"
Подвижные игры для малышей от года до трех должны быть простыми и понятными. Дети в этом возрасте легко усваивают навыки ходьбы, бега, прыжков (в том числе и на одной ноге), подъема и спуска, метания, перешагивания. Сделайте обучение незаметным, без какого-либо принуждения. Захватите с собой на прогулку мелки и скакалку, мяч и мягкую игрушку, обруч и кегли. Но главное — не забудьте взять с собой фантазию.
Где проводить подвижные игры?
В подвижные игры вы можете играть дома, в спортзале, на детской площадке, на природе и даже в пути. Хорошо, если ежедневно удается активно двигаться на свежем воздухе, который так же важен малышам, как хороший сон, полноценное питание и отдых.
ИГРЫ-ИМИТАЦИИ.
Эти игры хорошо развивают воображение, образное мышление, координацию и крупную моторику. Для их проведения вам понадобятся изображения тех животных, которых малыш уже хорошо знает. Например: кошка, собака, мышка, петух, медведь, лиса, слон и т. д. Вы можете найти их в книге о животных или же вырезать из журналов и наклеить на отдельные листы. Для начала предложите малышу рассмотреть картинки: «Кто это?» Расскажите о поведении и характере животного. Затем продемонстрируйте, как оно двигается, как «говорит». Упростите ваши движения, чтобы малышу было легко за вами повторять. Но в то же время сохраняйте «рисунок» шагов, по которому можно догадаться, какое именно животное вы изображаете. После совместной тренировки предложите малышу выбрать любую карточку с изображением животного и попросите показать, как оно ходит.
«Пчелки». Вам придется на некоторое время перевоплотиться в полезных насекомых — пчелок. Имитируйте их полет и жужжание, легко и свободно помахивая руками-крыльями. Перед пчелками стоит задача — собрать нектар на цветах и вернуться в улей. Цветы могут быть настоящими, а вот улей можно изобразить в виде нарисованного круга или выложенной на земле веревки (скакалки).
«Ползущая змея». Закрепите веревку (скакалку) над полом в горизонтальном положении так, чтобы ребенок мог под ней с запасом проползти. Опускайте веревку все ниже и ниже, до тех пор, пока ребенок не начнет приподнимать веревку, чтобы проползти.
«Черепашьи бега». Это упражнение выполняется или дома на коврике, или на траве. Представьте, что вы черепахи, неспешные и добродушные. Вам нужно доползти к финишу: кто медленнее приползет, тот и победит.
«Полоса препятствий». Эта веселая игра хорошо тренирует мышцы, ловкость, координацию движений и самостоятельность вашего крохи. Дома вы можете устроить малышу «курс молодого бойца»: предложите ему пройти дорогу с препятствиями. В домашних условиях используйте стулья разной высоты, свернутые одеяла, подушки, доски, коробки. Пусть малыш пройдет полосу препятствия самостоятельно, но в трудных местах поддерживайте его. Через что-то он будет перешагивать, на что-то залезать, а потом спускаться, во что-то будет заворачиваться. Все в вашем доме будет стоять вверх дном, зато впечатления будут самые незабываемые. Кстати, эту игру можно с не меньшим успехом провести и на природе. Используйте бревна, кусты, ветки, с помощью которых можно выстроить «дорожку». Не забывайте подстраховывать ребенка в трудные и опасные моменты во избежание травм.
«Поезд». Дети самых разных возрастов, начиная от года и заканчивая младшим школьным возрастом, обожают игру «в тоннель». Построить его можно из стульев, из ковра или одеяла, свернутых в рулон. Малышу понравится «ехать на четвереньках» через тоннель. А если поезд скажет «ту-ту-ту» и прибавит ход, машиниста потом трудно будет остановить. Если же ребенок боится проходить через тоннель, обозначьте его границы с помощью веревок, выложенных с обеих сторон.
«Летите, голуби!» Для этой игры вам нужно сделать бумажных голубей (или самолетики). Устройте соревнование: чей «голубь» дальше долетит.
«Солнечные зайчики». Для этой игры вам понадобится маленькое зеркало и солнечная погода. Отпускайте веселых солнечных зайчиков погулять и попросите кроху за ними погоняться.
«Воробушки». Представьте, что вы воробушки, прыгучие и непоседливые. Можно подпрыгивать и одновременно помахивать руками. Пусть ребенок прыгает на двух ногах на месте или вперед и назад. Если малышу это трудно дается, держите его сначала под мышки, потом за руку.
«Прыгаем через лужи». Вы можете найти настоящие лужи и прыгать через них (более экстремальный вариант). А можете нарисовать их мелом на асфальте и перепрыгивать.
Перекатывание мяча
Поймать мяч в возрасте 2—3 лет — пока что высший пилотаж для ребенка. Трудные навыки метания и ловли можно тренировать перекатыванием мяча по земле. Сядьте на пол друг напротив друга, вытяните ноги в стороны и перекатывайте мяч друг другу так, чтобы он не выходил «за поле». Это упражнение хорошо развивает зрительную концентрацию и точность движений. Можно усложнить задачу и перекатывать одновременно два мяча.
ИГРЫ С ПОТЕШКАМИ. Используйте потешки и прибаутки в качестве сопровождения активных игр. Это развивает детскую фантазию, образное мышление, навыки сценического мастерства. Попросите малыша выполнять те движения, которые соответствуют тексту. Если ему трудно сообразить, покажите пример, как можно «шевелить ушами», «мерзнуть», «греть лапочки» и т. д.
«Зайка шел»
Зайка шел,
Зайка шел. (шагаем)
Капусту нашел, (разводим руки в стороны, удивление на лице)
Сел Поел Встал (садимся, делаем вид, что едим, встаем)
И дальше пошел, (шагаем)
«Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
«Где мои ручки?»
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои?
(ребенок прячет руки за спиной)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(показывает руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои?
(закрывает уши ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(показывает уши)
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои?
(закрывает глаза ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(убирает ладошки от глаз)
Экспериментируйте с разными частями тела: лицо, животик, коленки, ножки, пальцы. Интересно и забавно, каким образом ребенок будет их прятать. У каждого найдутся свои оригинальные способы.
Малоподвижные игры для детей 2–3 лет»
«Зайка»
Один из играющих назначается зайкой. Все остальные становятся в круг.
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной,
Ты вставай и попляши,
Вот, морковку получи.
На последнюю фразу «зайка» берет морковку (это может быть нарисованная морковка, ленточка итд.) и исполняет танцевальные движения, все остальные хлопают. Затем «зайка» меняется.
«Найди игрушку»
Воспитатель заранее прячет в каком-либо месте игрушку и предлагает поискать его. Тот, кто заметит, где находится игрушка, подходит к воспитателю и тихо ему об этом говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, воспитатель разрешает подойти к игрушке и принести ее.
«Тишина».
Ход игры. Ходьба в колонне по одному в обход по залу,произносят следующее:
Тишина у пруда,
Не колышется трава.
Не шумите камыши,
Засыпайте малыши.
По окончанию стихотворения дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза.Через несколько секунд педагог произносит: «Ква-ква- ква!»- и поясняет, что лягушки разбудили ребят, они проснулись, поднялись и потянулись. Игра начинается сначала.
«Пузырь».
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, становясь близко друг к другу,затем говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся. Одновременно с этим все расширяют круг и держатся за руки до тех пор,пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети опускают руки и приседают на корточки,говоря: «Хлоп».
«Ты медведя не буди!»
Дети образуют круг, взявшись за руки. Хороводом идут по кругу вместе с педагогом, который произносит текст. Как на горке снег, снег и под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.) И под елкой снег, снег, И на елке снег, снег. (Идут к центру круга.) А под елкой спит медведь. Тише, тише! Не буди, Сядь на место, не шуми! (Присаживаются на корточки.)
«Котик к печке подошел»
Дети образуют круг, взявшись за руки. Вместе с педагогом идут по кругу. Котик к печке подошел, Котик к печке подошел. Горшок каши он нашел, Горшок каши там нашел. (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.) А на печке калачи, Ох, вкусны и горячи! (Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.) Пироги в печи пекутся (выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх, Они в руки не даются. (Выпрямляются, прячут руки за спину.)
«Шел король по лесу»
Дети становятся в круг, взявшись за руки. Шел король по лесу, По лесу, по лесу. (Ходьба по кругу.) Нашел себе принцессу, Принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, Попрыгаем, попрыгаем. (Прыжки на двух ногах на месте.) И ножками подрыгаем, Подрыгаем, подрыгаем. (Выбрасывают прямые ноги вперед.) И ручками похлопаем, Похлопаем, похлопаем. (Хлопают в ладоши.) И ножками потопаем
«Жили-были зайчики»
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения.
Жили-были зайчики (Показывают руками заячьи ушки.)
На лесной опушке, (Разводят руками.)
Жили-были зайчики (Приседают и показывают руками над головой крышу дома.)
В маленькой избушке, Мыли свои ушки, (Трут ушки.)
Мыли свои лапочки (Поглаживающие движения рук.)
Наряжались зайчики, (Руки на пояс, повороты вправо-влево.)
Надевали тапочки. (Поочередно выставляют ноги на пяточки.)
«Повстречались»
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.
На последнюю строку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,
Два щенка: «Гав-гав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»,
Два тигренка: «Р-р-р!»,
Два быка: «Му-у!».
Смотри, какие рога!
«Кошка выпускает коготки»
На счет «один» прижать подушечки пальцев к верхней части ладони и прошипеть,как рассерженная кошка: «Ш-ш-ш!»
На счет «два» быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукать,как довольная киска: «Мяу!».
Повторить игру, всякий раз превращаясь то в рассерженного, то в добродушного котенка.
Им скучно просто гулять!
Физиологи говорят о том, что длительное хождение утомляет маленьких детей. Это связано не только с их физиологическими особенностями (они слабее нас), но и с психикой. Мы, взрослые, получаем удовольствие, когда идем прогулочным шагом, любуемся природой или просто погружаемся в какие-то свои мысли. Пространство и время маленького ребенка нужно наполнять играми и развлечениями. Это его не утомляет, а наоборот побуждает к новым действиям и мотивам.
ИСПОЛЬЗУЙ ТО, ЧТО ПОД РУКОЙ. Дома и на улице много разных предметов, которые можно использовать в подвижных играх: мебель, коробки, горки, качели, бревна, лестницы, канаты, веревки, доски, скамейки. У ребенка все время должна быть возможность лазить, прыгать, подниматься, преодолевать различные препятствия. Необходимо удовлетворять его естественную двигательную потребность. Практикуйте также подвижные игры с предметами, которые можно переносить, вкладывать, бросать, прятать и т. д. Во-первых, это развивает практические навыки ребенка, во- вторых, тренирует сноровку и внимательность, в-третьих, развивает мелкую моторику. Не выходите гулять без продуманной «культурно-массовой программы» и подручных средств. Это поможет вам эффективно организовать досуг ребенка.
Горка. Пожалуй, самое любимое место для активных игр — горка. Даже годовалые карапузы стремятся ее покорить. Легче всего сказать: «Мал ты еще! Упадешь! Нельзя!». Сложнее, но куда полезнее подстраховать малыша и дать ему шанс испытать страх и восторг одновременно. Начинайте с маленьких горок с пологими склонами. Спуск с наклонной поверхности отлично тренирует мышцы спины и живота, равновесие и, конечно, смелость.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев