в год- 3 %
Преимущественное большинство респондентов активно посещают библиотеку.
Эти данные отражают степень удовлетворенности фондами, подтверждают своевременное комплектование новыми изданиями.
Особый интерес для исследователей представляли ответы читателей, раскрывающие отношение к библиотеке: «Лично для Вас библиотека – это…»
Социальное, образовательное и культурное пространство -75%
Центр межличностного общения -24%
Непривлекательное скучное учреждение -1%
Для абсолютного большинства респондентов (75%) «библиотека –социальное, образовательное и культурное пространство Спрос на информацию является основным мотивом обращения. Но книги, чтение – не единственное, что привлекает население в библиотеку. Для многих библиотека –центр межличностного общения и местом проведения досуга, где можно пообщаться и провести время с пользой.
Прочно вошла в практику библиотечной работы деятельность творческих объединений, клубов читателей, имеющих общие или близкие познавательные, эстетические интересы, единую гражданскую позицию.
На следующий вопрос анкеты: «Знаете ли Вы, какие клубы по интересам работают в библиотеке», были получены следующие ответы:
Не знают какие клубы по интересам работают в библиотеке ответили -15% опрашиваемых, которые не являются пользователями библиотеки.
Знают о работе клубов - 85% респондентов из информационных стендов, размещенных при входе в библиотеку, афиш и объявлений в официальных группах соц. сетей.
Далее было предложено читателям ответить на вопрос: «Какое направление литературы вы предпочитаете»
Научная -3%
Справочная -3%
Учебная - 5%
Техническая - 9%
Художественная -50%
Мемуарная –0
Детская – 30%
Результаты ответов на данный вопрос показали, что большинство респондентов предпочитают художественную литературу.
Какое мероприятие, проводимое в библиотеке, было бы Вам особенно интересно?
Тематические дискуссии -10%
Познавательно и развлекательные квесты – 25%
Киноклуб-10%
Встречи по интересам (шахматы, карты, домино, художники, коллекционеры) -5%
Мастер-классы –7%
Библиотечные конкурсы и квизы – 30%
Лекции- 6%
Встречи с представителями культуры, науки, образования, медицины - 7%
Познавательно-развлекательные программы пользуются большим спросом у читателей, что еще раз подтверждает, что библиотека является наиболее доступным информационным, просветительским культурно-досуговым центром.
На вопрос: Согласны ли вы с утверждением: свободный доступ в интернет, сделает ненужными библиотеки?
Согласились с утверждением – 35% респондентов молодого поколения
Не согласны – 65% опрашиваемых
Читатели в основной массе считают библиотеку важным учреждением, выполняющим и способным выполнять в будущем самые разнообразные функции. Общая компьютеризация и Интернет гармонично вписались и стали одной из составляющих работы библиотеки.
Респонденты сошлись во мнении, что реальную, бумажную книгу ничто не заменит, даже интернет.
На вопрос всегда ли Вам удается найти нужную информацию, подавляющее большинство респондентов ответили:
Чаще всего удается - 72%
Практически всегда удается – 21%
Иногда удается – 5%
Практически всегда не удается – 2%
Читателей библиотеки устраивает расстановка фонда, при затруднении нахождения необходимой информации, обращались к сотрудникам библиотеки.
На вопрос дать оценку работы библиотеки после модернизации, получены следующие результаты:
Для оценки удовлетворенности качеством обслуживания в библиотеке респондентам был предложен обширный список характеристик услуг и условий работы в библиотеке.
Часы работы:
Устраивает - 95%
не устраивает - 5%
интерьер библиотеки:
устраивает - 81%
не устраивает - 19%
разнообразие форм работы:
устраивает – 85%
не устраивает – 15%
Разнообразие книжного фонда, обеспеченность журналами и газетами:
Устраивает - 80%
не устраивает -20%
Отношение работников библиотеки к читателям:
Устраивает - 100%
не устраивает -0%
Техническое оснащение библиотеки:
Устраивает- 90%
Не устраивает - 10%
Отрадно, что подавляющее большинство респондентов отмечают улучшение в работе библиотеки: «разнообразие книжного фонда», «изменение интерьера», «появились новые интересные выставки», «стали разнообразнее массовые мероприятия», «увеличился диапазон услуг», «появились компьютеры», «есть выход в Интернет», «улучшилось качество обслуживания», «стало больше различных форм работы с молодежью» и т.д.
Посоветуйте ли Вы нашу библиотеку родственникам, знакомым, друзьям.?
Да-47%
Нет-0%
Безусловно посоветую- 53%
Подводя общий итог исследования, можно констатировать следующее: библиотека движется в правильном направлении, уделяя в обслуживании читателей главное внимание качественному профессиональному обслуживанию с применением современных методов работы, новейших информационно-компьютерных технологий. У населения поселка сложился положительный образ библиотеки, для большинства респондентов библиотека играет важную роль и как источник информации, и как центр общения. Пользователи с теплым чувством отзываются об атмосфере, царящей в библиотеке, о доброжелательном отношении специалистов библиотеки к читателям, их профессионализме.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1