Порожний обоз направляется за продуктами по льду Ладожского озера.
Блокада вокруг Ленинграда была установлена 8 сентября 1941 года, когда вермахт захватил Шлиссельбург, через который проходил единственный к тому времени сухопутный маршрут из Ленинграда на Большую землю.
Последней надеждой на снабжение осаждённого города осталась Ладога. В навигационный период перевозки производились на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса - 135 км) и Кобона (малая трасса - 35 км) до порта Осиновец, оттуда - непосредственно в Ленинград. В зимний период перевозки осуществлялись по ледовой дороге на автотранспорте из Кобоны до деревни Коккорево. Длина этой трассы составляла 30 км, причём она проходила в 20-25 км от берега, занятого противником.
За перевозку грузов по «Дороге жизни» отвечал начальник тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенант Ф.Н. Лагунов, непосредственное руководство военно-автомобильной дорогой (ВАД-101) осуществлял его заместитель генерал-майор интендантской службы А.М. Шилов. Комендантом Кобоны был старший лейтенант В.В. Юмашев.
Первые суда с грузами для Ленинграда вышли из Волховстроя и Лодейного Поля 3 сентября 1941 года, 12 сентября в Осиновец прибыл первый конвой судов с 800 тоннами зерна и муки, а сторожевой корабль «Пурга» доставил 60 тонн боеприпасов для Ленинградского фронта. Однако 5 ноября поверхность Ладожского озера покрылась льдом. Естественно, встал вопрос о перевозках автомобильным транспортом.
Утром 17 ноября на тонкий лёд у деревни Коккорево в целях разведки ледовой трассы вышел небольшой отряд бойцов, который возглавлял командир роты 88-го отдельного мотостроительного батальона воентехник 2 ранга Л.Н. Соколов. Ладога встретила красноармейцев сурово - пронизывающим ветром, снежными зарядами, а под ногами слышался треск ломающегося льда. Тем не менее отряд благополучно добрался до порта Кобона, а затем этим же маршрутом возвратился в Коккорево.
Кроме «Дороги жизни», Ленинград с Большой землёй связывала ещё одна важная магистраль. По решению ГКО от 25 апреля 1942 года для подачи в Ленинград нефтепродуктов в рекордные сроки через Ладожское озеро был проложен трубопровод длиной 35 км, из них 27 км под водой. Одновременно проложили и кабель, по которому в город поступала электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС.
Работа водителей на ледовой трассе, как и экипажей судов, была исключительно опасной. Немецко-фашистское командование прилагало большие усилия, чтобы парализовать поставки. «Дорога жизни» систематически подвергалась ударам авиации и обстрелам тяжёлой артиллерией. Более того, предпринимались попытки минирования магистрали и высадки десантов. Однако попытки прервать работу «Дороги жизни» не увенчались успехом.
С кем собрались воевать, суки! С русскими!? Изучите вот это, а потом подумайте-стоит ли еще раз отгребать, только на этот раз конкретно влупим, по самые помидоры!!!
«Всё это привело к ослаблению нашей обороноспособности и поставило Советский Союз перед смертельной угрозой. Здесь уместен вопрос: каким образом выйти из этого более чем неблагоприятного положения? Я думаю, что существует лишь один ...
Всё дальше от нас события военных лет, но героизм советских людей, спасших мир от фашизма, нами не забыт. Это было поколение победителей, совершившее беспримерный подвиг на фронте и в тылу, а затем возродившее, отстроившее заново разрушенную страшной войной страну. И через все испытания и тяготы к Великой Победе вела народ Коммунистическая партия, во главе которой стоял Иосиф Виссарионович Сталин. Это была Победа советского народа, истоки которой - в Октябре 1917-го.
Комментарии 1