Так выглядела Покровская церковь в селе Беседино в 1949 году.
Начало XX века. В деревне Красниково на Котовце, что на правом берегу реки Рать, стоит небольшой деревянный храм с деревянной колокольней, покрытой железом. Это Никитская церковь с престолом во имя Святого Великомученника Никиты. Построенная еще в 1850 году, на несколько вёрст вокруг – ближайшая. А приход между тем был немалый – 9 деревень: Красниково на Котовце, Кутепово, Беседино, Букреево, Воронцово, Мальцево, Шеховцово, Городище, Карасёвка; сельцо Александровка и слободка Красильникова (двух последних, насчитывавших буквально десяток домов, в настоящее время не существует).
Со временем тесным стало здание церкви для всего прихода, и в селе Беседино началось сооружение нового храма. Несколько лет, кирпичик к кирпичику, трудом и усилиями прихожан строилась Покровская церковь. И, наконец, 16 сентября 1907, как сообщается в «Клировой ведомости», «был освещён новый храм – каменный. Главный престол в нём – во Имя Покрова Пресвятой Богородицы, южный алтарь – во Имя Сретения Господня и северный алтарь – во Имя Святого Великомученика Никиты». В том же документе – а «Клировые ведомости», хранящиеся в государственном архиве Курской области представляют собой ценнейший источник для изучения истории церквей – сообщается, что со дня освящения Покровской церкви церковным старостой был крестьянин Василий Игнатьев Старосельцев. Церковь считалась приписной – к Никитской с. Красниково на Котовце, т.к. не имела собственного штата.
Всего в приходе насчитывалось 690 дворов с населением 4855 человек, а в самом Беседино до революции было 79 дворов и 520 жителей, из них мужчин – 244, женщин – 276.
При покровской церкви работала мужская церковно-приходская школа, в 1907 году должность законоучителя в ней занимал священник Николай Александрович Вертоградский. О нём имеются такие сведения: выпускник Орловской духовной семинарии, с 1903 г. определён на священническое место к Никитской церкви, более 10 лет служил в приходе священником, отмечен наградами Архиепископа Курского и Обоянского, крестом и медалью в память 300-летия царствования дома Романовых. В 1914 году был утверждён в должности благочинного (так называются представители церковного управления на местах) по 2-му благочинному округу Курского уезда. В декабре 1917 г. с упразднением этой должности, избран духовенством и мирянами председателем окружного Церковного совета.
После Октябрьской революции многие церкви, в т.ч. и Покровская в с. Беседино, продолжают действовать.
Массовое закрытие церквей начинается во второй половине 30-х годов. Причины? Согласно протоколам заседаний комиссии по вопросам культа при президиуме облисполкома, принимавшей окончательные решения, церкви закрывались либо как бездействующие и бесхозные, либо в следствие их ветхости и разрушенности. Практиковалось так же закрытие церквей для использования их зданий под учреждения культуры.
Как это происходило? Документ, датированный 20 мая 1936 г. гласит: Имея ввиду, что о закрытии Покровской церкви в с. Беседино и передаче здания под районный клуб и звуковое кино ходатайствует подавляющее большинство населения Бесединского сельсовета, о чём имеются решения общих собраний колхозников 9 колхозов и подписи граждан в количестве 1355 человек (77% всего взрослого населения), культовая комиссия президиума облисполкома постановляет: церковь в с. Беседино закрыть и передать здание под районный клуб и звуковое кино».
Несмотря на, казалось бы, вполне убедительное обоснование действий властей, верующие с таким решением не согласились. В государственном архиве Курской области имеется «Дело о закрытии Покровской церкви с. Беседино Бесединского района». Начато оно 3 апреля 1936 г., окончено 17 сентября 1937 г. Почти полтора года шла переписка с самыми высокими инстанциями, т.к. верующие направили во ВЦИК жалобу, подписанную почти всеми взрослыми жителями сельсовета (1500 человек при общем количестве избирателей – 1757).
Из Москвы запросили объяснения по этому факту, а так же доказательства того, что здание будет действительно переоборудовано под клуб (использование церковных зданий под складские помещения законом запрещалось). Очевидно, райисполкому удалось собрать необходимые документы, и в Постановлении Президиума ВЦИК от 10 сентября 1937 г., подписанном М. Калининым, выносится окончательное решение: «…церковь закрыть, здание оборудовать под клуб». С покровского храма были сняты купол и колокольня, и здание потеряло церковный вид. До начала Великой Отечественной войны здесь размещались районный Дом культуры, районная библиотека и база райпотребсоюза.
Следует отметить, что закрытие церкви в с. Беседино – не единственный, а скорее характерный для того времени факт. Массовое закрытие церквей наблюдается вплоть до 1940 г. К этому времени в области было всего несколько действующих храмов (до революции в Курской губернии насчитывалось свыше тысячи, не считая монастырей).
Начало войны и последовавшая вскоре оккупация области немецко-фашистскими войсками (Бесединский район был оккупирован 8 ноября 1941 г.) вызвала рост религиозности среди населения и самопроизвольное открытие церквей. Обращаясь к Богу, люди стремились хоть немного облегчить свои страдания, потерю близких и родных, обрести силу и веру в победу над врагом. Этому в немалой степени способствовала большая патриотическая работа, проводимая церквами Курской области в годы Великой отечественной войны. Всего на территории области в 1941 г. действовали 32 церкви и молитвенных дома, в 1942 г. – 163, в 1943 г. – 263.
Как сообщается в докладе Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Курской области, после освобождения Бесединского района от немецко-фашистских захватчиков (6 февраля 1943 г.) «церковь в с. Беседино сохранилась и действовала». Правда при проведении церковных служб использовалась примерно ¼ часть здания (65 кв. м.) – притвор южного придела. Церковь, особенно в праздники, посещало много людей (приход – 10 сёл), не все даже помещались в приделе, многие оставались на улице, около церкви.
Восстановление церквей не могло не вызвать у властей определенной обеспокоенности и принятия противодействующих мер. 19 апреля 1951 г. Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Курском облисполкоме т. Володин сообщает в обком ВКП (б): «…у нас имеется много возможностей к дальнейшему сокращению числа действующих церквей, для чего требуется лишь систематическая и кропотливая работа… В настоящее время ожидаются запрошенные от райисполкомов материалы с ходатайствами об изъятии церковных зданий, которые до войны использовались под культурные учреждения и для хозяйственных нужд».
В истории действующих церквей с этого времени начинается новый этап, характерной особенностью которого является появление массовых ходатайств со стороны райисполкомов (в 1951 г. – 76 хозяйств) о закрытии церквей. Причём как следует из сообщений Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви по Курской области во многих случаях для этого создавались искусственные условия (составлялись акты о технической непригодности зданий, занятии их зерном и т.п.). В некоторых случаях изъятие церковных зданий проводилось в обход законов, без разрешения облисполкома и Совета по делам русской православной церкви.
Примером таких действий может служить закрытие Покровской церкви в с. Беседино. Возбудив в начале июня 1951 г. ходатайство о её закрытии, Бесединский райисполком самостоятельно принял решение об освобождении общиной помещения, не дожидаясь рассмотрения этого вопроса в высших инстанциях. Верующие здание освободили, всё культовое имущество было перенесено в дом церковного старосты Беседина М.В., иконы розданы по дворам. Священник получил назначение в другой приход, а церковной общине было рекомендовано подыскать себе новое помещение. Таким образом, Покровская церковь была закрыта во второй раз. И вновь верующие выражают несогласие с решением властей. В Москву, в Президиум Верховного Совета СССР было направлено заявление с 773 подписями. В нем содержалась просьба о возвращении «ранее занимаемого под церковные службы одного придела церкви в с. Беседино и возобновлении службы». Из документов по закрытию церквей в 50-х годах видно, насколько многочисленными и разнообразными были протесты со стороны верующих (в Москву писали жалобы, посылали ходоков), высказывались такие мысли: церковь строил народ, и они принадлежат народу.
В марте 1952 г. после рассмотрения жалобы верующих по поводу закрытия церкви в с. Беседино было признано, что «изъятие церковного здания произведено райисполкомом несвоевременно, и эта часть здания используется в настоящее время под зерно». Однако храм не был возвращён Бесединской общине. Некоторое время прихожане занимали помещение молитвенного дома в с. 1-е Красниково; в 1958 году община прекратила своё существование.
Позже в с. Беседино построили новый Дом культуры, а здание церкви… пошло под слом. Сейчас на этом месте кладбище. И только старожилы помнят, как выглядела Покровская церковь, да архивные документы бережно хранят её историю. И хорошо, что к этим документам обращается сейчас всё больше людей, ибо история церквей – действующих поныне и исчезнувших навсегда – это нечто большее, чем просто история храмов. Это история нашего народа в самом близком и трепетном её смысле.
Нет комментариев