Царь Александр Павлович
Александр Павлович был по наследству и по праву Императором всея Руси, и царствовал над своей огромной страной с непререкаемой диктаторской властью. И, тем не менее, именно та Россия, которой правил Александр, несмотря на крайне низкий уровень развития, стала ареной битвы за освобождение Европы от железных тисков Наполеона и ускорила его внезапный крах. Но, находясь в расцвете своей царской власти, царь Александр пережил в возрасте тридцати шести лет нечто такое, что смирило и победило его, в результате чего изменился весь дальнейший ход и характер его жизни.
Александр был сыном императора Павла - жестокого тирана, который довел страну до такого хаоса, что большинство людей считали его сумасшедшим. Однако, хотя Александр был и Великим Князем, и наследником престола, он мало общался со своим печально знаменитым отцом. Он был полностью предоставлен учителю шведу, который учил его насмехаться над Христом, как над "евреем, от которого христианская секта взяла свое название". Однажды, когда будущий царь пришел к своему отцу, что случалось очень редко, и склонился на колени перед престолом, император зверски пнул его в лицо ногой. Это был типичный для него припадок неконтролируемой жестокости. По его указанию даже сама княгиня была подвергнута порке.
По мере того, как Павел все больше свирепствовал, он начал бояться за свою жизнь и стал строить мощную крепость в Санкт-Петербурге, где надеялся чувствовать себя в безопасности за стеной 4,5 метра толщины. Но ко времени, когда Александру исполнилось 22 года, стала очевидной неизбежность дворцового переворота и убийства его отца, и поэтому даже самые толстые стены не могли спасти царя от его же собственных придворных. Однажды ночью в 1801 году шестьдесят придворных офицеров ворвались в спальню царя, убили его и заставили личного врача подписать ложное заключение о смерти, а затем провозгласили царем Александра.
Сын начал свое правление, движимый идеалистической мечтой стать великим реформатором страны. Он уволил старых министров и собрал вокруг себя молодых друзей-интеллектуалов, официально образовавших Комитет общественной безопасности. Они ежедневно устраивали заседания для обсуждения таких вопросов, как отмена крепостного права, а также многочисленных проблем, связанных с выводом страны из отсталости к свободе и процветанию. Но у них не хватило практического умения своевременно издавать соответствующие законы, так что после двух лет эти гипотетические дискуссии потеряли смысл, и их затея с позором провалилась.
Способность самого молодого Александра к управлению страной оказалась далеко не соответствующей его мечтам, и он очень быстро упал духом и разочаровался. Устранившись от политических дел, он сосредоточил свое внимание на поисках любовницы. Хотя он был женат на принцессе Елизавете из Бадена, - этот брак был устроен его родителями, когда ему было шестнадцать лет, - он находил забытье от дворцовых неудач в ежедневных визитах к княгине Марии Нарышкиной. В скором времени он совсем отвернулся от своей жены с красивыми волосами и кротким нравом, и почти все свое время проводил с Нарышкиной.
Однако, поскольку он был царем, его супружеская неверность и отсутствие религиозных убеждений никак не влияли на то, что он сохранял абсолютный контроль над русской православной церковью. Поэтому при выборе нового Министра духовных дел он по
своей прихоти назначил друга юности, князя Голицына, богатого молодого человека, известного своим скандальным поведением.
Со временем Александр все больше привыкал к императорской власти, и его самоуверенность и высокомерие стали проявляться все более откровенно. Он часто появлялся на людях в блестящем мундире Главнокомандующего имперской армией, с желанием произвести впечатление незаурядным внешним видом, и проводил много времени, щеголяя своим высоким положением. Когда это надоело, он решил расширить свою зрительскую аудиторию, и занялся дипломатией, которая его очень заинтересовала.
Будучи одним из тех, кто ненавидел амбиции Наполеона - императора Франции и покорителя Европы - молодой царь сумел убедить Австрию и Пруссию в оказании ему помощи для противостояния Наполеону. Стало вполне очевидно, что на смену бессмысленной жестокости прежнего царя в политику пришла утонченная изобретательность Александра. Манипулирование заграничными правящими кругами было его естественным занятием; дело дошло даже до того, что он добился от Британского правительства выплаты пяти миллионов фунтов на борьбу против Франции. Однако, когда дело дошло до практических военных действий, Александр оказался несостоятелен. Мечтая о славе своей армии и о звании освободителя Европы, он не сделал практически ничего для того, чтобы обеспечить свои войска надлежащим вооружением, обучением и дисциплиной. Когда, например, Наполеон двинул свою армию против Австрии, Александр тратил время на визиты к различным королевским особам, делая хвастливые предсказания.
Наконец, наступил 1806 год, когда вооруженные силы России и Франции вступили в поединок. Русскими войсками командовал старый циничный генерал Кутузов, который уже обрек сам себя на поражение. Александр прибыл на поле сражения в начале боевых действий, и принес с собой путаницу и беспорядок. Это была его первая и самая неудачная попытка личного руководства военными действиями. Он даже умудрился отстать от своего штаба, едва избежав унизительного пленения французами. После этого случая он был вынужден бежать с поля битвы, сознавая, что его армия полностью разгромлена.
Александр вернулся в Санкт-Петербург, покрытый позором. Здесь, с уязвленной гордостью и разбитой мечтой о славе, он вдруг увидел уродливые стороны своей жизни: свое высокомерие, аморальность, эгоистическую пустоту своих амбиций. Размышляя об этом, он начал серьезно беспокоиться тем, что недавно случилось с его другом, князем Голицыным. Князь, вскоре после того, как Александр назначил его главой русской православной церкви, начал чувствовать укоры совести о своем распутном образе жизни и стал читать Евангелие, чтобы удовлетворить свой интерес. Читая Евангелие, он понял всю серьезность того, что там написано, и пришел к осознанию себя погибшим и виновным грешником в глазах святого Бога. Затем, после напряженных поисков Бога, он публично заявил о том, что пережил опыт обращения, которое сделало его новым человеком.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев