Юрий Олеша в детстве.
Окончание гимназии совпало с революционными событиями 1917 года. Радикальные перемены в стране Олеша воспринял с юношеским воодушевлением. Два года в Одесском (Новороссийском) университете совпали с периодом гражданской войны, поэтому всё вокруг отвлекало от посещения лекций. Юрий учился на юридическом факультете, но, по собственному признанию, сдал только один зачёт и помнил фамилию лишь одного профессора. В 1919 году Олеша бросил университет. «Капитальные знания – из гимназии», – подчёркивал писатель.
Начало творческой деятельности Юрия Олеши
Деятельный и талантливый юноша не мог пройти мимо литературы в городе, где красочность языка и бурление жизни располагали к занимательным историям и живописным повествованиям. Литературный дебют Юрия Олеши пришёлся на 1916 год, когда первые его стихи вышли в «Одесском листке». Вскоре в Одессе сложился кружок молодых, дерзких и весёлых писателей, в который входили Юрий Олеша, Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров, Эдуард Багрицкий, Исаак Бабель и другие. Их отличала романтическая приподнятость стиля, живой язык, неистощимый юмор.
После кратковременной службы телефонистом в Красной Армии в 1919 году Олеша работал в газете одесских железнодорожников «Южный гудок» и харьковском филиале РОСТА. Писал пьески, эпиграммы, фельетоны, набирался писательского опыта. В 1922 году Олеша по примеру многих друзей-одесситов перебрался в Москву. В течение нескольких лет он сотрудничал с газетой «Гудок». Литературный отдел «Гудка» по праву считали первоклассным коллективом – помимо одесситов, в нем трудились Михаил Зощенко, Михаил Булгаков, Константин Паустовский. Под псевдонимом «Зубило» Олеша сочинял стихотворные сатиры и юморески, получившие широкое признание. Лучшие из них выходили отдельными сборниками.
Творчество Юрия Олеши
Первым писательским успехом Юрия Карловича стал роман-сказка «Три толстяка», написанный в 1924 году и опубликованный четырьмя годами позднее. Навеянная революционными событиями и фактами личной жизни книга отличалась метафоричностью слова и простодушием изложения. История об оружейнике Просперо, канатоходце Тибуле и девочке-кукле Суок полюбилась миллионам детей. Она не раз ставилась на сцене, а в 1966 году была экранизирована А.В. Баталовым.
Нет комментариев