Художник-виртуоз Иван Хруцкий: стекло, лимоны, таинственная незнакомка и вездесущий кувшин
Фрагмент картины Ивана Хруцкого "Цветы и плоды" из собрания Третьяковской галереи
Художник Иван Фомич Хруцкий (1810 - 1885) прославился потрясающе реалистичными натюрмортами. Он первый среди российских художников всерьёз взялся за этот жанр. Быстро добился успеха и популярности в Петербурге, где учился в Академии художеств, - и вдруг уехал на родину в Витебскую губернию, чтобы заботиться о большой семье после смерти отца-священника и жить почти затворником. Но жизнерадостные и эффектные картины Хруцкого уберегли его от участи "забытого" художника.
Иван Хруцкий. Фрукты. Русский музей
Во времена Хруцкого натюрморт считался не самым уважаемым жанром
И не только натюрморт! Пейзажи и портреты тоже относились к так называемым "малым" жанрам, а художники, которые писали такие картины, не могли рассчитывать на по-настоящему большую славу. В то время самым уважаемым в живописи считался "исторический жанр": это большие по размеру и многолюдные картины, посвящённые религиозным или мифологическим сюжетам, а также историческим событиям - как "Последний день Помпеи" Брюллова.
Иван Хруцкий. Плоды и дыня. 1838. Национальный художественный музей Республики Беларусь
Возможно, Хруцкий был недостаточно амбициозен, чтобы замахнуться на большие картины. Но, в любом случае, он не прогадал, взявшись за то, что у него действительно хорошо получалось.
Хруцкий часто повторял свои работы
И вовсе не потому, что был ленив или ему не хватало фантазии. Просто на его произведения был очень большой спрос. И каждый хотел себе точно такую же картину, которую уже где-то увидел. Вот, например, этот натюрморт "Плоды и свеча" (его ещё называют "Натюрморт с биноклем") известен сейчас в восьми версиях - а ведь наверняка ещё не все сохранились!
Иван Хруцкий. Плоды и свеча. Русский музей
Хруцкий подражал голландским художникам, но вкладывал в свои картины другой смысл
Хруцкий заимствует мотивы у голландских художников 17-го века, лучше которых, кажется, никто и никогда не писал натюрмортов. У Хруцкого на картинах есть и мушки, и перевёрнутая посуда. Только на голландской картине насекомые и упавшие кубки (а ещё погасшие свечи, перезрелые фрукты) - это намёк на быстротечность жизни и неизбежность смерти. Хруцкий же и не думает "грузить" зрителей напоминаниями о бренности бытия: его натюрморты жизнерадостны и жизнеутверждающи. Мушки - для красоты (и чтоб показать виртуозность!). И его стаканы, когда в них есть вода, совершенно точно наполовину полны!
Для сравнения (выше - картина Хруцкого с похожим лимоном): Виллем Клас Хеда. Завтрак с крабом. 1648. Эрмитаж
Натюрморты Хруцкого - об уютной жизни горожанина среднего достатка или помещика средней руки. Они не про роскошь - но про сытость, про щедрость, про благополучие.
Иван Хруцкий. Цветы и фрукты. Русский музей
За изысканностью Хруцкий тоже не гонится: рядом с заморским лимоном у него обычная морковка.
Иван Хруцкий. Битая дичь, овощи и грибы. 1854. Национальный художественный музей Республики Беларусь
На следующем натюрморте - и погасшая свеча, и осыпающий перезрелый виноград, которые у голландца символизировали бы смерть. Но пьющая из стакана птичка задаёт совершенно другое настроение: эта картина определённо за здравие, а не за упокой.
Иван Хруцкий. Плоды и птичка. 1833. Национальный художественный музей Республики Беларусь
Хруцкий не упускал возможности написать натюрморт, даже когда брался за картину в другом жанре
Вот эта блестящая посуда - лишь небольшой фрагмент картины с интерьером и человеческими фигурами. А дальше вы увидите, что и портреты Хруцкий часто дополнял эффектной вазой с цветами, или корзинкой с аппетитными фруктами. Или тем и другим сразу.
Иван Хруцкий. В комнатах усадьбы художника И.Ф.Хруцкого "Захарничи". Третьяковская галерея
Фрагмент картины Ивана Хруцкого.
В 1844-м Хруцкий купил имение Захарничи недалеко от Полоцка (Витебская область), построил там дом, а через год женился на Анне Ксаверьевне Бембновской. Здесь он прожил до конца жизни. Правда, отлучался почти на 10 лет - когда выполнял большой заказ архиепископа Семашко в Вильно: писал иконостасы, портреты духовенства, делал копии с полотен европейских мастеров (по гравюрам). Увы, из работ того периода сохранились очень немногие.
На картинах Хруцкого часто появляется одна и та же женщина
Иван Хруцкий. Портрет неизвестной с цветами и фруктами. 1838. Национальный художественный музей Республики Беларусь
Фрагмент этого женского портрета с элементами натюрморта был на белорусской денежной купюре, а вся картина - на советской почтовой марке (вообще, филателия и нумизматика к творчеству Хруцкого обращалась неоднократно):
Эта женщина с обручальным кольцом неоднократно появляется на картинах Хруцкого. Кто она? Ответ искусствоведов - скучный: скорее всего, это не портреты в строгом смысле слова, а картины-фантазии, то есть художник не ставил перед собой задачу точно передать внешность и характер женщины, он просто писал красивую женщину и красивые плоды. Но кто-то же ему позировал?!
Жена? Нет. Хруцкий женится только в 1840-х, а в этом время его будущей жене лет 12-15. Сестра? Горничная? Тайная возлюбленная, которая "другому отдана"? Нет ответа...
Иван Хруцкий. Портреты неизвестной. 1830-е. Слева - из собрания Национального музея Республики Беларусь. Справа - из собрания Русского музея.
Кувшин как подпись
Иван Хруцкий. Цветы плоды. 1839. Холст, масло. 66.3 х 89.2 см. Третьяковская галерея
Вы наверняка уже заметили, что этот фаянсовый кувшин - будто подпись Хруцкого: он появляется на множестве его натюрмортов. Такие кувшины изготавливались в первой половине XIX века на петербургской фабрике Поскочина и были в ходу во многих городских семьях. Кувшин недорогой и самый заурядный. Но цветы, плоды, торжественная композиция картины, придают ему ценности и веса. Этот натюрморт - пожалуй, самый известный у Хруцкого. Он часто репродуцировался, так что именно он мог висеть в комнате у вашей бабушки. Биография Хруцкого полна белых пятен, но есть вероятность, что именно за эту картину художник получил звание академика.
На протяжении многих лет Иван Хруцкий писал портреты одной и той же женщины, изображая ее и маленькой девочкой, и повзрослевшей девушкой, и замужней беременной дамой, и зрелой женщиной. Эти портреты, расставленные в хронологическом порядке, образуют своеобразный жизненный цикл. При этом все они обозначены как «портреты неизвестной». В отличие от заказных портретов, эти работы написаны с особенной теплотой и симпатией, что дало исследователям повод предположить, что Хруцкий изображал на этих полотнах свою невесту, а затем и жену.
Как утверждает правнучка живописца, Хруцкий писал свою будущую невесту, когда та была еще совсем маленькой девочкой, – когда он увидел ее впервые, ей было 8 лет. Затем художник изобразил девушку в 18-летнем возрасте, а после, купив имение и построив собственный дом, Хруцкий женился на ней и продолжал писать ее портреты уже в статусе жены и матери его детей. Архивные документы подтверждают тот факт, что Анна Ксаверьевна Одровонж-Бебновская действительно была моложе художника на 12 лет, и стала его женой в 23 года.Однако свадьба Хрукого и Бебновской состоялась в 1845 г., а портреты с изображением «неизвестной» датированы 1830-ми гг., и на них мы видим не маленькую девочку, а молодую женщину с обручальным кольцом на правой руке. Его невеста в ту пору была еще слишком юной и не могла позировать для этих портретов. Поэтому романтическая семейная легенда вряд ли имела под собой реальные основания.Приблизиться к разгадке тайны портретов неизвестной не дает и то обстоятельство, что ни одного п...ЕщёКак утверждает правнучка живописца, Хруцкий писал свою будущую невесту, когда та была еще совсем маленькой девочкой, – когда он увидел ее впервые, ей было 8 лет. Затем художник изобразил девушку в 18-летнем возрасте, а после, купив имение и построив собственный дом, Хруцкий женился на ней и продолжал писать ее портреты уже в статусе жены и матери его детей. Архивные документы подтверждают тот факт, что Анна Ксаверьевна Одровонж-Бебновская действительно была моложе художника на 12 лет, и стала его женой в 23 года.Однако свадьба Хрукого и Бебновской состоялась в 1845 г., а портреты с изображением «неизвестной» датированы 1830-ми гг., и на них мы видим не маленькую девочку, а молодую женщину с обручальным кольцом на правой руке. Его невеста в ту пору была еще слишком юной и не могла позировать для этих портретов. Поэтому романтическая семейная легенда вряд ли имела под собой реальные основания.Приблизиться к разгадке тайны портретов неизвестной не дает и то обстоятельство, что ни одного портрета Анны Хруцкой, жены художника, не сохранилось. Сложно поверить в то, что, изображая всех членов семьи, живописец никогда не писал Анну. О ней вообще крайне мало известно – только то, что она пережила художника на несколько лет.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 6