ПОКРОВСКИЙ БАЗАР Курску - 990 лет! Начало 20 века - к 100-летию Центрального рынка Здесь оставлял следы Саровский* И клал поклоны Коренной*. День ярмарки! Базар Покровский* Кипит на площади Мучной*. Ликуют купля и поставки! Богата осень на плоды! Лотки и скобяные лавки, С охапкой веников деды. Весы шеренгой на прилавках, Копилок глиняных ряды, Кожлянские свистульки в лавках И хлеб Казацкой слободы. Цыганки в ярких полушалках, Доступность яств! Рябит в глазах… У винной лавки смех и давка, Разборок пьяных голоса. И для простого люда праздник! Ведут в Обжорный ряд* следы... Там молодой несёт приказчик Товар Стрелецкой слободы. Сияет солнышком с прилавка, Среди баулов и корзин, У озорной казачки Клавки Заморский чудо-апельсин! Здесь рыбу жарят,.. суп с грибами... И ароматен дым костра. Базар! Осенними дарами Земля обильна и щедра! Стирают годы лоск и краски, Меняют курский говорок. Времён затейливые маски Пылятся стопкой у дорог. Давно в помине нет уж Клавки... Сменился дух, манеры, стиль....ЕщёПОКРОВСКИЙ БАЗАР Курску - 990 лет! Начало 20 века - к 100-летию Центрального рынка Здесь оставлял следы Саровский* И клал поклоны Коренной*. День ярмарки! Базар Покровский* Кипит на площади Мучной*. Ликуют купля и поставки! Богата осень на плоды! Лотки и скобяные лавки, С охапкой веников деды. Весы шеренгой на прилавках, Копилок глиняных ряды, Кожлянские свистульки в лавках И хлеб Казацкой слободы. Цыганки в ярких полушалках, Доступность яств! Рябит в глазах… У винной лавки смех и давка, Разборок пьяных голоса. И для простого люда праздник! Ведут в Обжорный ряд* следы... Там молодой несёт приказчик Товар Стрелецкой слободы. Сияет солнышком с прилавка, Среди баулов и корзин, У озорной казачки Клавки Заморский чудо-апельсин! Здесь рыбу жарят,.. суп с грибами... И ароматен дым костра. Базар! Осенними дарами Земля обильна и щедра! Стирают годы лоск и краски, Меняют курский говорок. Времён затейливые маски Пылятся стопкой у дорог. Давно в помине нет уж Клавки... Сменился дух, манеры, стиль. Исчезли скобяные лавки, Котлы отправлены в утиль. Центральный рынок так же гулок - И век спустя "кипит," как встарь! Китай, Вьетнам, товары турок... Лишь меньше стало здесь... курян. Историческая справка. *Базар Покровский - Центральный рынок, Площадь Мучная - площадь перед рынком, Обжорный ряд - столовые, харчевни для простого люда, в Казацкой слободе пекли ароматный и вкусный хлеб, Стрелецкая и Казацкая слобода поставляли овощи, Кожлянские игрушки из глины - старинный промысел Курской области в селе Кожля. Перед входом на рынок жарили рыбу и картошку, варили супы и каши.
До начала XX века в Курской губернии проживала отдельная этническая группа русских людей, которых называли саянами. Саяны в значительной степени отличались от живших рядом с ними других групп великороссов - однодворцев и крепостных крестьян антропологическими особенностями, одеждой, говором, фольклором. О происхождении саян существует несколько версий. Одни исследователи связывают их с северянами, домонгольским автохтонным населением Курского края. Другие считают их потомками белорусов, переселившихся в XVI веке из Речи Посполитой. Есть версия о финно-угорском происхождении саян. Однако, достоверно известно только то, что все саяны в XVII-XVIII
В местном самоуправлении Курского уезда XVII века наиболее значимой являлась должность губного старосты, основной задачей которого была борьба с уголовной преступностью: разбойниками, убийцами, татями. В соответствии с современными реалиями губной староста — это начальник уголовного розыска или начальник полиции.
ПЕРЕПИСНАЯ КНИГА ПОДГОРОДНОГО СТАНА КУРСКОГО УЕЗДА 1664 ГОДА
В ноябре 1663 года польский король Ян II Казимир предпринял решающую попытку возвращения Левобережной Украины и Северщины в состав Речи Посполитой. Поначалу наступление 70-тысячной армии, состоящей из поляков, литвин, правобережных украинских казаков и крымских татар, было весьма успешным. Войско стремительно продвигалось вглубь русской территории, обходя стороной крупные, хорошо укреплённые крепости и захватывая небольшие города. Ян Казимир направлялся к Путивлю, где стояло русское войско во главе с воеводой Петром Шереметевым. В январе 1664 года польское войско подошло к небольшому городку Глухову, который с ходу взять не удалос
В 1634 году в «великий мясоед» (так в старые времена назывался временной промежуток между Рождеством и Масленицей) пришёл «под Куреск войною с польскими и с литовскими людьми пан Вишневецкой». 13 января авангард армии Вишневецкого с ходу штурмом взял наугольную Меловую башню Курской крепости, водрузив на неё своё знамя. Под тяжестью большого количества солдат старая бревенчатая башня заскрипела и зашаталась. Поляки, опасаясь обрушения башни, спешно покинули её.
Будьте всегда любимыми и счастливыми! Радуйте окружающий вас мир своей красотой, улыбками, добротой и заботой! Пусть в ваших домах всегда царит мир и спокойствие!
К сожалению, пустеют и вымирают многие сёла и деревни Курского края. Прошло время их расцвета, уходят из жизни последние старожилы. Пройдёт еще не так много времени, и мало кто будет помнить, что когда-то были такие места, со звучными и самобытными названиями, история которых — это жизнь многих поколений наших предков.
СПИСОК С КУРСКИХ ПЕРЕПИСНЫХ КНИГ 1678 ГОДА В ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ.
В XVII веке в Российском государстве, с целью учета податного населения периодически проводились переписи, охватывающие практически всю территорию страны, результаты которых поуездно фиксировались в писцовых и переписных книгах. В Курском уезде также неоднократно проводились учеты населения. В 1621 году дозорщиком Константином Апухтиным и подьячим Федором Кунаковым была проведена перепись селений и дач Курского уезда. Ещё одна перепись Курского уезда состоялась в 1628-1631 годах стараниями писцов Богдана и Степана Унковских и подьячего Ивана Коровина. Писцовые книги, составленные в результате этих переписе
ДЕРЕВНЯ ГОРОДИЩЕ КУРСКОГО УЕЗДА И ЕЁ ЖИТЕЛИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Деревня Городище находится в 25 километрах к востоку от Курска, на правом возвышенном берегу реки Рать. Свое название деревня получила от расположенного неподалёку остатков древнего укрепленного поселения – городища. На рубеже XVI и XVII веков в этих местах получили поместные дачи дети боярские Дюкаревы, Башкатовы, Савенковы, Махортовы, которые несли при вновь построенной Курской крепости полковую, городовую и сторожевую службы.
ИСТОРИЯ СЫНА БОЯРСКОГО СТЕПАНА ПИСКЛОВА ИЗ ДЕРЕВНИ ПИСКЛОВОЙ КУРСКОГО УЕЗДА ТУСКАРСКОГО СТАНА
23 сентября 1636 года стольник и воевода Даниил Семенович Яковлев, узнав о нападении крымских татар на Курский уезд, послал «в поход за татары голов Семена Яковлева да Воина Анненкова» с отрядом курских детей боярских и велел им «над татары промышляти, сколько Милосердый Бог помочи подаст». В тот же день курские ратники сошлись в бою с татарами, которые стояли кошем в верховьях реки Виногробль, «под Винниковым лесом на Троицком поле», верстах в тридцати от Курска. В том бою «татар многих побили и языки многие поймали, а кто на том бою Государю служили и с татары бились» были включены в послужной спи
ДОПОЛНЕНИЯ К РОДОСЛОВНОЙ НАДЕЖДЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ПЛЕВИЦКОЙ
Авторы: Светлана Печенина, Александр Куркулев 17 января 2023 года исполняется 184 года со дня рождения замечательной русской певицы, талантливой исполнительницы народных песен Надежды Васильевны Плевицкой. [1] Она родилась в 1880 году в селе Винниково в семье крестьян-однодворцев, потомков служилых людей «по отечеству», в XVI-XVII веках защищавших южные рубежи Русского государства. В 2012 году в сборнике "Открытый музей. Курский альманах истории и культуры" курским историком и краеведом Юрием Александровичем Бугровым была опубликована родословная Надежды Плевицкой. В представленном генеалогическом древе, составленном по материалам госар
17 января 1884 года, согласно официальной версии, в селе Винниково Курского уезда родилась известная исполнительница русских песен и романсов Надежда Васильевна Плевицкая, урождённая Винникова. Следовательно, через несколько дней будет отмечаться 180-летие со для рождения певицы.
Автор - Светлана Печенина «…ГРАМОТНОСТИ МАЛО, НО РАСПОЛОЖЕНИЕ К НЕЙ СИЛЬНО…» Отец ПЛАТОН ЛОГГИНОВ, священник Георгиевской церкви села Шумаково Колоденской волости Курского уезда, 1866 год
Курску - 990 лет!
Начало 20 века -
к 100-летию Центрального рынка
Здесь оставлял следы Саровский*
И клал поклоны Коренной*.
День ярмарки! Базар Покровский*
Кипит на площади Мучной*.
Ликуют купля и поставки!
Богата осень на плоды!
Лотки и скобяные лавки,
С охапкой веников деды.
Весы шеренгой на прилавках,
Копилок глиняных ряды,
Кожлянские свистульки в лавках
И хлеб Казацкой слободы.
Цыганки в ярких полушалках,
Доступность яств! Рябит в глазах…
У винной лавки смех и давка,
Разборок пьяных голоса.
И для простого люда праздник!
Ведут в Обжорный ряд* следы...
Там молодой несёт приказчик
Товар Стрелецкой слободы.
Сияет солнышком с прилавка,
Среди баулов и корзин,
У озорной казачки Клавки
Заморский чудо-апельсин!
Здесь рыбу жарят,.. суп с грибами...
И ароматен дым костра.
Базар! Осенними дарами
Земля обильна и щедра!
Стирают годы лоск и краски,
Меняют курский говорок.
Времён затейливые маски
Пылятся стопкой у дорог.
Давно в помине нет уж Клавки...
Сменился дух, манеры, стиль....ЕщёПОКРОВСКИЙ БАЗАР
Курску - 990 лет!
Начало 20 века -
к 100-летию Центрального рынка
Здесь оставлял следы Саровский*
И клал поклоны Коренной*.
День ярмарки! Базар Покровский*
Кипит на площади Мучной*.
Ликуют купля и поставки!
Богата осень на плоды!
Лотки и скобяные лавки,
С охапкой веников деды.
Весы шеренгой на прилавках,
Копилок глиняных ряды,
Кожлянские свистульки в лавках
И хлеб Казацкой слободы.
Цыганки в ярких полушалках,
Доступность яств! Рябит в глазах…
У винной лавки смех и давка,
Разборок пьяных голоса.
И для простого люда праздник!
Ведут в Обжорный ряд* следы...
Там молодой несёт приказчик
Товар Стрелецкой слободы.
Сияет солнышком с прилавка,
Среди баулов и корзин,
У озорной казачки Клавки
Заморский чудо-апельсин!
Здесь рыбу жарят,.. суп с грибами...
И ароматен дым костра.
Базар! Осенними дарами
Земля обильна и щедра!
Стирают годы лоск и краски,
Меняют курский говорок.
Времён затейливые маски
Пылятся стопкой у дорог.
Давно в помине нет уж Клавки...
Сменился дух, манеры, стиль.
Исчезли скобяные лавки,
Котлы отправлены в утиль.
Центральный рынок так же гулок -
И век спустя "кипит," как встарь!
Китай, Вьетнам, товары турок...
Лишь меньше стало здесь... курян.
Историческая справка.
*Базар Покровский - Центральный рынок,
Площадь Мучная - площадь перед рынком,
Обжорный ряд - столовые, харчевни для простого люда,
в Казацкой слободе пекли ароматный и вкусный хлеб,
Стрелецкая и Казацкая слобода поставляли овощи,
Кожлянские игрушки из глины - старинный промысел Курской области в селе Кожля.
Перед входом на рынок жарили рыбу и картошку, варили супы и каши.