Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет усвоение правил и норм поведения, вхождение малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс откладывать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно – гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Культурно – гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – самообслуживания. Здесь важна постепенность: по мере овладения простыми навыками вводить новые, более сложные составляющие навыки. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения.
По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребенка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия со взрослым, а потом самостоятельно.
Навыки детей становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
Следующее условие – единство требований со стороны взрослых.
Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Малыш за столом.
Прием пищи – сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. К трем годам навык пользования ложкой закрепляется, можно считать, что обучение действиям приема пищи состоялось. Важно обеспечить правильную посадку ребенка за столом. Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу (ребенок должен учиться брать хлеб самостоятельно, бумажные салфетки в салфетницах (ребенок будет сам вытирать лицо, красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.
Критерии опрятной еды.
- Правильно держать ложку (правой или левой рукой).
- Не крошить хлеб.
- Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.
- Не разговаривать с полным ртом.
- Пользоваться салфеткой.
- Пользоваться только своим прибором.
- Тихо выходить по окончании еды из – за стола.
- Благодарить.
Малыш умывается.
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены (полотенце, расческа, носовые платки).
При умывании необходимо учитывать следующие умения и навыки : учить детей с помощью взрослого мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.
Перед гигиеническими процедурами нужно:
- Завернуть рукава одежды ребенка.
- Проверить температуру воды.
- Ребенок подносит руки под струю воды, берет мыло, намыливает ладони, трет ими друг о друга.
- Смывает мыло под струей воды.
- Малыш самостоятельно снимает полотенце и насухо вытирает лицо и руки.
Все действия сопровождаются разговором.
Малыш одевается и раздевается.
В процессе одевания и раздевания детей необходимо научить самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок одевания, раздевания и аккуратно складывать снятую одежду. Учим оказывать помощь друг другу.
Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Так например, процесс одевания штанишек может выглядеть так:
1. Сядь на стульчик
2. Возьми штанишки обеими руками за поясок
3. Подними одну ножку и вдень её в одну штанину
4. Поставь ножку на пол
5. Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину
6. Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками
Учим пользоваться расческой.
- Знать свою расческу и место, где она лежит.
- Показать назначение расчески и формировать навык ее использования.
- Учить спокойно относиться к процедуре причесывания.
- Позволять ребенку проявлять самостоятельность, исходя из его желания (Я сам).
- Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию.
- Исключить возможность пользования чужой расческой.
Малыш перед зеркалом.
- Знать, что такое зеркало и его назначение.
- Учить спокойно рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
Учим пользоваться носовым платком.
- Знать назначение носового платка.
- Самостоятельно брать платок и побуждать к его использованию (по необходимости обращаться за помощью).
- Постепенно формировать умение разворачивать платок.
Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик, от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.
Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала, а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» и др.
В общении с маленькими детьми нужно использовать элементы устного народного творчества. Сказки, потешки, являются незаменимым средством установления контакта с ребенком.
Ласковый говорок потешек и прибауток вызывает у него радость. Именно через элементы фольклора легко донести до ребенка свою нежность, заботу, любовь и веру в него.
Использование элементов устного народного творчества способствует развитию речевых навыков, обогащению словарного запаса и приобщает к красоте речи.
Потешки при умывании
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Кран откройся! Нос умойся!
Мойтесь, мойтесь глазки!
Мойтесь губки, мойтесь ушки!
Шейка мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся, грязь, смывайся!
А кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
Игровое упражнение «Буль-буль»
Буль, буль, буль – журчит водица, Показывают, как открывают кран.
Все ребята любят мыться.
Руки с мылом мы помыли. Потирают руки.
Нос и щёки не забыли. Трут ладонями нос и щёки.
Не ленились вымыть уши. Растирают ладонями уши.
После вытерлись посуше.
Мы помылись, как большие, Вытягивают руки вперёд, поворачивают ладони
Вот мы чистые какие! вверх-вниз.
Потешки при одевании
Наденем на ножки
Новые сапожки,
Будет Катенька ходить,
Сапожки новые носить.
Моя Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
Надеваем шапочки,
Надеваем курточки,
Застегиваем пуговички,
Один, два, три, четыре, пять
Мы готовы все гулять.
Ой, забыли про сапожки.
Обуем их на ножки.
Этот на правую ножку,
Этот на левую ножку.
Потешки «на сон грядущий»
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки – на муравушке,
Детки спят по люлечкам,
Спят-поспят,
Всему миру спать велят.
Баю, бай, баю, бай,
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа не скули,
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
Ходит Сон по хате,
В сереньком халате,
А Сониха под окном -
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
Ты, цыпленочек, усни.
Потешки после сна
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Просыпайся, Олечка.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем,
С добрым утром, с новым днем.
Вот как славно мы живем.
Глазки смотрят,
Ушки слушают,
Ручки хлопают,
Ножки топают,
Ура, я проснулся (лась).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев