Французский драматург Жан-Батист Мольер (Поклен) заслуженно носит звание великого реформатора комедии, трансформировавшего ее из фарса в высокое искусство. Произведения Мольера входят в золотой фонд мировой литературы, и относятся к жанру "высокой комедии", высмеивающего и обличающего пороки общества.
Одна из знаменитых мольеровских пьес -- "Тартюф или обманщик" (1664-1669). Основная направленность пьесы -- критика ханжеской религиозности, и в первой редакции Тартюф изображался лицемером-священником. Но первая же постановка вызвала крайнее неудовольствие членов "Общества святых даров" -- подконтрольной иезуитам организации, имевшей своей целью контроль за моралью и нравственностью в обществе, среди ее членов присутствовали в т.с. аристократы. Усмотрев в образе Тартюфа сатиру на духовенства, "Общество" добилось запрета пьесы, в ответ на это Мольер в своем прошении к королю заметил: "... оригиналы добились запрещения копии...". В обращениях к Людовику противники пьесы именовали Мольера "демоном в телесном обличье" и рекомендовали применить к нему всенародные пытки и даже сожжение на костре. Чтобы получить разрешение на возобновление постановки, Мольеру пришлось переписать наиболее резкие места, и превратить Тартюфа из священника в мирянина. Лишь через несколько лет после первой постановки труппа получила возможность снова поставить "Тартюфа". По сюжету некий молодой человек втирается в доверие к богатому буржуа, изображая из себя благочестивого, набожного и бескорыстного скромника. Домочадцев и родственников, которые уверяют его в обратном, буржуа слушать не желает, и во всем верит Тартюфу, даже собирается выдать за него дочь и отдать все свое состояние. В финале выход из сложившейся ситуации становится возможным только благодаря королю, который узнает о проделках Тартюфа и приказывает его арестовать.
Пьеса "Мещанин во дворянстве" (1670) была задумана как комедия-балет, в которой собственно комедия сопровождалась отдельными сюжетно мотивированными танцевальными номерами (в то время балет был очень популярен при дворе, часто сам король выступал в качестве исполнителя). Богатый мещанин Журден желает завоевать расположение маркизы, в которую влюблен, для чего пытается во всем подражать дворянскому сословию. Для этого он нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии, шьет на заказ дорогие костюмы, но не замечает, что настоящие аристократы только насмехаются над ним, или используют в своих целях (не отдают долги). Даже дочь свою он не желает отдавать замуж иначе как за дворянина, чем и пользуются его домочадцы, представив поклонника дочери сыном турецкого султана.
Предлагаем Вам подробнее познакомиться с биографией и творчеством Ж.-Б. Мольера.
Нет комментариев