Все идеи стригольников, брошенные в мыслящие умы, приводили их в действие.
.
Карп и Никита поставили под вопрос дееспособность пастырей, «поставленных на мзде». Виновно в этом было само православное богословие, которое отдало вопросы спасения в руки пастырей, совершающих спасительные таинства. Евангельского понимания Благой вести в православии как не было, так и нет. Если же пастыри вели себя недостойно, то у прихожан могло быть «кораблекрушение в вере».
.
В трудах стригольников есть образ добрых пастырей: «учительны, строги к себе, благожелательны к прихожанам, гуманны, уважительны к женщинам, заботливы к социальным низам.» По признанию самих преследователей стригольников, это были люди «книжные, чистого жития, молебники и постники».
.
Это было время прекрасное, когда Божье Слово прорвалось сквозь обряды и традицию и вышло на перекрестки и площади Новгорода: «распутья и ширины градные». Прекрасное, но короткое время.
.
Зато, уничтоженное, оно через пятьдесят лет проявилось уже в массовом масштабе, о чем мы узнаём из бесстрастной строчки летописи: «Столько было утопленных, что Волхов не мог нести воды свои»…
.
Ужасное время, ужасная судьба наших братьев, я бы и не упоминала об этом и жить бы тогда не хотела, если бы от их свидетельства не родилось нечто такое прекрасное, что заслуживает названия «Великого момента».
.
Недаром академик Тихомиров назвал движение стригольников «первым евангельским движением на Руси». Оно фактически никогда не кончалось, потому что было вызвано стремлением не только переписывать и переводить Евангелие, чем занималась Киевская Русь, но и осваивать его содержание, жить по Писанию.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев