ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ ДЕРЕВНИ БЕЛОМЕСТНОЕ КУРСКОГО РАЙОНА
После окончания Смоленской войны 1632-1634 годов на южных рубежах Русского государства для защиты от татарских набегов началось сооружение Белгородской черты, что вызвало необходимость увеличения численности военно-служилого сословия в приграничных уездах. В то же время в преимущественно католической Речи Посполитой начались гонения на православное население территории современной Украины с требованием присоединится к Брестской унии. Поэтому во второй половине 1630-х годов произошло массовое переселение украинских казаков, называемых в то время черкасами, в юго-западные уезды России, где их охотно принимали на государеву службу.
Рис. 1. Украинский казак, художник Юзеф Брандт.
В 1638 году в Курский уезд прибыло 865 черкас – мужчин, женщин и детей. [1] Мужчины были приведены к присяге и приняты на службу в Курский гарнизон. Под Курском царским указом им было выделено сто десятин земли, на которой они, не желая разделяться, компактно поселились, образовав Черкасскую слободу.
В 1639 году численность курских служилых «выезжих» черкас увеличилась до 300, а вместе с семьями их было не менее 1200 человек. [2] В Черкасской слободе такому количеству переселенцев стало тесно и встал вопрос о выделении им дополнительного участка земли.
10 марта 1640 года по грамоте царя Михаила Федоровича и «по наказной памяти» курского воеводы Ивана Васильевича Бутурлина «по челобитью выезжих черкас атамана Ивана Коростеля с товарищи трехсот человек» курчанин Анисим Дурнев ездил в Тускарский стан на левобережье приустьевой части речки Рать осматривать двенадцать пустующих выморочных поместий умерших детей боярских. По результатам «сыска» он отделил «выезжим черкасам атаману Ивану Коростылю с тремстам человекам к подгородной их земле ко ста десятинам» тысячу сто шестьдесят девять, «а в дву потому ж» четей земли. Кроме того, переселенцам были даны сенные покосы в «две тысячи триста сорок копен», да по их поместной земле «берег реки Семи, да берег речки Рати» для рыбной ловли. [3]
Рис. 2. Деревня Беломестная на плане генерального межевания 1782 года.
Выделенная «выезжим» черкасам земля «обелялась», то есть освобождалась от уплаты государственных налогов за пользование землёй. Такая земля называлась «белой землёй», а получившая её община черкас – беломестными казаками.
Полученная казаками Ивана Коростеля земля не была отдельным участком, а чередовалась с поместными землями одиннадцати курских детей боярских «что меж тех пустых земель живут» и церковной землёй «пятницкого попа Матвея». Поэтому между черкасами и русскими помещиками возникали споры по границам земельных наделов, о чём переселенцы писали осенью 1640 года в челобитной царю. В ответной грамоте из Разряда курскому воеводе было приказано оберегать черкас от притеснений.
Конфликт был улажен, однако летом 1641 года произошли трагические события, известные как «измена черкас». Началось всё с того, что вернувшийся из Москвы черкасский сотник Иван Холоденко, посланный туда с челобитной от черкас, стал распускать слух, что всех курских черкас собираются побить на Успеньев день из-за их привилегий на государевой службе. Будучи в Москве, он слышал от многих русских служилых людей, что им за несколько лет не выплачено жалованье, в то время как «иноземцам» - черкасам оно выдается регулярно.
Поверив речам Холоденко, часть черкас 13 августа 1641 года, бросив своё имущество и скот, направились в сторону Речи Посполитой. Узнав, что черкасы покинули службу, курский воевода Григорий Григорьевич Образцов послал за ними в погоню курских ратников, которые настигли беглецов на Бакаевом шляхе, в 20 верстах от Хотмыжска. Завязался бой, прекратившийся в сумерках из-за дождя. Благодаря этому обстоятельству, части черкас удалось скрыться налегке. Оставшихся на следующий день с помощью подоспевших хотмыжских пеших стрельцов и служилых людей пленили.
Рис. 3. Черкасы, художник Юзеф Брандт.
После следствия нескольких беглецов за измену повесили, а остальных с семьями и имуществом выслали через Москву в Сибирь и Поволжье.
Из Беломестной слободы на реке Сейм ушли атаман Михаил Деряга, шесть сотников, пять есаулов и 138 рядовых с семьями. В слободе остались поп Василий, три атамана, два сотника, один есаул и семнадцать рядовых, всего 23 человека. [4]
Остался на службе в Курском гарнизоне и атаман Коростель. В курской десятне 1642 года Иван Дмитриев сын Коростель значится среди дворовых детей боярских с поместным окладом 250 четей и денежным жалованием в 7 рублей. Ещё 7 рублей ему выплачивалось по указной статье, потому что «поместья за ним нет ни одной чети». [5]
Рис. 4. Фрагмент Курской десятни 1642 года.
После упомянутых событий воеводам было предписано усилить контроль за переселенцами из Речи Посполитой. Оставшиеся после побега в Беломестной слободе служилые черкасы с семьями были переселены назад под Курск в Черкасскую слободу. Освободившиеся земли «в слободке на реке Семи, что преж сего живали беломестные казаки» были розданы в поместья шестнадцати детям боярским. [6]
Рис. 5. Фрагмент подворной переписи Курского уезда 1678 года.
В настоящее время в Курском районе на берегу реки Сейм находится деревня Беломестное, название которой напоминает об «измене черкас», случившейся в августе 1641 года.
ИСТОЧНИКИ:
1. Брезгунова Е.М. Чекасы в Курске в конце 1630-х – начале1660-х годов. Вестник ВГУ. Серия:История. Политология. Социология. 2022, №3, стр. 16-21. 2. Папков А. И. Порубежье Российского царства иукраинских земель Речи Посполитой (конец XVI – первая половина XVII века) / А. И. Папков. – Белгород :Константа, 2004, стр. 226. 3. Котков С.И., Коткова Н.С. Памятники южновеликорусского наречия. Отказные книги, М., 1977г., стр. 169. 4. Папков А.И. Бунт или измена? Восстания служилых черкас на юге России в 40-е годы XVII века. История: факты и символы. № 4 (13), стр. 2017 г., стр. 24–36. 5. РГАДА, ф. 210, оп. 9, кн. 188, л. 20об-21. 6. ГАКО, ф. 184, оп.2, д. 11, л. 193.
Очень полезное дополнение к статье "Деревня Беломестное-родина моих предков Алябьевых". более точное объяснение происхождения названия деревни Беломестное. Спасибо за интересный материал.
До начала XX века в Курской губернии проживала отдельная этническая группа русских людей, которых называли саянами. Саяны в значительной степени отличались от живших рядом с ними других групп великороссов - однодворцев и крепостных крестьян антропологическими особенностями, одеждой, говором, фольклором. О происхождении саян существует несколько версий. Одни исследователи связывают их с северянами, домонгольским автохтонным населением Курского края. Другие считают их потомками белорусов, переселившихся в XVI веке из Речи Посполитой. Есть версия о финно-угорском происхождении саян. Однако, достоверно известно только то, что все саяны в XVII-XVIII
В местном самоуправлении Курского уезда XVII века наиболее значимой являлась должность губного старосты, основной задачей которого была борьба с уголовной преступностью: разбойниками, убийцами, татями. В соответствии с современными реалиями губной староста — это начальник уголовного розыска или начальник полиции.
ПЕРЕПИСНАЯ КНИГА ПОДГОРОДНОГО СТАНА КУРСКОГО УЕЗДА 1664 ГОДА
В ноябре 1663 года польский король Ян II Казимир предпринял решающую попытку возвращения Левобережной Украины и Северщины в состав Речи Посполитой. Поначалу наступление 70-тысячной армии, состоящей из поляков, литвин, правобережных украинских казаков и крымских татар, было весьма успешным. Войско стремительно продвигалось вглубь русской территории, обходя стороной крупные, хорошо укреплённые крепости и захватывая небольшие города. Ян Казимир направлялся к Путивлю, где стояло русское войско во главе с воеводой Петром Шереметевым. В январе 1664 года польское войско подошло к небольшому городку Глухову, который с ходу взять не удалос
В 1634 году в «великий мясоед» (так в старые времена назывался временной промежуток между Рождеством и Масленицей) пришёл «под Куреск войною с польскими и с литовскими людьми пан Вишневецкой». 13 января авангард армии Вишневецкого с ходу штурмом взял наугольную Меловую башню Курской крепости, водрузив на неё своё знамя. Под тяжестью большого количества солдат старая бревенчатая башня заскрипела и зашаталась. Поляки, опасаясь обрушения башни, спешно покинули её.
Будьте всегда любимыми и счастливыми! Радуйте окружающий вас мир своей красотой, улыбками, добротой и заботой! Пусть в ваших домах всегда царит мир и спокойствие!
К сожалению, пустеют и вымирают многие сёла и деревни Курского края. Прошло время их расцвета, уходят из жизни последние старожилы. Пройдёт еще не так много времени, и мало кто будет помнить, что когда-то были такие места, со звучными и самобытными названиями, история которых — это жизнь многих поколений наших предков.
СПИСОК С КУРСКИХ ПЕРЕПИСНЫХ КНИГ 1678 ГОДА В ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ.
В XVII веке в Российском государстве, с целью учета податного населения периодически проводились переписи, охватывающие практически всю территорию страны, результаты которых поуездно фиксировались в писцовых и переписных книгах. В Курском уезде также неоднократно проводились учеты населения. В 1621 году дозорщиком Константином Апухтиным и подьячим Федором Кунаковым была проведена перепись селений и дач Курского уезда. Ещё одна перепись Курского уезда состоялась в 1628-1631 годах стараниями писцов Богдана и Степана Унковских и подьячего Ивана Коровина. Писцовые книги, составленные в результате этих переписе
ДЕРЕВНЯ ГОРОДИЩЕ КУРСКОГО УЕЗДА И ЕЁ ЖИТЕЛИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Деревня Городище находится в 25 километрах к востоку от Курска, на правом возвышенном берегу реки Рать. Свое название деревня получила от расположенного неподалёку остатков древнего укрепленного поселения – городища. На рубеже XVI и XVII веков в этих местах получили поместные дачи дети боярские Дюкаревы, Башкатовы, Савенковы, Махортовы, которые несли при вновь построенной Курской крепости полковую, городовую и сторожевую службы.
ИСТОРИЯ СЫНА БОЯРСКОГО СТЕПАНА ПИСКЛОВА ИЗ ДЕРЕВНИ ПИСКЛОВОЙ КУРСКОГО УЕЗДА ТУСКАРСКОГО СТАНА
23 сентября 1636 года стольник и воевода Даниил Семенович Яковлев, узнав о нападении крымских татар на Курский уезд, послал «в поход за татары голов Семена Яковлева да Воина Анненкова» с отрядом курских детей боярских и велел им «над татары промышляти, сколько Милосердый Бог помочи подаст». В тот же день курские ратники сошлись в бою с татарами, которые стояли кошем в верховьях реки Виногробль, «под Винниковым лесом на Троицком поле», верстах в тридцати от Курска. В том бою «татар многих побили и языки многие поймали, а кто на том бою Государю служили и с татары бились» были включены в послужной спи
ДОПОЛНЕНИЯ К РОДОСЛОВНОЙ НАДЕЖДЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ПЛЕВИЦКОЙ
Авторы: Светлана Печенина, Александр Куркулев 17 января 2023 года исполняется 184 года со дня рождения замечательной русской певицы, талантливой исполнительницы народных песен Надежды Васильевны Плевицкой. [1] Она родилась в 1880 году в селе Винниково в семье крестьян-однодворцев, потомков служилых людей «по отечеству», в XVI-XVII веках защищавших южные рубежи Русского государства. В 2012 году в сборнике "Открытый музей. Курский альманах истории и культуры" курским историком и краеведом Юрием Александровичем Бугровым была опубликована родословная Надежды Плевицкой. В представленном генеалогическом древе, составленном по материалам госар
17 января 1884 года, согласно официальной версии, в селе Винниково Курского уезда родилась известная исполнительница русских песен и романсов Надежда Васильевна Плевицкая, урождённая Винникова. Следовательно, через несколько дней будет отмечаться 180-летие со для рождения певицы.
Автор - Светлана Печенина «…ГРАМОТНОСТИ МАЛО, НО РАСПОЛОЖЕНИЕ К НЕЙ СИЛЬНО…» Отец ПЛАТОН ЛОГГИНОВ, священник Георгиевской церкви села Шумаково Колоденской волости Курского уезда, 1866 год
Комментарии 3