Фобии и странности Говарда Хьюза: История эксцентричного миллиардера-затворника
Выдающийся американец Говард Хьюз, один из богатейших людей середины ХХ столетия, малоизвестен нашим современникам, однако для своих соотечественников он и сейчас остается человеком-легендой.
Хьюз был всесторонне развитой личностью – успешным промышленником-предпринимателем, инженером-новатором, талантливым авиатором и режиссером. Даже не смотря на то, что именно наличие обширного капитала помогло этому «человеку-оркестру» развить все свои способности, реализуй Говард Хьюз хотя бы одну из них, он все равно вошел бы в историю.
И если деньги помогали миллионеру во всех начинаниях, то еще с большей силой Хьюзу мешали его настоящие и воображаемые недуги, которые, к сожалению, принесли ему чуть ли не большую известность, чем деньги и талант. Всевозможные фобии и навязчивости, которыми этот человек страдал большую часть жизни, привели к тому, что практически 30 лет, вплоть до своей смерти, Говард Хьюз вел существование эксцентричного затворника, самоизолировавшись от мира и управляя финансовой империей с помощью одного лишь телефона.
Загадки начались с момента его появления на свет: известно, что Говард Хьюз родился 24 декабря 1905 году, однако ни в одной книге регистрации не сохранилось записей об этом факте. Его семья не принадлежала к буржуазному классу, однако отец Говарда был изобретателем и сумел сконструировать алмазный бур для нефтяников, оказавшийся незаменимым механизмом, поэтому довольно быстро сколотил немалое состояние, которое вместе с изобретательским талантом передал в наследство сыну.
В отличие от отца, мать Хьюза была очень тревожной женщиной и проецировала на личность сына свою мизофобию – пытаясь уберечь ребенка от всех мыслимых инфекций, она окружала его гиперопекой, купала его множество раз в день и ограничивала контакты со сверстниками. Еще в детстве Говард проявлял свою природную интровертированность, чувствительность и восприимчивость: он был нерешительным и застенчивым ребенком, сторонился больших мальчишеских компаний. Семья часто переезжала, Говарду пришлось сменить четыре школы, а систематического высшего образования он так и не получил.
Когда Говарду Хьюзу исполнилось 17 лет, неожиданно, во время плановой аппендэктомии, умерла его мать, еще через два года скончался отец. Акционеры и партнеры отцовской компании поначалу ограничили доступ Говарда к наследству, однако сам он проявил неожиданное упорство и сумел убедить судью в том, что даже в таком возрасте способен управлять большими активами.
Таким образом, восхождение Хьюза на зенит успеха началось в 19-летнем возрасте. В последующие 50 лет бизнес Хьюза в различные периоды сосредотачивался вокруг киноиндустрии, экспериментального авиастроения и авиаперевозок, аэрокосмических технологий и военной промышленности, разработок устройств связи и слежения, и даже градостроения, не говоря уже о тайном финансировании предвыборных кампаний американских президентов.
Но начиналось все именно с Голливуда. Свой первый известный фильм «Ангелы ада» Хьюз снимал целых три года – занимаясь бесконечным монтажом, пересниманием и переозвучиванием сцен! Уже тогда проявлялись такие его качества, как болезненный перфекционизм и упрямство, стремление все контролировать и доводить до совершенства. Для фильма о пилотах-асах Первой мировой войны он купил 87 винтовых истребителей, став обладателем самых больших в мире частных ВВС.
Не только самолеты на съемках были настоящими: во время падения горящего бомбардировщика погиб пилот, не успевший покинуть кабину. Самого Хьюза до такой степени не устраивала работа пилотов, задействованных в съемках, что он сам научился пилотировать самолет, реализовав свою давнюю мечту. Во время съемок Хьюз, выполняя сложный трюк, сам едва не лишился жизни.
Самолет, которым управлял миллионер, разбился и Хьюз получил первую черепно-мозговую травму, ударившись лбом и лицом о приборную панель самолета.
Голливудские интересы Говарда Хьюза сосредотачивались не только вокруг кино, но и вокруг женщин.
В число его фавориток входили актрисы Джин Харлоу и Джин Питерс, Джейн Рассел и Кэтрин Хепберн, Ава Гарднер и даже Мэрилин Монро. Особое внимание миллионер уделял молодым актрисам с темными волосами и большим бюстом, он сразу же предлагал им заключить пятилетний контракт, после чего тратил большие деньги на их содержание, снимал каждой жилье и приставлял водителя. В условиях подобных контрактов было прописано, как одеваться, что есть девушке, с кем можно встречаться, а с кем нет, и прежде чем подписать контракт, все девушки были обязаны пройти тщательный медосмотр.
Стремясь все контролировать, периодически Хьюз нанимал частных детективов и устанавливал слежку за своими любовницами. Он всегда имел по нескольку интрижек одновременно, чтобы быть уверенным в том, что если одна из его актрис надоест ему или остынет сама, можно будет быстро забыться в объятиях другой. Несмотря на популярность среди женщин, Хьюз не был способен поддерживать длительные эмоциональные связи и относился к своим пассиям потребительски, впрочем, так же как и ко всем другим людям, его окружавшим.
Всех людей он разделял по степени «чистоты» на четыре группы: «грязные», «замарашки», «умеренно грязные», «умеренно чистые». Он был одержим чистотой. Даже в воспоминаниях о Кэтрин Хепберн он не мог найти других слов: «Я очень ее любил. Она была очень чистой женщиной: на дню по четыре раза принимала ванну».
В 1938 году он установил мировой рекорд, совершив на двухмоторном «Локхид 14-N2» кругосветный перелет за 3 дня 19 часов и 17 минут. Однажды авиатор потерпел крушение на гидроплане «Сикорский», который он испытывал для ВВС. Позже у миллиардера спросили, почему он сам пилотировал самолет, на что Хьюз ответил вопросом: «А почему я должен платить другому за то, чтобы он получил удовольствие?».
Полтора года Хьюз потратил на создание собственного самолета Н-1 и в 1937 году поставил на нем рекорд по времени трасконтинентального перелета. Авиатор сконструировал также самый большой в мире самолет, причем почти полностью из дерева, и сам провел его испытания в небе. Один из его коллег говорил: «Можете не сомневаться, Говард настоящий гений. С чертовски большими странностями, но гений».
В этих противоречиях был он весь: бесстрашный в кабине самолета, на земле он панически боялся микробов. Неоднократные черепно-мозговые травмы привели к ухудшению его психического здоровья. К пятидесятым годам болезненные проявления приобрели гротескный оттенок. Миллиардер, мучимый болезненными идеями, решил больше никогда не появляться на публике.
Интерес ФБР к персоне Хьюза, а также многочисленные судебные иски и доставания журналистов укрепили идеи преследования и страх заразиться от людей каким-то смертельным недугом, поэтому в течение последующих 20 лет он практически прекратил связь с миром, однако продолжал успешно вести дела своей финансовой империи.
Хьюз несколько раз переезжал, каждый раз в условиях строжайшей секретности, одним из своих последних пристанищ он выбрал Лас-Вегас, расположенный посреди пустыни. По его мнению, условия сухого и жаркого климата его лучше защищали от различных микроорганизмов, и миллиардер сначала купил отель, в котором проживал, а потом постепенно начал приобретать недвижимость и компании города: гостиницы, казино, заброшенные рудники, площадки для гольфа, телестанции и т. д. – практически весь Лас-Вегас принадлежал ему.
Куда бы он ни переезжал, для него везде создавалась так называемая «безмикробная зона» или, по словам самого Говарда, «свободное пространство для одного белого человека», – это могла быть и барокамера, и просто часть комнаты, огороженная скотчем. Поведение Хьюза становилось все менее логичным – панически боясь микробов, сам он отказывался мыться месяцами. Мылся он пять раз в год, менял одежду три раза в год, боялся пользоваться туалетом, поэтому испражнялся на газеты и мочился в бутылки из-под выпитого молока.
Единственным средством связи с миром был телефон и подробные инструкции, которыми он снабжал своих приближенных, круг которых все более сокращался. Так, к концу жизни непосредственный доступ к нему имела лишь группа нескольких человек из секты мормонов – Хьюз выбрал их, благодаря их закрытости и верности, преступить которую им мешали строгие моральные принципы их веры.
Следуя инструкции миллиардера, прежде чем войти к нему, они должны были «вымыться четыре отдельных раза, каждый раз используя большое количество пены от нового куска мыла» и надеть резиновые перчатки, кроме того, они не имели права к нему обращаться. Сам же Говард разговаривал через носовой платок, а предметы передавал только через толстый слой гигиенических салфеток.
Начало именно психоза (а не поведенческих расстройств) относится к возрасту 50 лет, после, как минимум, трех перенесенных черепно-мозговых травм. Он сочетался с длительной зависимостью от кодеина. В то же время, отшельнику Хьюзу удавалось успешно руководить огромными денежными средствами и многократно приумножать свой капитал вплоть до самой смерти.
Последнее двадцатилетие из жизни Хьюза покрыто тайнами, ведь очевидцев его существования фактически не было. Некоторые считают, что мормоны ускорили его смерть, усугубив его лекарственную зависимость и лишив возможности получить квалифицированную медицинскую помощь. За год до смерти Хьюз неудачно упал и сломал шейку бедра, что лишило его возможности двигаться. Когда помощники решили доставить его в больницу, было уже поздно – Говард Хьюз умер в возрасте 70 лет, пролетая в самолете над родным Техасом.
Пожалуй, смерть в небе – единственная из тех, что смогла бы устроить этого талантливого авиатора. Официальной причиной смерти назвали хроническую почечную недостаточность, развившуюся вследствие длительного злоупотребления болеутоляющими. Однако во время процедуры аутопсии было констатировано общее запущенное состояние тела – миллиардер был истощен и обезвожен, весил всего 42 килограмма. #ТайныИстории
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 9