ШАЛОМ, ДОРОГИЕ ЕВРЕИ! Гут Вох!
Посвящается поднятию святой еврейской души дорогого мне Реб Боруха бен Давида Йудицкого. Еврея с большой буквы «Й».
ЗАВТРА - 10 Тишрей 5780 года! – ЙОМ КИПУР!
На этой неделе мы читаем главу - «ААЗИНУ» - «ВНИМАЙТЕ». Предпоследнюю главу пятой книги Торы - «Дварим».
ТФИЛА ЗАКА. РАВ АВРААМ ДАНЦИГ ЗЦЛ. http://www.beerot.ru/?p=5799 Рав Авраам бар Йехиэль-Михл Данциг (Хаей Адам; 5508-5581 /1748-1821/ гг.)
Родился в г. Данциге (Гданьске) Польша.
Учился в йешиве Праги под руководством знаменитого пражского раввина Раввина Йехезкеля Ландо (Нодэ бийеуда). В восемнадцатилетнем возрасте получил раввинское звание, дающее право судить и наставлять закону. Однако, не желая извлекать прибыль из своих познаний в Торе, Рав Авраам отказался от предлагаемых ему раввинских должностей и занялся коммерцией. Он вел успешную торговлю в Лейпциге и Франкфурте, не прерывая углубленного изучения Торы: по его собственному признанию, он размышлял о проблемах, связанных с изучением Торы, «отправляясь в дальние переезды и сидя в своем магазине… и даже во время деловых операций» (Предисловие к Хохмат адам).
Рав Авраам Данциг был даяном и законоучителем в Вильно с 5554 /1794/ по 5572 /1812/ год). Являясь одним из самых преуспевающих деловых людей Вильно, он решительно отказывался получать вознаграждение за свой труд судьи.
Рав Данциг был очень близок к Виленскому Гаону, учился у него, а затем, поженив своих детей, они породнились. В книгах, написанных Раввом Данцигом, содержатся многочисленные свидетельства о жизни и мировоззрении Гаона.
В 5570 /1810/ году Рав Авраам Данциг издал свой основной труд – краткий алахический кодекс Хаей адам - Жизнь человека, составленный им по совету Виленского Гаона. В первом издании книга вышла без указания имени автора. В предисловии Рав Данциг объяснил это так: «Важно не имя автора книги, а то, что в ней написано, – ведь от маленького червячка происходит шелковая нить для роскошных тканей, а от моллюска, называемого хилазон, – голубая краска, которую использовали для одежды коэнов в Храме». Законодательный материал, представленный в Хаей адам, соответствовал разделу Орах хаим (Образ жизни) кодекса Шульхан арух. Однако в кодексе р. Данцига были учтены многочисленные обычаи и реалии, возникшие за два с половиной века, прошедшие со времени написания Шульхан аруха. В случаях, когда законоучители последних поколений расходились во мнениях, Рав Данциг, как правило, следовал алахическим решениям Виленского Гаона. В некоторых местах кодекса он прямо указывал: «Так я слышал от Гаона Равва Элияу» (Хаей адам 5:27), «Так поступал Гаон Рав Элияу» (там же 12:6) и т.п. Однако в целом ряде случаев р. Данциг принимал самостоятельное решение, отвергая мнение Гаона. «Уж таков путь постижения нашей святой Торы, – пояснял он, – один строит концепцию, а другой ее разрушает: ученик оспаривает мнение наставника, подобно тому, как Тур полемизировал со своим отцом Рошем, …и отцу это было в радость» (Алиёт Элияу). Кодекс, составленный Раввом Данцигом, отличался исключительной лаконичностью и четкостью формулировок, а также простотой языка, – это делало его доступным для читателя, неискушенного в талмудических исследованиях. «Блажен тот, кто способен сам изучить весь кодекс Шульхан арух с сопровождающими его комментариями! – писал Рав Данциг. – Но тем евреям, которые вынуждены тяжело трудиться, чтобы прокормить семью, понадобиться не менее полугода, чтобы дойти в этой книге хотя бы до главы «Утренние благословения». …Может не хватить и всей жизни, чтобы изучить только лишь раздел Орах хаим. …Я написал свою книгу для того, чтобы по ней можно было быстро изучить все законы, установленные Раввом Йосефом Каро (составителем Шульхан аруха) и позднейшими законоучителями». «Мое сочинение предназначается в первую очередь для юношества и для баалей-батим (домохозяев)», – указывал он в предисловии к кодексу. Книга Равва Данцига быстро обрела широкую популярность: она была принята евреями Европы в качестве общедоступного и авторитетного источника практической алахи. Еще при жизни автора во многих общинах стали создаваться специальные группы по изучению его кодекса – хабурот Хаей адам. Законоучители последующих поколений часто ссылаются на мнение р. Данцига.
До настоящего времени его кодекс выдержал более ста изданий.
В 5576 /1816/ году р. Авраам Данциг издал в виленской типографии еще один краткий кодекс, озаглавленный Хохмат адам (Мудрость человека), – в эту книгу были включены законы ритуального характера (алахический материал книги тематически соответствовал разделу Йорэ деа кодекса Шульхан арух).
Рав Авраам Данциг составил знаменитую молитву ТФИЛА ЗАКА (Чистая молитва), произносимую перед началом вечерней службы в Йом кипур.
Перед наступлением Йом Кипура, до или после Коль Нидрей, принято читать молитву Тфила Зака
Владыка миров, Отец милосердный и прощающий! Рука Твоя простерта, чтобы принять возвращающихся к Тебе. Ты сотворил человека, чтобы в итоге дать ему добро, и сотворил в нем два начала: доброе и злое, чтобы у него в руках была возможность избрать добро или зло, дабы воздать ему высокой наградой за его правильный выбор. Так постановила мудрость Твоя, как написано: «Смотри, Я предлагаю тебе жизнь и добро, смерть и зло, так выбери жизнь». Но, о Б-же Всесильный мой, я не внял Тебе, а последовал совету дурного начала и пошел по зову моего сердца. Я отверг добро и выбрал зло. Мало того, что я не освятил части своего тела, но еще и осквернил их. Ты сотворил во мне мозг и сердце, источники мыслей, чтобы жить с хорошими мыслями и помыслами. А сердце – чтобы понимать Твои святые слова, молиться и произносить все благословения с чистой мыслью. Но я осквернил их посторонними помыслами. И мало того: из-за дурных мыслей я пришел к тому, что испускал семя впустую – иногда по своему желанию, а иногда помимо своей воли из-за ночной поллюции, оскверняющей все тело. Этим я создал губителей и вредителей (ангелов – носителей зла), называемых «поражениями (недугами) человеческими». Горе мне, ибо вместо хороших мыслей, которыми я мог бы создать святых ангелов, чтобы они были мне защитниками и заступниками, я создал разрушителей, которые будут вредить мне, как написано: «И накажу его палкой, как у людей, и поражениями человеческими».
Ты создал мне два глаза, в которых заключено зрение, чтобы видеть ими то, что написано в Торе, и освящать их видением всего святого. Предупреждал Ты в Торе Своей: «Не блудите за своими сердцами и за своими глазами». Но горе мне, ибо последовал я за глазами моими и осквернил их, разглядывая женщин и глядя на все нечистое.
Ты создал мне уши, чтобы слушать ими святые слова и изречения Торы. Но горе мне, ибо я осквернил их, слушая сквернословие, злословие и все запрещенное. Горе ушам, слышащим такое!
Ты создал мне уста, язык, зубы, нёбо и горло, и вложил в них силу произносить пять групп святых букв алфавита, которыми Ты сотворил небо, землю и все, что в них. Из этих же букв Ты составил Свою святую Тору. Силой речи отделил Ты человека от скота. Но я был хуже скота, ибо осквернил мои уста порочными речами и злословием, ложью, насмешками, раздорами и сплетнями; я позорил ближнего, проклинал его, прославлялся за счет его унижения, говорил о торговле в Шаббат и праздники, произносил [напрасные или ложные] клятвы и обеты.
Ты сотворил мне руки и осязание, чтобы исполнять заповеди, а я осквернил себя, используя их для запрещенного осязания: бил преступным кулаком, поднимал руку на еврея, передвигал запрещенное в Шаббат и праздники.
Ты сотворил мне ноги, чтобы идти навстречу заповедям, а я осквернил их, ибо ноги мои поспешно бежали к совершению зла.
Ты сотворил мне конец плоти и запечатлел на нем знак святого союза, чтобы он был верным слугой и служил Тебе. Но я осквернил его, испуская семя напрасно, через ночную поллюцию, намеренно вызывая у себя возбуждение, когда в этом не было нужды для исполнения заповеди (и вступал в запрещенные связи).
Я проверил все части своего тела и увидел, что они порочны – от пят и до головы нет на мне невредимого места.
Открыто и известно Тебе, Г-споди, Б-г мой, что всеми этими грехами и проступками я не собирался разгневать Тебя и бунтовать против Тебя, а лишь следовал наущениям дурного начала, которое всегда расставляет сети для моих ног, чтобы поймать меня. А я бедный и нищий – червь, а не человек. Не собрался с силой, чтобы устоять против него. А заботы о заработке, чтобы прокормить мою семью, суета времени и разные происшествия – все они были мне помехами. И поскольку все это открыто и известно Тебе, как и то, что «нет на земле праведного человека, который не согрешит», Ты дал нам в Своем великом милосердии один день в году – великий и святой день Йом Кипур, который наступает сейчас на благо нам, чтобы мы вернулись к Тебе для искупления всех грехов наших и очищения нас от всей скверны, как написано: «Ибо в этот день будет искупление вам, чтобы очистить вас от всех ваших грехов; перед Б-гом очиститесь».
А теперь взгляни на Свой народ, Израиль. Они чисты и святы, ожидают и надеются на Твое прощение. Мы пришли к Тебе с сокрушенным и удрученным сердцем, словно бедные и неимущие, просить у Тебя прощения, извинения и искупления за все, в чем согрешили перед Тобой, провинились и преступили закон. Знаем мы, Б-же, грех наш и вину наших предков!
Стыдимся и стесняемся поднять лицо к Тебе. Это как стыд вора, которого поймали. Как откроем уста и поднимем голову? Из-за множества грехов мы удалили от себя святой образ, облачавший нас. Все вредители и обвинители не могли смотреть на него, как написано: «И увидят все народы земли, что Имя Б-га наречено на тебе, и убоятся тебя». Мы променяли его на нечистый образ, одели облачения грязные. Как войти нам во врата Царя в мешковине, испачканной нечистотами? Поражаемся сами себе, как совершилась мерзость эта, как увели мы свою душу и дух из святого мира и сбежали в безводную пустыню, в место смертной тени, место нечистоты и темных сил? Ты же, Г-сподь Б-г наш, желаешь возвращения грешников, как написано: «Вернитесь, вернитесь, дом Израиля, ибо не желаю смерти умирающего, но лишь того, чтобы вернулся с пути своего и жил». Теперь и мы решились вернуться и прийти к Тебе со стыдом на лице.
Отец наш, Царь наш, смилуйся над нами, как отец милует сына, который взбунтовался против него и ушел из дома, но потом вернулся к нему. Когда сын возвращается к отцу со стыдом, с плачем и воплем и падает перед ним, отец обычно проявляет милосердие к нему. Если же мы – рабы, то кто поразит своего раба страданиями? Если тот взбунтуется, потом господин прощает его. Как мы уже поражены порабощениями изгнаний, болезнями, нищетой, страданиями, связанными с воспитанием детей и т. д. Если ты наказываешь нас, Б-же, то пусть это будет с милосердием, но не в гневе. Смилуйся над нами и прикажи Своим святым ангелам, отвечающим за чистоту, снять с нас грязное облачение и очистить нас от всех грехов. Пусть вновь облачат нас в облачение святое, как написано: «Снимите грязные одежды… и облачить тебя в наряды». И как молился царь Давид: «Верни мне радость спасения Твоего и духом благородным поддержи меня»; «Сердце чистое сотвори мне, Б-г, и новый дух помести внутрь меня».
Если мы совершили преступления и бунтовали, как плоть и кровь, Ты поступи, как подобает Тебе, – извини и прости. И пусть наши грехи не удержат нас от возвращения к Тебе, ибо Тебе подобает принимать возвращающихся. Укрепи наше сердце в Твоей Торе и в трепете, чтобы трепет перед Тобой навсегда был укоренен в наших сердцах. Очисти наши помыслы для служения Тебе. Узри сокрушение моего сердца, ибо я сожалею о своих плохих поступках, совершенных до сего дня, плачу, причитаю и исповедуюсь в них. Говорю: «Согрешил, провинился, совершил преступление перед Тобой». Прими мое раскаяние вместе с раскаянием всего Твоего народа Израиля, который возвращается к Тебе всем сердцем. Ведь и я из числа потомков Авраама, Ицхака и Яакова, и пусть мои многочисленные грехи не помешают мне вернуться к Тебе всем сердцем. Удостой меня, чтобы я вернулся к Тебе с цельным сердцем, чтобы с полным сожалением раскаялся в своих грехах и оставил плохие поступки навсегда. Смилуйся надо мной и спаси меня навечно от всякого греха и проступка. Ведь без Твоего милосердия и доброты невозможно устоять против дурного начала, которое словно огонь пылающий в моих костях. А потому смилуйся надо мной и дай мне сил устоять против него, как сказали мудрецы в своих святых изречениях: «Приходящему очиститься – помогают».
Я принимаю на себя святость Йом Кипура, и буду поститься с пятью воздержаниями, о которых Ты заповедал нам через Своего служителя Моше в святой Торе. Это запрет еды, питья, омовения, помазания [тела маслами], одевания (кожаной) обуви и интимной близости, запрет выполнения любой работы (как в Шаббат). Благодаря воздержанию от еды и питья искупи нам все, в чем согрешили мы из-за запрещенных блюд и напитков. Благодаря воздержанию от омовения и помазания искупи нам все, в чем согрешили мы, наслаждаясь этим миром в будние дни, и особенно если это были запретные наслаждения. Благодаря воздержанию от кожаной обуви искупи нам все, в чем согрешили, когда ноги наши спешили бежать к совершению зла, и прости за то, что нарушили двадцать четыре запрета, за которые суд отлучал от общины, из-за чего нам надлежало ходить босиком, как отлученным. Благодаря воздержанию от интимной близости искупи нам все, в чем согрешили знаком святого союза, когда возбуждались не ради заповеди и оскверняли себя поллюцией и напрасным испусканием семени (и когда я вступал в запрещенные половые контакты).
С помощью пяти молитв, просьб и молений пусть исправится то, в чем согрешили мы пятью органами речи – нёбом, горлом, языком, зубами и губами, когда осквернили их всеми запрещенными словами, обетами и клятвами. Благодаря обниманию и целованию свитка Торы и в заслугу всех молитв, которые мы произнесем в этот святой день, пусть поднимутся, придут, достигнут своей цели и присоединятся к ним молитвы, прочитанные за весь год без должной сосредоточенности. Пусть все они включатся в молитвы этого дня и поднимутся выше, став венцом для Тебя вместе с остальными молитвами Израиля.
Благодаря слезам наших глаз пусть исправится то, в чем согрешили мы взглядом, когда смотрели на все нечистое и разглядывали женщин. Благодаря разгорячению наших тел из-за поста и молитв пусть исправится то, что мы разжигали наши 248 органов и 365 жил огнем дурного начала. Благодаря уменьшению нашей плоти и крови вследствие поста пусть искупится все, в чем согрешили, провинились и преступили перед Тобой. И пусть зачтется это перед Тобой, как будто мы принесли себя в жертву. И пусть они будут приняты Тобой, как приятный запах от жертвы и всесожжения.
Мы знаем, что за каждый отдельный грех обязаны поститься, в соответствии со всеми правилами тшувы, и истязать свое тело в равной степени с тем, как наслаждались грехами. Но открыто и известно Тебе, что нет у нас сил поститься даже за один грех, а тем более за все, ибо грехов наших так много, что и не сосчитать, а сил у нас мало. И потому да будет воля Твоя, Б-г Всесильный наш, чтобы пост в этот святой день Йом Кипур, наступающий нам во благо, стал искуплением за все наши грехи.
Да будет воля Твоя, Б-г, Царь, сидящий на троне милосердия, желающий возвращения грешников, вложить в наши сердца и в сердца всего Твоего народа Израиля любовь к Тебе и трепет перед Тобой, чтобы боялись Тебя все дни. Среди них смилуйся над преступниками из Твоего народа, дома Израиля, и вложи в их сердца боязнь перед красотой Твоего величия. Подчини их каменные сердца, чтобы они вернулись к Тебе всем сердцем, как Ты уверил через Своего пророка: «Чтобы не был им отвергнут отверженный». И хотя они преумножили свою вину перед Тобой, так что пути тшувызакрылись для них, Ты в Своем великом милосердии приготовь им особый путь под престолом славы Твоей, чтобы приблизились к Тебе, и прими их возвращение. Смилуйся над нами и дай нам сил служить Тебе все дни. Удали от нас препятствия и любые причины, мешающие служить Тебе. Ведь Ты создал нас и знаешь все недостатки людские и их природу, которые приводят нас в смятение, не давая служить Тебе. Ты в силах устранить их и преградить ход этим помехам. Не лишай нас времени, когда мы вернемся к Тебе всем сердцем, и все свои дни станем проводить в тшуве и добрых делах до последнего момента, когда Ты пожелаешь забрать наши души к Себе. Все наши мысли тогда будут привязаны к Тебе, и наши чистые души быстро выйдут [из тел]. Мы удостоимся быть как Нуква [в Каббале так называется женское начало, которое обращается снизу вверх, чтобы принять благо и изобилие от мужского – Зеир Анпин], стремящаяся снизу вверх, чтобы передать изобилие всем мирам сверху вниз.
Дай нам силы поститься в этот святой день и довести до конца пост со всеми пятью запретами, чтобы наши прежние поступки ни в коем случае не привели к тому, что мы нарушим хоть один из них. Ведь все мы потомки Авраама, Ицхака и Яакова, любезных Тебе. Удостой нас вырастить наших детей для Торы и добрых дел, чтобы ни в коем случае не были они наказаны за наши грехи. Впиши и запечатай нас в книгу хорошей жизни, жизни трепета перед Твоим Именем; жизни, в которой будем служить Тебе всем сердцем; жизни, где ни в коем случае не оступимся – жизни без греха, проступка и вины; жизни, где заработок будет даваться легко и достойно, разрешенным способом, и где он не будет вводить нас в суетные хлопоты. Дай нам пропитание в спокойствии и благоденствии, чтобы наши сердца всегда были свободны для служения Тебе. Очисть наши мысли и помыслы, чтобы мы постоянно были соединены с Тобой.
Я знаю, что почти нет на земле праведника, который не согрешил бы в отношениях с людьми, либо в имущественных вопросах, либо телесным действием, либо устной речью. Об этом скорбит сердце у меня внутри. Ведь грехи человека, совершенные им по отношению к ближнему, Йом Кипур не искупает, пока того не уговорили простить. Поэтому сердце сокрушено во мне, а кости сдвигаются. Даже смерть не искупает такие грехи! И потому изливаю мольбу перед Тобой, чтобы Ты помиловал меня и даровал мне добро и милость в Твоих глазах и в глазах всех людей. Сам я прощаю полностью всех, кто согрешил передо мной как физически, так и в имуществе, как и тех, кто злословил обо мне или даже клеветал; всех, кто причинил вред моему телу или имуществу или совершил любой человеческий грех, кроме как в случае с имуществом, которое я смогу взыскать через суд, и кроме случая, когда делающий мне зло говорит: «Буду грешить, а он простит меня». Кроме этих, я полностью прощаю всех, и пусть никто не будет наказан из-за меня. И как я прощаю всех людей, так и Ты даруй мне милость в глазах людей, чтобы они полностью простили меня.
Да поднимется и придет, достигнет и будет замечена, желанна и услышана наша молитва. «Прими песнь народа Твоего, возвысь нас и очисти, Грозный». Извлеки все святые искры, упавшие к нечистым силам из-за наших грехов. Святостью Йом Кипура пусть пробудятся Твои качества – Величие (Гдула), Сила (Гвура), Красота (Тиферет), Вечность (Нецах) и Великолепие (Од), ибо все на небе и на земле – Твое, Б-же, царство. «Свет посеян для праведника, а для честных сердцем – радость». Пусть распространится на них святость Йом Кипура, чтобы искупить их, как написано в Торе у Моше, служителя Твоего: «Ибо в этот день будет искупление вам… перед Б-гом очиститесь». «Да пребудет благодать Б-га Всесильного нашего с нами, деяния наших рук утверди для нас, деяния рук наших утверди». Устрани зло с земли и царствуй над всем миром во славе Своей, вознесись над всей землей в почете. Дай радость Твоей стране, веселье – Твоему городу, взрасти росток Давида, слуги Твоего. Амен, да будет такова воля. Да будут желанны речения моих уст и помыслы сердца перед Тобой, Б-г, крепость моя и избавитель.
КАК ДЕЛАТЬ ТШУВУ? — ПОДРОБНОЕ РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ.
РАВ АВРААМ КУПЕРМАН БЕН РАВ ЙЕГУДА ШЛИТА. http://www.beerot.ru/?p=18845 Рав Авраам бен Йеуда Куперман родился в 1958 году в Иерусалиме.
Сын р. Иеуды Купермана, основателя известной системы религиозных женских учебных программ «Михлала Бейт Ваган».
Учился в знаменитой ешиве «Хеврон» в Израиле. Сейчас преподает в другой известной ешиве «Мир» — является одним из «рош хабурей» ешивы, то есть главой учебной группы.
Женат на рабанит Хаве Куперман, дочери рава Ицхака Зильбера.
Рав Авраам и его супруга — постоянный учитель на семинаре в Цюрихе, проводимом фондом Беерот Ицхак, на шаббатонах Толдот Йешурун, и на семинарах в России.
Рав Авраам Куперман известен своим уникальным и проникновенным стилем хазанута — канторского ведения молитв.
Каждый спрашивает себя: «Как я могу обещать Святому, благословен Он, в Йом Кипур, что в следующем году я буду праведником?
Я же знаю, что и в будущем году вернусь ко всем своим оплошностям! Ведь моя натура и характер, толкающие меня к греху, останутся прежними!»
Во всех книгах наших законоучителей («Ховот а-Левавот» – «Врата раскаяния», Рамбам – «Законы раскаяния», «Шаарей Тшува» рабейну Йоны, «Орхот Цадиким» и другие) разъясняется, что одна из вещей, которую в обязательном порядке должна включать в себя тшува, – принятие на себя обязательства не совершать впредь этот грех. С другой стороны, почти у каждого есть более одного греха, который следует исправить. Если так, то, поскольку мы не можем принять на себя обязательства относительно всего, как же мы можем удостоиться искупления в Йом Кипур, если этот день искупает лишь тем, кто по-настоящему делает тшуву?
Кроме того, у нас не получалось принять на себя обязательство даже относительно одной постоянно совершаемой нами ошибки – либо из-за того, что уже на следующий месяц (Мархешван) мы забывали о том, что приняли на себя, либо из-за того, что, оступившись несколько раз, мы отчаялись. Так что же нам делать?
Будучи учеником ешивы, я задал эти вопросы моему мудрому и Б-гобоязненному учителю раву Гедалье Айзману. В качестве ответа я получил от него подробное руководство к действию, которое успешно выдержало проверку на практике. Впоследствии я написал брошюру по этой теме, содержание которой я кратко изложу здесь.
Причина неудачи заключается в недостатке мудрости, проявляемой нами в том, каким образом мы принимаем на себя обязательства (например, если человек принимает на себя много вещей по разным темам, или слишком тяжелые вещи, или принимает на себя обязательство делать что-либо слишком часто…)
Каким же образом следует принимать на себя обязательства, чтобы с высокой вероятностью выстоять в них?
У большинства из нас есть одна «главная» проблема. Эта проблема, по ощущению человека, является наиболее тяжелой из всех и приводит к тому, что его духовный уровень опускается.
[Здесь человеку следует ориентироваться именно на свои ощущения! Например, если у него есть два недостатка, один из которых причиняет ему душевную боль, а наличие второго он лишь осознает своим разумом, то такому человеку предпочтительнее заняться тем аспектом, в котором он остро чувствует свое несовершенство, – несмотря на то, что другой недостаток на самом деле более серьезен. Причина в том, что именно сильное внутреннее стремление человека избавиться от недостатка дает ему силы выполнить принятые на себя обязательства.] Если бы он только смог избавиться от нее, он ощутил бы себя освободившимся от оков дурного начала.
И именно в этом вопросе человеку следует принять на себя небольшое обязательство, которое он точно может выполнить даже в наиболее темные свои дни! Также следует принять на себя обязательство каждый день понемногу изучать этот вопрос, читая еврейские книги на эту тему.
Приведем несколько примеров того, как это будет выглядеть на практике.
1. Человек чувствует, что его молитва очень слаба (отмечу, что в работе над молитвой и изучением Торы человеку могут помешать многие вещи, но в этой статье речи о них не пойдет).
Пусть примет на себя обязательство (без обета, но твердо), что один раз в неделю (если он почувствует, что это уже дается с легкостью, пусть увеличит периодичность до двух раз в неделю…) он начинает молиться утреннюю молитву Шахарит за 25 минут до произнесения кантором «Барху» – так, чтобы у него была возможность спокойно, вдумчиво и с напевом произнести все благословения. Также пусть примет на себя обязательство (без обета, но твердо) каждый день в течение 5-10 минут изучать книги, в которых рассказывается о важности молитвы и разъясняется смысл ее слов («Авудраам», «Тур», «Нефеш а-Хаим» – вторые врата, «Шеарим бе-Тфила» рава Пинкуса и другие). Если же учить это каждый день ему слишком тяжело, то пусть делает это только в те дни, когда ему легко внести это в постоянный распорядок дня, либо один раз в неделю в течение получаса.
2. Речь идет о человеке, который занимается Торой. При этом он чувствует боль оттого, что не может учиться сосредоточенно в течение продолжительного времени. Происходящее вокруг отвлекает его. Во-первых, пусть избавится от внешних раздражителей, в частности, отключит телефон на время учебы. Кроме того, пусть садится учиться в месте, где окружающие не будут его отвлекать.
Пусть примет на себя обязательство (без обета, но твердо), что как минимум дважды в неделю или каждый день он не «простаивает» в течение первой четверти часа своей ежедневной учебы.
После того, как усидеть пятнадцать минут будет легко, пусть перейдет к получасу, затем – к часу, к двум часам и так далее. Мой учитель говорил, что если в упомянутое время кто-нибудь попросит этого ученика о чем-либо, то следует кратко ответить ему и продолжить изучение (не стоит намекать на то, что ты сейчас не можешь разговаривать, поскольку это выглядит как проявление гордыни). Также пусть примет на себя обязательство (без обета, но твердо) каждый день в течение 5-10 минут изучать книги, в которых рассказывается о достоинствах Торы и о том, насколько обязательно ее изучение (отрывки мишны трактата Авот и барайты «Авот де-раби Натан», связанные с достоинствами Торы; Рамбам – «Законы изучения Торы»; книга «Маалот а-Тора», написанная братом Гаона из Вильно; «Нефеш а-Хаим» – четвертые врата; книга «Кетер а-Тора», написанная учеником Виленского Гаона; Маараль – «Натив а-Тора» и другие).
Если же учить это каждый день ему слишком тяжело, то пусть делает это только в те дни, когда у него есть время в течение дня, либо один раз в неделю в течение получаса.
3. Человек чувствует боль оттого, что не думает о других и не делает добрых дел. Пусть примет на себя обязательство (без обета, но твердо) каждый день в течение 15 минут (во время обеда и т. п.) быть готовым делать добрые дела. Например, увидев, что кто-то ищет ложку, он бежит за ней для него. Мой учитель говорил, что небольшое доброе дело, сделанное с чувством, имеет огромное значение! Также пусть примет на себя обязательство (без обета, но твердо) каждый день в течение 5-10 минут изучать книги, в которых рассказывается о достоинствах совершения добрых дел (например, «Аават Хесед» Хафец Хаима). Если же учить это каждый день ему слишком тяжело, то пусть делает это только в те дни, когда у него есть время, либо один раз в неделю в течение получаса.
4. Человек чувствует боль оттого, что его уста с легкостью, не зная препятствий, изрекают злоязычие (лашон а-ра) и сплетни. Во-первых, нужно отдалиться от компаний, в которых привыкли слушать и говорить подобное. Пусть примет на себя обязательство (без обета, но твердо) в течение пятнадцати минут во время завтрака, обеда или ужина (каждый день или так часто, как он может) не говорить дурно о других. Также пусть примет на себя обязательство (без обета, но твердо) каждый день в течение 5 минут изучать книгу «Хафец Хаим».
Но как не забыть о том, что мы приняли на себя, и выполнить это? Следует купить карманный дневник, положить его в такое место, чтобы не забыть о нем (например, в подушку либо в талит), и каждый день вносить в него записи о том, что произошло.
Человек из первого примера может обозначить свое обязательство начинать утреннюю молитву за двадцать пять минут до «Барху», как «Об. 1», а свое обязательство изучать книги о молитве – как «Об. 2». Если он смог выполнить свое первое обязательство уже в воскресенье, то он обозначает свой успех соответствующей отметкой (например, галочкой или записью), а если поленился, то отмечает «0», поскольку у него все еще есть шесть дней, чтобы выполнить «Об. 1». Если же, не дай Б-г, за всю неделю он ни разу не выполнил «Об. 1», то на исходе Шаббата он пишет «Х».
Если принявший на себя обязательства человек смог выполнить «Об. 1» несколько раз, то он указывает в своем дневнике, например, «Об. 1 + 3 доп.», что означает, что он выполнил «Об. 1» три дополнительных раза. Осознание того, что он делает даже больше, чем требуется, очень сильно поддержит его доброе начало.
Что же делать со всем этим длинным списком грехов, который входит в «Видуй» (признание своих грехов перед Б-гом)? Ведь в отношении этих грехов мы ничего не принимали на себя!
Мой учитель сказал, что наша задача – принять на себя, что мы будем работать над своей главной проблемой, а в отношении всего остального мы имеем статус людей, которые, по не зависящим от них обстоятельствам, вынуждены временно воздержаться от принятия на себя каких-либо обязательств! Хотя, разумеется, если человек знает о себе, что он может принять на себя такие обязательства по нескольким аспектам и выстоять в них, то он будет благословен!
Следует ли принимать на себя обязательства также на время каникул (либо отпуска)? Если человек чувствует, что во время каникул либо отпуска ему будет тяжело выполнять то, что он на себя принял, он может принять на себя обязательство начать выполнять принятое с первого Мархешвана (именно тогда возобновляется учеба в ешивах после каникул – прим. перев.) и далее, за исключением каникул и отпуска. Но в этом случае ему следует писать каждый день «0» в своем дневнике, чтобы не забыть о своем обязательстве к началу месяца Мархешван.
Что делать на следующий год? После того, как человек удостоился исправить себя в одном аспекте служения Творцу, пусть выберет себе следующий аспект для исправления и займется им таким же путем. И да удостоимся мы и весь народ Израиля хорошего приговора!
С глубоким уважением и благодарностью, Йосеф Давид.
ТОЛЬКО ВМЕСТЕ МЫ ИСРАЭЛЬ!
https://russia.hidabroot.org/article/548
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев