600 г.х)
4. Лик Аллаха.
Лик – это атрибут Аллаха, о котором сообщил Коран и достоверные предания.(1)
Аллах Всевышний сказал:
كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ
«Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика*». [Сура аль-Касас, аят 88].(2)
Аллах Всевышний сказал:
وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ
«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием». [Сура ар-Рахман, аят 27].(3)
Передаёт Абу Муса [′Абдуллах ибн Кайс, славный сподвижник. Скончался в 50-ом г.х., хотя некоторые сказали, что он скончался позже] да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Садов аль-Фирдауса – четыре: два сада, украшения, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из золота, и два сада, украшения, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из серебра.* И ничто, кроме накидки величия, что будет покрывать собой лик Господа, не помешает людям, которые окажутся в Райском саду, взирать на Него».
[аль-Бухари, 7444; Муслим, 180.
Также в другом достоверном хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбой, произнося следующие слова:
«О, Аллах, прошу Тебя позволить мне насладиться взором на Твой лик, и помочь мне тосковать по встрече с Тобой, и пусть не помешает этому ни несчастье, которое причиняет вред, ни искушение, которое сбивает с пути!».
Передали ан-Насаи, 1305; аль-Баззар, 1393; ибн Хиббан, 1971. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами′», 1301]. (4)
Также сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал и поведал нам о четырёх вещах, сказав:
”Поистине, Аллах не спит, и не подобает Ему спать [5]; Он уменьшает и увеличивает удел Своих рабов; дела ночи поднимаются к Нему раньше, чем дела дня, а дела дня — раньше, чем дела ночи [6]; завесой для Него служит свет, если же Он уберёт эту завесу, то сияние Его лика непременно сожжёт любое из Его творений, на которое упадёт Его взор». А затем он прочёл слова Всевышнего: ”Благословен тот, кто в огне, и тот, кто вокруг него”[7]».
[Муслим, 179].
Этот атрибут Аллах установлен ясными текстами Корана и сообщениями, пришедшими от правдивого и надежного посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому обязательно нужно подтверждать этот атрибут так же, как и все остальные атрибуты, утвержденные посредством ясных доказательств.
См. Аль иктисаду филь и'тикад.
____________________________
1 [Приверженцы Сунны признают этот атрибут так же, как и все остальные атрибуты Аллаха, о которых говорится в Коране и достоверной Сунне. Они говорят, что у Аллаха такой Лик, какой подобает Его величию. Они не искажают этот атрибут и не отрицают его, но с другой стороны, они не уподобляют этот атрибут атрибутам творений и не представляют его образ. Приверженцы Сунны поступают в соответствии со словами Всевышнего: «Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий». Сура аш-Шура, аят 11].
2 [Аллах Всевышний – Вечен, и нет после Него ничего. Все творения погибнут, а останется только лишь Живой, Который не умирает. Аллах Всевышний сказал: «Уповай на Живого [на Аллаха], Который не умирает, и прославляй Его хвалой». Сура аль-Фуркан, аят 58].
3 [Автор книги, да помилует его Аллах, ограничился упоминанием только двух аятов из Корана, хотя аятов, в которых говорится о Лике Аллаха, много].
4 [В суре «ар-Рахман» имеется указание на четыре сада, о которых говорит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада». (Сура ар-Рахман, аят 46). Затем следует описание этих садов, после чего Аллах Всевышний говорит: «А перед теми двумя (садами) есть еще два сада». Сура ар-Рахман, аят 62].
[5] [Аллах Всевышний сказал: «Аллах — нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон». Сура аль-Бакара, аят 255].
[6] [Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы, пребывающие среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днём, а встречаются они друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. После этого те (ангелы), которые провели среди вас ночь, возносятся (к небесам), и (Аллах) спрашивает их: “В каком (положении) оставили вы рабов Моих?” — хотя Он и знает (всё о вас) лучше (ангелов), а они отвечают: “Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они (тоже) молились”». Передали аль-Бухари, 555; Муслим, 1430. И если бы человек поразмышлял над этим, то он никогда не спал бы во время утренней молитвы. Наоборот, он устремился бы к деяниям покорности и усердствовал бы до тех пор, пока его деяния не будут вознесены к Аллаху и пока за ним не будет записано добро. Как может мусульманин спать во время утренней молитвы, зная, что ангелы поднимаются к Аллаху и сообщают Ему о его положении?!].
[7] [Сура ан-Намль, аят 8. Хотя следует заметить, что имам Муслим, передавая этот хадис, не привел в конце данного аята. Имам Муслим передал этот хадис по трем путям и в сборнике Муслима нет слов: «А затем он прочёл слова Всевышнего: ”Благословен тот, кто в огне, и тот, кто вокруг него”». Но эту добавку передали ибн Маджа, 196; Ахмад, 4/400, и некоторые другие. К тому же эти слова не были произнесены пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Эти слова произнес Абу ′Убейда ибн ′Абдуллах ибн Мас′уд, который передавал данный хадис от Абу Мусы аль-Аш′ари, да благословит его Аллах и приветствует].
См. Аль иктисаду филь и'тикад.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев