7 ноября 1944 года в небе над югославским городом Ниш произошёл один из самых трагических и малоизвестных эпизодов Второй мировой войны — воздушный бой между союзниками, американскими и советскими войсками. Этот инцидент, известный как «бой под Нишем», стал примером «дружественного огня», вызванного роковой ошибкой разведки.
Союзники в Югославии
В 1944 году СССР и США были ключевыми союзниками в антигитлеровской коалиции, совместно борясь против нацистской Германии. В рамках Белградской операции Красная армия и югославские партизаны освобождали Югославию от немецкой оккупации. Американская 15-я воздушная армия, базировавшаяся в итальянской Фодже, поддерживала советские войска с воздуха, атакуя немецкие позиции.
Однако, как отмечает историк Олег Хлевнюк, координация между союзниками часто хромала из-за языковых барьеров и устаревших разведданных. Именно такая ошибка и привела к инциденту под Нишем.
Роковое недоразумение
7 ноября 1944 года советские войска 6-го гвардейского стрелкового корпуса продвигались по дороге Ниш — Алексинац — Делиград — Роянь, готовясь отметить годовщину Октябрьской революции. Американская 82-я истребительная группа под командованием полковника Кларенса Теодора Эдвинсона получила задание атаковать немецкие колонны на дороге Скопье — Приштина, в 150 км от Ниша.
Однако, как указано в докладе заместителя начальника Генштаба Красной армии Алексея Антонова, аэродром в Фодже не получил сообщение о продвижении советских войск на 100 км вперёд. Эдвинсон принял советскую колонну за немецкую, что стало причиной трагедии.
Атака американцев: начало боя
В 12:40 американские истребители P-38 Lightning, а по югославским данным, и бомбардировщики B-25 Mitchell, начали атаку на советскую колонну. Как описано в отчёте Антонова, американцы открыли шквальный огонь из пушек, пулемётов, ракет и бомб, нанеся удар по голове колонны. В результате погибло 34 человека, включая командира корпуса генерал-лейтенанта Григория Котова, 39 были ранены, а 20 автомашин с грузами сгорели. Советские солдаты, видя белые звёзды на самолётах вместо немецких крестов, размахивали знамёнами, но американские пилоты не заметили сигналов.
Ответный вылет: советские «Яки» в бою
Советские войска, принявшие P-38 за немецкие Fw-189 из-за схожей конструкции, подняли тревогу. В 13:00 самолёты Як-9 и Як-3 866-го истребительного авиаполка под командованием Дмитрия Сырцова и аса Александра Колдунова взлетели с аэродрома Ниша. Первоначально Сырцов приказал не атаковать, а сигнализировать американцам, но после потери одного «Яка» советские лётчики вступили в бой.
По данным штаба 866-го полка, они сбили пять P-38 Lightning, из которых три упали, а два ушли с повреждениями. Старший лейтенант Н.Г. Сурнев подлетел к ведущему «Лайтнингу» и жестами показал, что атакованы союзники, после чего американцы начали отступать.
Кто сколько потерял
Данные о потерях разнятся. Согласно американским отчётам, они потеряли два P-38 Lightning в бою и один при вынужденной посадке, а также сбили четыре советских самолёта. Советский отчёт Антонова фиксирует потерю двух «Яков» (лётчики Шипуля и Кривоногих погибли, последний — от огня своей ПВО). Югославский свидетель, политрук Йоко Дрецун, утверждал, что было сбито семь американских самолётов, включая два B-25 Mitchell, и погибло 14 американских лётчиков. Точные цифры остаются под грифом «Совершенно секретно», что порождает споры среди историков.
Хаос координации
Комиссия 17-й воздушной армии установила, что американские пилоты ошибочно приняли дорогу Ниш — Алексинац за Скопье — Приштину из-за схожей схемы дорог. Однако объяснение вызывает сомнения: расстояние в 150 км между Нишем и Скопье делало ошибку маловероятной, а отсутствие немцев в районе Ниша было известно командованию ВВС США. Историк Джон Эриксон указывает, что слабая радиосвязь и устаревшие карты способствовали трагедии. Повторная атака 40 «Лайтнингов» после первого боя лишь усугубила ситуацию, пока советские лётчики не показали опознавательные знаки.
Замалчивание инцидента
Руководства СССР и США решили не афишировать бой, чтобы не подорвать антигитлеровскую коалицию. 14 декабря 1944 года посол США Аверелл Гарриман от имени президента Рузвельта и генерала Маршалла принёс извинения советскому командованию. США направили офицеров связи в штаб 3-го Украинского фронта для улучшения координации. Погибших советских и американских лётчиков похоронили у аэродрома Ниша.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1