Валерий Брюсов – основоположник русского символизма. Благодаря энергии, таланту и настойчивости, преодолев насмешки и непонимание, он утвердил своё детище как важнейшее литературное течение Серебряного века.
Детство и юность Валерия Брюсова
Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве в купеческой семье. Дед по отцу Кузьма Андреевич Брюсов выкупился из крепостной неволи и спустя какое-то время разбогател, стал купцом 2-й гильдии. Дед по матери Александр Яковлевич Бакулин, также купеческого происхождения, увлекался литературой, был баснописцем-самоучкой. Отец поэта Александр Кузьмич страстно занимался самообразованием, читал Карла Маркса, Чарлза Дарвина, Генри Томаса Бокля, сочувствовал революционному движению: над его столом висели портреты Н.Г. Чернышевского и Д.И. Писарева. Мать, Матрена Александровна, хотя и всячески лелеяла своего первенца, в отличие от дедов и отца не сыграла значительной роли в духовном становлении сына.
Рано научившись читать, любознательный мальчик всё время проводил в солидной библиотеке отца. Его излюбленным чтением стали приключенческие романы Жюля Верна и Джеймса Фенимора Купера, а также биографии великих учёных, путешественников, изобретателей. Очень рано у маленького книгочея пробудилась страсть к сочинительству: по воспоминаниям поэта, «комедию» «Лягушка» он написал так рано, как только смог – в четыре года. С шести лет Валерия учили французскому языку и арифметике. Он был любимцем семьи и рос в обстановке всеобщего обожания.
Образование Валерия Брюсова
В 1885 году Брюсов поступил во 2-й класс частной гимназии Ф.И. Креймана. Не умевший драться и ругаться гимназист сразу сделался объектом насмешек, регулярно получая тычки и оплеухи от одноклассников. Но к концу года ситуация переменилась: на переменах Брюсов так увлекательно пересказывал романы Александра Дюма и Томаса Майн Рида, что вокруг него образовался целый кружок слушателей, приходивших даже из старших классов. Брюсова стали ценить, поэтому к переменам юный рассказчик готовился тщательнее, чем к урокам. В гимназии Брюсов сошёлся с В.К. Станюковичем, совместно с которым они издавали рукописный журнал «Начало».
С 1890 по 1893 гг. Валерий учился в гимназии Л.И. Поливанова, имевшей репутацию лучшей в Москве. Среди его увлечений того периода – математика, история Древнего мира, философия Спинозы и Готфрида-Вильгельма Лейбница и, прежде всего, французские поэты-символисты – Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артур Рембо. С 1893 по 1899 гг. Брюсов учился в Московском университете – сначала на филологическом, а с 1895 года на историческом отделениях. Он слушал лекции прославленных профессоров В.О. Ключевского, П.Г. Виноградова, Ф.Е. Корша, Л.М. Лопатина. Зачётное сочинение Брюсов написал по теории познания у Лейбница, 9 из 10 выпускных экзаменов сдал на высший балл. В 1899 год молодой историк получил диплом первой степени, но профессиональную карьеру по профилю даже не рассматривал. К тому времени Брюсова полностью захватила декадентская поэзия.
Начало творческой деятельности Валерия Брюсова
Хотя писать стихи Брюсов начал с 1881 года, обретение почерка и осмысленные поэтические опыты можно отнести к 1892 году, к знакомству с французскими символистами. Покорённый эстетикой упадка и сложными стихотворными метрами, Брюсов полностью погрузился в мир поэзии. Ещё в студенческую пору в 1894–1895 гг. он издал три небольших сборника стихов русских символистов, которые… почти все написал сам под разными псевдонимами.
Критика восприняла сборники как литературный курьёз. Особенно эпатировал публику брюсовский моностих «О закрой свои бледные ноги». Однострочное произведение принесло Брюсову скандальную известность и репутацию главного декадента России. Сборник «Шедевры», вышедший в 1896 году, критика единодушно отвергла. Началась многолетняя борьба Брюсова за признание символистской поэзии.
Творчество Валерия Брюсова
В 1899 году поэт издал брошюру «Об искусстве» с изложением основных эстетических идей новой поэзии – писал о таинственном лесе символов, о мистицизме повседневности, о музыкальности мысли. В 1894 году состоялось знакомство Брюсова с К.Д. Бальмонтом, которое переросло в прочную дружбу. В конце века сформировалась группа поэтов-декадентов, – Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский, К.К. Случевский, З.Н. Гиппиус и другие, – но широкого признания они не имели.
Нет комментариев