ШАЛОМ, ДОРОГИЕ ЕВРЕИ! Гут Вох и лёгкого нам поста!!!
Посвящается поднятию святой еврейской души дорогого мне Реб Боруха бен Давида Йудицкого. Еврея с большой буквы «Й».
Сегодня - 3 Тишрей – Пост Гедальи!
10 Тишрей 5780 года – ЙОМ КИПУР!
На этой неделе мы читаем главу «ВАЕЛЕХ» - «И ПОШЁЛ»
пятой книги Торы - «Дварим».
ГЛАВА ВАЕЛЕХ — И ПОСТИГНУТ ЕГО БЕДСТВИЯ.
РАВ ЭЛАЗАР МЕНАХЕМ МАН ШАХ ЗЦЛ. http://www.beerot.ru/?p=43231 Рав Элазар Менахем Ман Шах ЗЦЛ - אלעזר מנחם מן שך http://www.beerot.ru/?p=21138 Рав Элиэзер Менахем Ман Шах (1894 или 1897, Вабалнинкас, Ковенская губерния, современная Литва—2 ноября 2001, Бней Брак, Израиль) — духовный лидер литовского направления в иудаизме в Израиле, глава Йешивы Поневеж.
Духовный лидер партии Дегель ха-Тора и один из основателей партии ШАС.
Рав Шах родился в г. Вабалнинкас, современная Литва у Азриэля Шаха и Бат-Шевы Левитан в 1894 или 1897 г. (источники расходятся в отношении точной даты рождения). Учился в иешивах Паневежиса, Слободки в Ковно (Каунас) и Слуцке, где стал любимым учеником Равва Исера Залмана Мелцера, а затем и мужем его племянницы.
Вместе с Раввом Мелцером после Первой мировой войны перебрался в Клецк, а затем в Слуцк. В 1927 стал главой иешивы в Люблине, затем был равом в иешиве Новогрудока. В этот период заводит близкое знакомство с Раввом Хаимом Озером Гродзинским, который его рекомендует карлинскому Ребе и в 1936 рав Шах приглашён возглавить иешиву карлинских хасидов в Лунинце Брестской области.
Во время Второй мировой войны ему удалось вместе с семьей перебраться из Литвы в подмандатную Палестину к Равву Мелцеру. Там он устраивается преподавателем в тель-авивскую йешиву «Ишув хадаш», затем в йешиву «Даром» в Реховоте и, наконец по рекомендации Хазон Иша — в Йешиву Поневеж в Бней Браке, являющуюся одним из самых серьёзных высших учебных заведений в еврейском мире. В начале 60-х годов рав Шах становится главой Поневежской йешивы и членом «Совета мудрецов Торы». После смерти Равва Ицхака Зеэва Соловейчика в 1959 Рав Шах постепенно принимает на себя роль главы поколения. В 80-х годах начинает активно влиять на всеизраильскую политику.
Рав Шах поднялся в небесную Йешиву 2 ноября 2001
Документально дата рождения Элиэзера Шаха не установлена. Различные источники указывают разный его возраст — от 103 до 109 лет, но наиболее авторитетные сходятся на 107 годах. Рав Шах был похоронен в Бней-Браке, где прожил вторую половину жизни. В последний путь его провожали сотни тысяч учеников и единомышленников.
Наследниками рава Шаха были ещё при его жизни объявлены 2 других Рав Йосеф Шалом Эльяшив ЗЦЛ и Рав Аарон Лейб Штейнман ЗЦЛ.
Эрудиция, такт, незаурядные организаторские способности и редчайший педагогический талант сделали Элиэзера Шаха лидером поколения. Со всех концов страны и из-за рубежа к нему приезжали люди с вопросами по Галахе и за советом при принятии важных решений.
В своем завещании Рав Шах призывал своих учеников к занятиям Торой.
«Поскольку никто не знает, когда придет его последний день на земле, я решил сделать хешбон нефеш – рассмотреть мое прошлое и внимательно изучить каждую деталь в каждом из моих дел, которые казались заповедями, но могут оказаться нарушениями. Горе нам в день Суда! Горе нам в день воздаяния! Кто может считаться непорочным перед Ним!
Я также прошу, чтобы те ученики, которые получили от меня пользу в своей Торе, страхе перед Небесами или душевных качествах, сделали хесед для моей души и изучали хотя бы одну мишну или немного мусара ради нее. Это будет мне наградой, ведь я отдавал свою душу ради вашего успеха в Торе. И если будет у меня возможность заступиться за вас перед Небесами, то я сделаю так, бли недер.
Я молюсь, чтобы удостоиться предстать перед Всевышним, совершив полную тшуву.
Расстающийся с вами с любовью, Элазар Менахем Ман Шах».
Однажды Хазон Иш ответил своей племяннице, рабанит Грайнеман, что то, сколько бед выпадет на долю человека – является вердиктом Свыше. Однако как относиться к этим бедам – полностью зависит от выбора самого человека.
…Говорится в недельной главе Ваелех: «И возгорится гнев Мой на него в тот день, и оставлю Я их, и сокрою лицо Мое от них, и будет он истреблен, и постигнут его многие бедствия и невзгоды; и скажет он в тот день: “не потому ли, что нет Б-га моего среди меня, постигли меня бедствия эти?”» (Дварим, 31:17). В этом стихе бросается в глаза то, что в начале перечисляются два вида проблем: бедствия и невзгоды, но уже в конце стиха упоминаются только бедствия. И видится, что под словом «бедствия» подразумевается само несчастье. Но вот второе слово, «невзгоды», указывает на душевное состояние, сложившееся в результате восприятия произошедшего, когда беда затмевает глаза, а дух человека надломлен. Но нужно знать, что тяжелейшие ощущения проявляются в душе человека в результате недостатка веры и упования на Всевышнего. И когда в сердце человека пустота, то все дни своей жизни он чувствует себя страждущим и несчастным. Но для того, у кого в душе всегда отведено место для Б-га, и вера наполняет сердце его, то беды его — вовсе не беды. И самые большие несчастья не причиняют ему чрезмерных страданий. О таком отношении к лишениям сказал Давид: «Даже если иду долиной тьмы [т. е. в Геиноме] – не устрашусь зла, ибо Ты со мной; посох Твой и опора Твоя – они успокоят меня» (Теилим, 23:4).
Правильное осмысление свалившихся на тебя бед сводит на нет душевные «невзгоды», оставив человека лишь с самой бедой.
«Не из уст ли Всевышнего исходят бедствия и блага?» (Эйха, 3:38). Сказано у пророка Хавакука (1:3-4): «Зачем Ты показываешь мне несправедливость и смотришь на ложь? Грабеж и насилие предо мной! И раздор был, и ссора поднялась. Поэтому потеряла силу Тора и вовек не осуществится правосудие – ибо нечестивый истребляет праведника; поэтому суд происходит превратный». В этих стихах пророк говорит об известной и непростой теме: «Праведник, которому плохо, и нечестивец, которому хорошо». Такое положение вещей видится противоречивым и даже несправедливым. Но эта «несправедливость» — бедствие праведника и благоденствие нечестивца – является лишь кажущейся. Ведь истинное положение вещей измеряется душевным состоянием человека, построенным на его отношении к происходящему.
С глубоким уважением и благодарностью, Йосеф Давид.
ТОЛЬКО ВМЕСТЕ МЫ ИСРАЭЛЬ!
https://russia.hidabroot.org/article/548
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев