Бережём здоровье с детства или 10 заповедей здоровья
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни.
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: "В здоровом теле — здоровый дух". Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным для формирования полезных привычек является дошкольный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных
- Like11
added yesterday at 20:42
- Like6
added yesterday at 19:05
00:13
10 Comments
153 Shares
1.3K likes
- Like22
added January 26 at 19:39
- Like68
added January 26 at 18:06
Дети и экраны: нормы по возрастам
Мультики как яд: в малой дозе полезны.
В большой опасны
Как дозировать?
- До 5 лет 30 минут в день, после 5-ти – 2 раза в день по полчаса.
- Расстояние до телевизора не менее 3 метров.
- НЕТ просмотру на маленьких устройствах – это сильно вредит
зрению. Просмотр на планшете в исключительных случаях – дальняя дорога в самолете, поезде, машине, больница и т.д. В остальные дни только большой экран – телевизор или кинотеатр.
- НЕТ еде с мультиками. Ребенку важно ощущать ВКУС пищи, чувствовать, наелся он или нет. Иначе сформируете расстройство пищевого поведения, за что вряд ли вам скажут «спасибо» через пару десятков лет.
Как смотреть?
Вместе. Смотреть и обсуждать. Говорить о героях, их чувствах и поступках. И показывать, не стесняясь, свои… Выращивайте и берегите чувство эмоциональной близости, которое возникает в такие моменты – оно очень пригодится вам в суровые подростковые годы.
Как избежать зависимости?
- Не наказывать мультиками. Не нужно придавать вес этому занятию.
- Не наделять просмотр каким-то особенно важным смыслом. Мультфильмы – это всего лишь часть повседневной жизни: погуляли, поели, почитали, посмотрели мультики, поиграли, пошли в садик – и т.д.
А какие мультфильмы смотреть?
До 5 лет попроще и покороче.
Дальше – истории посложнее и подлиннее, с чувствами, эмоциями, отношениями.
Поэтому с 5 лет начинайте смотреть полнометражные мультфильмы в 2-3 захода по 30 минут.
С 6 лет можно высидеть и весь сеанс.
Мультсериалы тоже взрослеют вместе с ребенком, появляются более
философские сюжеты, взрослый юмор.
Периодически включайте детские художественные фильмы (старые советские и современные) и познавательные каналы о животных, природе, науке и т.д.
Важно
Мультики, фильмы и каналы на YouTube способны развивать у детей разные чувства: от доброты и справедливости до жестокости и насилия. Поэтому следите за тем, ЧТО они смотрят.
Очень внимательно.
Чтобы не валить потом на «друзей, школу, время такое» и т.д.
Автор Владислава Четверикова





0 Comments
1 Share
3 likes
- Like1
added January 26 at 16:24
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
Цель упpaжнений на развитие слухового внимания — научить ребенка слушать и слышать.
---------------
Игра «Слушаем слова»
Вы произносите самые разные слова, а ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Чтобы игра не надоедала её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например:
• топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение;
• прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное;
• взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.
Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.
---------------
Игра «Говорим шёпотом»
Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите малыша за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо — шепотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 — 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.
Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».
---------------
Игра «Угадай, чей звук»
Для игры понадобятся музыкальные игрушки и разные предметы, например: дудочка, деревянные ложки, бубен, бумага. Для начала хватит трёх предметов, и постепенно их можно будет увеличивать.
Обсудите с малышом, что разные предметы издают разные звуки. Продемонстрируйте ему, как шуршит бумага, как стучат ложки, как звучит дудочка, как стучит бубен. Предложите ему поиграть в игру, в которой он будет угадывать, что звучит. Затем сядьте спиной друг к другу и начинайте производить разные шумы и звуки разными предметами. Малыш должен, не оборачиваясь, называть, чем произведен звук.
---------------
Игра «Топ-хлоп»
Вы произносите разные фразы, как правильные, так и неправильные. Если выражение верное, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, если не верное, ребёнку надо топнуть. И игра начинается.
Чем младше ребёнок, тем проще должны быть фразы — понятия. Например, для трёхлетнего малыша можно говорить такие фразы: «Помидоры всегда синие», «Суп мы едим ложкой», «Картошку едят сырую», «Люди ходят на руках». Для пятилетнего малыша можно уже усложнять понятия: «Медведь живет в деревне», «Белки любят орешки», «Крокодилы живут в лесу». Фразы надо подбирать соответственно интеллектуальному развитию ребёнка, чтобы ему было одновременно и не сложно угадывать правильные фразы и не скучно.
---------------
Игра «Зайчики, медведи, галки»
Договоритесь с детьми, что по команде «Зайчики» дети будут прыгать как зайчики, по команде «Медведи» — косолапить как медведи, по команде «Галки» — махать руками. Постепенно задания можно усложнять добавляя новых животных: «Раки» — надо пятиться назад. «Лошади» — скакать как на лошадке.
---------------
Игра «На стол! Под стол! Стучать!»
Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, малыш будет повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка — говорить одну команду, а делать что-то другое.
Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за повторяет. «На стол!» — руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.
---------------
Игра «Нос — пол — потолок»
Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.
---------------
Игра «Найди пару»
Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно смешать между собой разные пары носков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц, можно распечатать картинки из фотоальбома нашей группы «Штаны на лямках». Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Если это носки, малышу надо будет выбрать пары носков. Если это полоски, значит, ему надо будет подобрать пары полосок одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц.
Для трёхлетних детей будет достаточно 3 — 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.
Если в игре участвует несколько детей, то можно выдать каждому ребёнку по своему комплекту разных пар. Также можно разбить детей на команды и устроить соревнование, какая из команд быстрее подберёт пары.
---------------
Игра «Собираем урожай»
Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей — оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки.
Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите малыша собрать какой-то один овощ или фрукт. Если детей несколько, то каждому даётся своё задание. В этом случае количество «сортов» вырезанных овощей и фруктов должно быть равным количеству детей. И количество разных фигур должно быть одинаковым.
Если детей много, то разделите их на команды. Пусть они соревнуются, чья команда быстрее соберёт свой урожай. Чтобы детям было интереснее собирать урожай, им можно выдать корзиночки.
Примечание: игры этой серии способствуют развитию концентрации, избирательности и распределению внимания. Эти игры хорошо использовать для сценариев детских праздников.
---------------
Игра «Лови — не лови»
Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.
Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.
---------------
Игра «Сделай правильно»
Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству детей, участвующих в игре.
Раздайте детям платочки и объясните, что когда вы громко зазвените в бубен, они должны поднять платочки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, пусть дети опустят платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко звенеть, и как звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх — четырех раз.
---------------
Игра «Послушай и сделай как я»
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями — малыш простукивает ритм, а вы повторяете.
Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 — 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.
---------------
Игра «Умеет ходить или нет»
Договоритесь с малышом, что вы будете называть разные слова, а ему надо внимательно слушать. Если он услышит название животного или предмета, который умеет ходить, ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он услышит название предмета, который не ходит, ему надо поднять руки перед собой. Начинайте игру: «Мяч, огурец, лиса, попугай... » — говорите вы и следите за тем, чтобы ребёнок правильно реагировал на каждое слово.
В эту игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически менять: «летающий или нет» — дети поднимают руки, когда слышат название летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий предмет. «Круглый или нет», «пушистый или нет» — вариаций игры может быть достаточно много.
---------------
Игра «Аисты — лягушки»
Договоритесь с детьми, что сейчас они будут ходить по кругу и превращаться в аистов или лягушек. Если вы хлопнете в ладоши один раз, дети должны превратиться в аистов: встать на одну ногу, руки в стороны. Если вы хлопнете в ладоши два раза, дети превращаются в лягушек: садятся на корточки, руки опускают на пол между ногами. Если вы хлопнете три раза, дети продолжают ходьбу по кругу.
Начинайте игру: сначала приучайте детей к определённой смене движений, а потом старайтесь их запутать.
---------------
Игра «Тихо — громко»
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей. Договоритесь с детьми, что когда вы говорите тихо, они должны ходить тихо на носочках. А когда вы говорите громко, дети должны громко маршировать. Объясните детям, что реагировать надо не на слова, а на звук голоса. То есть, чтобы вы не говорили тихим голосом, дети всё равно должны ходить тихо на носочках. И также, чтобы вы не говорили громким голосом, дети всё равно должны маршировать.
Начинайте игру. Сначала говорите шёпотом: «Ходим на носочках», а громким голосом: «Все маршируют». Когда дети привыкнут к смене команд, начинайте усложнять игру, добавляя разные команды, например, «Все прыгают» — говорите вы тихим голосом, или «Все машут руками» — громким голосом. Затем ещё больше усложняйте игру: «Все маршируют» — говорите шёпотом. «Ходим на носочках» — говорите громко. Старайтесь запутать детей, меняйте команды и громкость голоса неожиданно.
Дети не должны поддаваться на провокации, им надо всегда ходить на носочках под шёпот и маршировать под громкий голос.
---------------
Игра «Колокольный звон»
Для игры понадобиться колокольчик и повязка на глаза. Предложите малышу с закрытыми глазами угадывать и показывать рукой, где звенит колокольчик.
Завяжите ребёнку глаза и встаньте от него в двух — трёх метрах, позвените в колокольчик. Ребенок должен показать направление, откуда слышен звон. Поменяйте своё место и снова позвените колокольчиком.
Если в игре участвует несколько детей, то игра проводится без колокольчика. Дети становятся в круг, выбирается водящий, ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Договоритесь с детьми, что сейчас они будут по очереди хлопать в ладоши, а водящий должен показать, откуда доносится хлопок. Хлопать должен только тот ребёнок, на которого показываете вы. Каждые несколько минут водящий меняется, чтобы в центре круга постояли все дети.
---------------
Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»
Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук.
Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребёнок стучит, а вы угадываете.
---------------
Игра «Найди повтор»
Договоритесь с ребёнком, что сейчас вы будете говорить разные слова и вам нельзя повторяться. Попросите малыша хлопнуть в ладоши, если вдруг вы повторили какое-нибудь слово и пусть он вам скажет, какое слово вы повторили. Начинайте игру: «река, слон, мяч, слон» — говорите вы. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши на втором слове «слон».
Чем младше ребёнок, тем короче должна быть последовательность слов между повторами. Усложняйте игру, только когда ребёнок хорошо угадывает повторы через одно — два слова.
---------------
Игра «Заяц и черепаха»
Для игры понадобится бубен. Расскажите детям, что заяц бегает быстро, а черепаха ползает медленно. Можно показать картинки зайца и черепахи. Предложите детям поиграть в зайчиков и черепах. Объясните, что когда вы будете быстро стучать в бубен, надо бегать быстро, как зайчики. Когда бубен звучит медленно, надо ходить очень медленно, как черепаха. Начинайте играть в бубен и старайтесь неожиданно менять темп стука.
Эту игру можно разнообразить, предлагая детям под разный ритм изображать разных животных.
---------------
Игра «Что не так?»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете читать ему стихи, а ему надо внимательно слушать и исправлять вас, если в стихах есть ошибка. Читайте ребёнку короткие стихотворения, можно из двух строчек. В каждом стихотворении меняйте последнее слово так, чтобы потерялся смысл стиха. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть стишок.
Список примepных стихотворений:
Вьётся из печи дымок,
Печётся вкусный в ней сапог. (правильно — пирог)
Видит хитрая лисица,
Где вьёт гнездо перелётная спица (птица)
Собирает Катя красную малинку,
В самую большую плетёную картинку. (корзинку)
Пчела с цветка нектар попьёт,
И приготовит сладкий лёд. (мёд)
Просыпайся карапуз —
Ку-ка-ре-ку кричит пастух. (петух)
Пароход плывёт по речке,
И пыхтит он словно свечка. (печка)
С длинным языком, шипя
По земле ползёт швея. (змея)
Кто щелкает орехи мелко?
Ну, конечно это грелка. (белка)
Грохоча на всякий случай,
Принесла нам дождик куча. (туча)
Мы руками топаем,
Мы ногами хлопаем.
6 Comments
105 Shares
488 likes
- Like52
added January 25 at 21:32
00:14
4 Comments
40 Shares
400 likes
- Like24
added January 25 at 18:10
3 Comments
44 Shares
187 likes
- Like30
added January 25 at 18:08
БЮРО ЛЕСНЫХ УСЛУГ
Зимняя сказка, автор Николай Сладков
Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет.
Пригорюнились птицы и звери: как дальше жить?
Хорёк говорит:
— Спасайтесь кто как может!
А Сорока стрекочет:
— Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет чтобы нас сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно...
Тут Заяц ввязался:
— Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют — мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!
— Есть-таки умная голова и в нашем лесу! — обрадовалась Сорока. — Кто следующий?
— Мы следующие! — закричали клесты. — Мы шишки на ёлках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем. Пользуйтесь, полёвки и мыши, не жалко!
"Заяц — копатель, клесты — бросатели", — записала Сорока.
— Кто следующий?
— Нас запиши, — проворчали бобры из своей хатки. — Мы осенью столько осин навалили — на всех хватит. Приходите к нам, лоси, косули, зайцы, сочную осиновую кору да ветки глодать!
И пошло, и пошло!
Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, вороны приглашают на падаль, вороны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.
Притрусил на шум и Волк. Ушами попрядал, глазами позыркал и говорит:
— Запиши и меня в Бюро!
— Тебя, Волка, в Бюро услуг? Что же ты в нём хочешь делать?
— Сторожем буду служить, — отвечает Волк.
— Кого же ты сторожить можешь?
— Всех сторожить могу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный. Овец сторожил в овчарне, кур в курятнике...
— Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! — закричала Сорока. Проходи, проходимец, мимо! Знаем мы тебя. Это я, Сорока, буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму! Не тебя, а себя сторожем в Бюро запишу: "Сорока — сторожиха". Что я, хуже других, что ли?
Так вот и живут птицы-звери в лесу. Бывает, конечно, так живут, что только пух да перья летят. Но бывает, и выручают друг друга.
Всякое в лесу бывает.
1 Comment
46 Shares
205 likes
- Like22
added January 25 at 18:07
0 Comments
11 Shares
83 likes
- Like20
added January 25 at 18:07
КАК ПТИЦЫ ЗИМОЙ ЖИВУТ?
Рассказы, стихи, загадки
1. Поговорите с ребёнком о природных условиях зимой. Рассмотрите зимние фотографии птиц.
СНЕГИРЬ
Вот пришла зима, и за ней следом прилетели снегири. А иначе и быть не могло: кому заснеженные деревья красными яркими грудками украшать?
— Нам, нам, снегирям!
Так и повелось: летом этих птичек в городе не встретить. Живут они в лесах сосновых, да еловых, да ещё любят севернее улететь — в тайгу. А зимой прилетают в города, где легче прокормиться. Любимая еда снегирей — семена из шишек хвойных деревьев: елей, сосен, кедров. Зимой лакомятся птички семенами рябины: они достают их из ягод, сами ягодки птицы не кушают.
Самочки отличаются от самцов: у них грудки не ярко-красные, а розово-серые.
- - - - - - - - - - - - -
ВОРОБЕЙ
Воробышки как будто бы знают поговорку «Где родился, там и сгодился». В каком месте они из яйца вылупятся, в том всю жизнь и проведут. Есть воробьи лесные, но их мало. Большинство воробьёв живут рядом с людьми в городах и деревнях. Летом птички питаются насекомыми и червяками, зёрнышками. Зимой же они не могут прокормиться сами: как таким малютками из-под снега еду раздобыть? Потому и тянутся они к людям, и чирикают — благодарят за хлебные крошки и семечки тех, кто их подкармливает.
Живут воробышки стаями. В морозы прижимаются друг к другу, чтобы согреться. А потом меняются местами: кто сидел в серединке и согрелся — перелетает на край и согревает своим бочком других. Если же прижаться не к кому, то распушают пёрышки и становятся похожими на маленькие комочки: воздух между пёрышками согервается, и птичке так теплее.
- - - - - - - - - - - - -
СИНИЦА
Синичка — певичка невеличка. Каких только песен не поёт синичка: есть среди них и песенка похожая на «синь-синь» — потому и назвали эту малютку синицей. Летом синицы живут в лесах, выводят и выкармливают птенцов. Кормятся они жуками, гусеницами и этим спасают леса и сады от насекомых-вредителей. Запасов на зиму синицы не делают, потому с приходом морозов они прилетают в города и деревни в поисках кормушек. Без помощи человека зимой не прожить.
Синицы живут парочками и никогда не расстаются. Зимой парочки сбиваются в стаи побольше.
- - - - - - - - - - - - -
ДЯТЕЛ
Зимой дятлам трудно прокормиться. Летом то они из-под коры деревьев вредных насекомых выковыривают. А зимой сколько их найдёшь? — Крохи. Вот и приходится дятлам в города, парки залетать, кормушки навещать да своей красной шапочкой наш глаз радовать. Но и сам дятел не прост. Придумал дырку в дереве выдолбить, шишку туда вставить, как в тиски, и семечки из неё доставать. Иначе никак с шишками у дятла не получается — клюв не приспособлен шишки ковырять. Бывает, в одном дереве дятел разного размера дырки наделает — под разные шишки. Такие места называют «дятловой кузницей».
- - - - - - - - - - - - -
СОЙКА
Сойка — лесной стражник: как завидит человека — кричит, всех лесных обитателей предупреждает. Птица эта размером с сороку. Для маленьких пташек сойка — угроза: летом их гнёзда разоряет, яйца съедает, охотится на птенцов и мышей. Сойка наперёд о зиме беспокоится: осенью собирает и закапывает жёлуди — кладовочки делает. Зимой припасённые жёлуди спасают птицу от голода. Иногда беличьи кладовки раскапывает, а бывает и белка сойкины. Так и живут.
Красавицы сойки иногда залетают в города. Особенно их могут привлечь дубовые парки: ведь где дуб, там и жёлуди. ok.ru/zaykinaskazka
- - - - - - - - - - - - -
СОВА
Снежная зима сове не нужна. Глубокие сугробы скрывают от сов мышей — их основную добычу. Вот если бы снега чуть-чуть было, то это совам не страшно. А в снежные зимы, когда земля укрытами толстым слоем снега, совы охотятся на мелких птиц. Некоторые ночные охотницы перебираются поближе к городам и даже на рассвете подкарауливают пташек возле кормушек.
Сытой сове да ещё и в дупле морозы ни по чём!
- - - - - - - - - - - - -
КЛЁСТ
Как ты думаешь, чем питается клёст-еловик? Еловик — значит эта птичка любит ёлки. Ёлки, сосны, кедры — это хвойные деревья, с иголками вместо листьев. А ещё на них растут шишки, внутри которых спрятаны семена — любимая еда клестов. Посмотри какой у этой птички загнутый клюв. Таким клювом очень удобно выковыривать семена из шишек.
У клеста есть ещё один секрет для тебя: его птенчики появляются на свет зимой, в самые морозы, а не летом, как у других птиц. От морозом их оберегают мамины тёплые пёрышки сверху и уютное гнездо снизу. Были бы шишки — зима клестов не испугает!
- - - - - - - - - - - - -
ЗИМОРОДОК
Зимородок — птичка-рыбак. Посмотри какой у него клюв длинный и узкий: таким удобно рыбку хватать, а вот разгрызать орехи не получится. Зимородок размером не сильно больше синицы. Живёт по берегам ручьёв, которые не замерзают на зиму. Вся его жизнь зависит от успешной рыбалки. Ярко-голубые пёрышки помогают зимородку маскироваться возле воды.
Зимородки любят чистую воду, поэтому в городе их не встретишь.
- - - - - - - - - - - - -
2. Прочитайте ребёнку стихотворения, предложите выучить наиболее понравившееся.
ВОРОБЬИ
Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Автор: С. Егоров
- - - - - - - - - - - - -
СОН СИНИЧКИ
— Синица, синица, что тебе снится?
— Зёрнышки, мошки, да хлебные крошки.
— Синица, синица, ещё что-то снится?
— Солнышко, речка, домик с крылечком,
Мальчик Антошка и… хлебные крошки.
Автор: Е. Евсеева
- - - - - - - - - - - - -
ДОКТОР ДЯТЕЛ
Доктор Дятел сел на сук,
По коре стучит: тук-тук.
— Вот что, дерево-рябина, —
Доктор Дятел говорит, —
Вы больны, у вас ангина,
Потому — и хмурый вид.
Вот вам сладкая микстура,
Чтоб прошла температура.
А для каждой вашей ветки
Пропишу сейчас таблетки!
Автор: М. Пляцковский
- - - - - - - - - - - - -
КОГДА СОВА ЛОЖИТСЯ СПАТЬ?
Соблюдается Совой
Распорядок Часовой:
Ночью, в ЧАС — по распорядку
Совы делают зарядку.
Циферблат покажет ДВА —
В магазин спешит Сова.
В ТРИ — готовит суп.
В ЧЕТЫРЕ —
Вытирает пыль в квартире.
В ПЯТЬ — Сова идёт читать.
В ШЕСТЬ — она садится есть.
СЕМЬ показывают стрелки —
В гости к ней приходят Белки.
Не поздней ВОСЬМИ часов —
Совещание у сов.
Но как только ДЕВЯТЬ бьёт,
В лес гулять Сова идёт.
В ДЕСЯТЬ — у неё вязанье.
А в ОДИННАДЦАТЬ — купанье.
Как ДВЕНАДЦАТЬ бьёт часов —
Двери в доме на засов.
В полдень ей пора в кровать.
Любит днём Сова поспать.
Дальше всё по распорядку:
В ЧАС — встаёт. И на зарядку…
Автор: А. Усачев
- - - - - - - - - - - - -
Вот так новость: у клестов
Появилось пять птенцов!
А метель метёт, метёт...
А отец себе поёт:
— Что нам холод,
Что нам снег!
Что деньки студёные!
Ребятишки у меня
Очень закалённые!
Автор: А. Масленникова
- - - - - - - - - - - - -
3. Загадайте ребёнку загадки про птиц.
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.
(ответ: снегири)
Кто среди птиц
Странный такой:
Выводит птенцов
Только лютой зимой?
(ответ: клёст)
Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло.
(ответ: сова)
Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(ответ: воробей)
- - - - - - - - - - - - -
4. Прочитайте ребёнку рассказы о животных, обсудите их. Попросите малыша сделать пересказ.
«Лесные тайнички»
Автор Николай Сладков
ВОЛК И СОВА
— Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.
— А ты, Волк, что ешь-то?
— Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят...
— Ну вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжке, да разные по делам!
ЕЛОВАЯ КАША
У всех день рождения — радость. А у клестят — беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.
У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...
А родители хоть бы что!
Вон папа-клёст — сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
Это я так про клестят думаю.
Только вижу, что сами клестята живут не тужат!
Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся — и спать. Снизу гнездо — как пуховая перинка, сверху мама — как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
Немного дней прошло — выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.
А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.
Нет, день рождения — всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.
Всё равно!
ЗИМНИЕ ДОЛГИ
Расчирикался Воробей на навозной куче — так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:
— Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?
— Крылья зудят, Ворона, нос чешется, — отвечает Воробей. — Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
— А вот испорчу! — не отстаёт Ворона. — Как задам вопрос!
— Во напугала!
— И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?
— Клевал.
— А зёрна у скотного двора подбирал?
— Подбирал.
— А в птичьей столовой у школы обедал?
— Спасибо ребятам, подкармливали.
— То-то! — надрывается Ворона. — А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чикчириканьем?
— А я один, что ли, пользовался? — растерялся Воробей. — И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была...
— Ты других не путай! — хрипит Ворона. — Ты за себя отвечай. Брал в долг — отдавай! Как все порядочные птицы делают.
— Порядочные, может, и делают, — рассердился Воробей. — А вот делаешь ли ты, Ворона?
— Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.
— Ты тоже за других не ручайся! — упирается Воробей. — Другие, может, и думать забыли.
Но Ворона не унимается:
— А ты слетай да проверь!
Полетел Воробей проверить. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.
— Поздравляю с новосельем! — Воробей говорит. — На радостях-то небось и про долги забыла!
— Не забыла, Воробей, что ты! — отвечает Синица. — Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.
Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидел Воробья, удивился:
— По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?
— Да вот расчёт с меня требуют, — чирикает Воробей. — А ты, Дятел, как расплачиваешься? Как расплачиваешься?
— Уж так-то стараюсь, — отвечает Дятел. — Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже...
"Ишь ты, — задумался Воробей. — А я думал..."
Вернулся воробей на навозную кучу и говорит Вороне:
— Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не кусали! Мигом долги верну!
Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока свободное время есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.
СИНИЧКА НЕОБЫКНОВЕННАЯ
Звонкоголосую и белощёкую нашу синицу называют большой или обыкновенной. Что большая, я с этим согласен: она больше других синиц пухляков, московок, лазоревок. Но что она обыкновенная, с этим я не могу согласиться!
Она поразила меня с первой же встречи. А было это давным-давно. Она попалась в мой западок. Я взял её в руку, и она... умерла! Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы — и вот умерла. Я растерянно разжал руку. Синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал её, подержал — и положил на пенёк. И только руку отвёл — синичка вскрикнула и улетела!
Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица! Захочет — умрёт, захочет — воскреснет.
Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. Но у синички это получается лучше всех и часто спасает её от неволи.
- - - - - - - - - - - - -
5. Обсудите с ребёнком можете ли вы смастерить кормушку и подкармливать птичек зимой. Это хороший способ укрепить дружеские отношения с ребёнком, научить его заботе о слабых и беспомощных. Доброе дело может помочь найти новых друзей во дворе.
Браться за это доброе дело нужно с одним условием: подсыпать корм в кормушку нужно ЕЖЕДНЕВНО. Птицы запоминают кормушки, и вместо того, чтобы искать новые, будут прилетать к вашей каждый день и ждать. Получается, что вы обманите пернатых в морозы, поставив под угрозу их жизни, если забудете пополнять кормушку.
ЧЕМ МОЖНО ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ:
1) Лучшая подкормка — семена подсолнечника: только нежареные и несолёные! Семечки лучше неочищенные: птички привыкли работать клювом самостоятельно. Семена тыквы.
2) Овёс, просо. Просо — это неочищенное пшено, продаётся в зоомагазинах в виде зерновых смесей для попугаев. Эти крупы не разбухают в желудке. Нельзя кормить рисом, гречкой: эти крупы разбухают в желудке и доставляют страдания птицам. Пшено нежелательно: в отличие от проса, из которого его делают, на очищенной поверхности пшена при хранении образуются токсические вещества.
3) Кусочки несолёного, некопчёного сала. Особенно эта подкормка важна синицам. В морозы птички будут также благодарны за кусочки сливочного масла. Сало можно подвесить возле кормушки одним большим куском или привязать к ней. Птички будут садиться на него и клевать.
4) Хлеб в виде крошек только белый! Чёрный нельзя, он вызывает брожение и боль в желудке птиц. Не следует класть кусочки хлеба, особенно в мороз, птицы не смогут его расклевать.
5) Варёное натёртое на тёрку яйцо.
6) Кусочки яблок, тёртая морковь.
7) Орехи, сухофрукты.
8) Нежирный творог.
9) Снегири будут рады ягодам рябины, а синицы ягоды не едят.
7 Comments
53 Shares
250 likes
- Like24
loading...
Show more