На территории Армении, исторически азербайджанской территории, функционирует «Государственный заповедник «Хосровский лес».
Имя Хосров - мужское имя восточного происхождения, связанное с древней мифологией современного Ирана, означает бросающий жертву в поток огня. Кей-Хосров был мифический царь в северной части на территории современного Ирана (провинция Азербайджан), упоминаемый в зороастрической Авесте.
Почти двести лет в науке ведется спор о месте рождения Зардушта (Заратуштра) или Зороастра, как называли его древние греки - основателя религии, названной в его честь зороастризмом. Несмотря на это окончательно вопрос о месте рождения пророка до сих пор не решен. Большинство средневековых мусульманских историков (Бируни, Балазури, Казвини , Ягут аль-Хамави и др.), ссылающихся на поздние зороастрийские источники считают, что Зороастр был родом из Азербайджана.
Современные ученые место его рождения находят в Средней Азии или даже в России. В то же время сейчас, всеми единодушно признается, что Азербайджан с его многочисленными государственными храмами огня сыграл огромную роль в создании и распространении канонизированного текста священного писания зороастрийцев - Авесты и оформлении зороастризма как государственной религии. Здесь в Шизе (ныне Тахти Сулейман) находится один из трех самых почитаемых Храмов Огня-Адургушнапс. Летней столицей Атропатены (Азербайджана) был город Ганзак, средневековый Шиз — современный Текаб в провинции Западный Азербайджан. Главное святилище Адур-Гушнасп находилось в 25 км к северо-востоку, сейчас его развалины называются Техте-Сулейман. В некоторых источниках столицу Ганзак отождествляют непосредственно с Техте-Сулейманом. Ко времени арабского завоевания столица, видимо, располагалась в Ардебиле.
Около трех тысяч лет тому назад (согласно древним хроникам Зороастр жил за 258 лет до Александра Македонского) на юге Азербайджана около города Урмия во дворце, стоящем на берегу реки Дараджа на горе Збар, живет некто Пурушаспа с женой по имени Догдо. У них рождается сын Зороастр.
В возрасте 30 лет Зороастр выступает в качестве пророка, проповедующего новую религию.
Не найдя у себя на родине последователей, Зороастр для проповеди нового учения отправляется на Восток. Когда он переходит священный поток, к нему является небесный дух - Бахман и возводит его к престолу бога Ахура Мазды. Там Зороастр получает божественное откровение. Отсюда Зороастр попадает в ад, где его хочет отвратить от религии злой дух Ангхро Манью (Ахриман). Сделать это ему не удается и сойдя на землю Зороастр излагает своё учение в виде священного писания, получившего название Авеста. Злые духи преследуют его и на земле, но каждый раз Зороастр отгоняет их молитвами из Авесты. Получив вдохновение сверху Зороастр, одетый в белую одежду, со священным огнем и кипарисовым скипетром в руках является ко двору царя Виштаспы и обращает его в свою веру. Соседние правители требуют возвращения к религии предков и идут войной на Виштаспа. Виштаспа одерживает победу и учение Зороастра укрепляется в стране Виштаспы. Виштаспа строит в Бактрии храмы огня. Здесь протекают последние годы Зороастра, здесь же его убивают то ли злые волшебники, то ли вражеские воины.
Учение Заратустры защищает условия существования оседлого скотоводства и земледелия. Оно проповедует единобожие и существование в мире извечной борьбы двух начал - доброго и злого. Добрые силы возглавляет Ахура Мазда, злые - Ахриман.
Согласно учению Зороастра цель жизни человека-это помощь Ахуре Мазде в его борьбе с Ахриманом. В конце концов Ахура-Мазда должен выиграть эту битву и уничтожить зло в этом мире навсегда. Мораль проповедуемая Зороастром включает в себя добрую мысль, доброе слово, доброе дело, предписывает быть щедрым, честным, умеренным в желаниях, избегать жестокости и беззакония. Человек должен охранять чистоту огня, воды и земли. Землю и огонь нельзя осквернять соприкосновением с трупом. Поэтому труп помещается на возвышенном каменистом месте или на напоминающем такое место каменном строение - дахма (башня молчания), где его терзают звери или птицы. Кости прячутся в специальных помещениях, чтобы не осквернять землю.
Учение зороастрийцев изложено в их священной книге, вернее в собрании священных книг - «Авеста».
Зороастрийские жрецы проповедовали мысль, что как Гаты (наиболее древняя часть книги), так и другие ее части, написаны самим Зороастром, как божественное откровение, полученное от Ахура Мазды. С этой целью во многих случаях в текст священного писания вводится фраза: «Так сказал Заратуштре Ахура Мазда». Современные исследователи считают, что произведением самого пророка является только ее наиболее древняя часть - Гаты.
Древние хроники сообщают о том, что сасанидский царь Йездигерд II введя в Албанию войска привел с ними триста магов и учителей, которые по его приказу говорили: «Если примете добровольно закон Зороастра, получите подарки и почести, царь уволит и освободит вас от всех налогов…». Через сто лет другой сасанидский правитель Хосров (армянские историки, следуя отцу армянской фальсификационной истории Мовсесу Хоренацм, которого на Западе называли баснописцем, пытаются фальсифицируя историю называют его армянским царем) говорит почти то же: «Я приказал построить храмы нашим жрецам… Я повелел им внушить всем обязанность любить нас, быть праведными… и я попросил их обучать молодых людей нашим верованиям и обычаям».
Самые почитаемые зороастрийские храмы находились в Азербайджане, здесь же жили маги - зороастрийские жрецы из азербайджанского племени магов.
Слово маг вошло во все языки мира, кроме своего основного значения, также в значении фокусник и волшебник. В Азербайджане маги (азерб. муг) остались жить в названии прикуринской низменности Муган дузю (степь магов) и большого количества населенных пунктов (Муганлы, Муган и др.), разбросанных по всему Азербайджану. У мусульман слово «муган» означало «зороастриец» или «огнепоклонник» и названия эти могут быть связаны с поселениями зороастрийцев среди мусульман.
До настоящего времени у азербайджанцев сохранилось очень много зороастрийских обычаев, широко распространено имя Зардушт (Зороастр) и слово «дахма», в смысле лачуга. Ежегодно отмечается Новруз («Новый день» - праздник весеннего равноденствия и первый день Нового Года), самый почитаемый зороастрийцами праздник, с прыганьем через костер, зажиганием свеч, раскрашиванием яиц, приготовлением ритуальных блюд и т. д. Во многих районах Азербайджана до сих пор считается грехом задувание горящей свечи и тушение костра или очага водой.
О роли огня в Азербайджане свидетельствует тот факт, что в слове Азербайджан в течении 2300 лет его существования корень слова АТУР-АТРО-АДУР-АЗЕР всегда означает огонь, хотя истоки его происхождения давно забыты. В храмах огня храмовый огонь помещается на подставках в виде алтарей, поднимается на крыши высоких культовых храмов. Храм огня называется «Местом Огня» или «Домом Огня». Культ воды находит свое отражение в названии полуострова Абшерон (Аб - вода, Сура - одно из имен богини воды), перешедшего от названия поселка или храма Воды - Абшерон, находящихся у переправы на священный остров Пираллахи, где с давних времен непрерывно горели огромные факелы природного газа.
Азербайджан сыграл большую роль в создании и распространении зороастризма и давно назрело время установить в Баку памятник самому великому представителю Азербайджана - Зороастре. Тем более, что ряд исследователей считают Абшерон родиной Зороастра.
Очевидно, что все это происходило тогда, когда еще миру не явились армяне и их предшественники хайские племена.
Имя Хосров шаха упоминается в «Шахнаме» Фирдоуси. Но это другая история.
Солмаз Зейналлы: Я решила пойти в полицию после гибели брата в Отечественной войне ❗️
2 июля в Азербайджане отмечается День полиции, с создания которой минуло 104 года.
Сегодня полиция Азербайджана - это единый централизованный правоохранительный орган с усовершенствованной материально-технической базой и профессиональными кадрами. И говоря о профессионализме, следует особо отметить представительниц прекрасного пола, которые наравне с мужчинами-полицейскими день и ночь стоят на страже интересов граждан, борются с преступностью и обеспечивают общественную безопасность.
Солмаз Зейналлы, которая уже год служит в полиции. Надо отметить, что Солмаз - серебряный призер чемпионата Европы по кара
Нет комментариев