______
ВЕРУЕМ РАВНЫМ ОБРАЗОМ И В ДУХА СВЯТОГО, ГОСПОДА ЖИВОТВОРЯЩЕГО, ОТ ОТЦА ИСХОДЯЩЕГО И В СЫНЕ ПОЧИВАЮЩЕГО, СО ОТЦОМ И СЫНОМ СПОКЛАНЯЕМА И ССЛАВИМА, КАК ЕДИНОСУЩНОГО, И СОВЕЧНОГО; ДУХА – ОТ БОГА, ДУХА ПРАВОГО, ВЛАДЫЧЕСТВУЮЩЕГО, ИСТОЧНИКА МУДРОСТИ, ЖИЗНИ И ОСВЯЩЕНИЯ; БОГА СО ОТЦОМ И СЫНОМ СУЩЕГО И НАЗЫВАЕМОГО; НЕСОТВОРЕННОГО, ПОЛНОТУ, ТВОРЦА, ВСЕ ДЕРЖАЩЕГО, ВСЕ СОВЕРШАЮЩЕГО, ВСЕСИЛЬНОГО, БЕСКОНЕЧНО МОГУЩЕСТВЕННОГО, НЕОГРАНИЧЕННО ГОСПОДСТВУЮЩЕГО НАД ВСЕЮ ТВАРЬЮ, НЕ ПОДЧИНЕННОГО [НИЧЬЕЙ] ВЛАСТИ; В ДУХА – БОГОТВОРЯЩЕГО, НЕ БОГОТВОРИМОГО; НАПОЛНЯЮЩЕГО, НЕ НАПОЛНЯЕМОГО; ВОСПРИЕМЛЕМОГО, НЕ ВОСПРИЕМЛЮЩЕГО; ОСВЯЩАЮЩЕГО, НЕ ОСВЯЩАЕМОГО; УТЕШИТЕЛЯ, КАК ПРИЕМЛЮЩЕГО НЕОТСТУПНЫЕ МОЛЬБЫ ВСЕХ; ВО ВСЕМ ПОДОБНОГО ОТЦУ И СЫНУ; ОТ ОТЦА ИСХОДЯЩЕГО И ЧЕРЕЗ СЫНА РАЗДАВАЕМОГО, И ВОСПРИНИМАЕМОГО ВСЕЮ ТВАРЬЮ, И ЧЕРЕЗ СЕБЯ САМОГО ТВОРЯЩЕГО, И ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ВСЕ БЕЗ ИЗЪЯТИЯ, И ОСВЯЩАЮЩЕГО, И СОДЕРЖАЩЕГО; ВОИПОСТАСНОГО, ТО ЕСТЬ СУЩЕСТВУЮЩЕГО В СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ИПОСТАСИ, КОТОРЫЙ НЕ ОТДЕЛЯЕТСЯ И НЕ РАССТАЕТСЯ С ОТЦОМ И СЫНОМ И ИМЕЕТ ВСЕ, ЧТО ИМЕЕТ ОТЕЦ И СЫН, КРОМЕ НЕРОЖДАЕМОСТИ И РОЖДЕНИЯ. ИБО ОТЕЦ –БЕЗВИНОВЕН И НЕРОЖДЕННЫЙ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ЕСТЬ ОТ КОГО-ЛИБО, ТАК КАК БЫТИЕ ИМЕЕТ ОТ САМОГО СЕБЯ, И ИЗ ТОГО, ЧТО ТОЛЬКО ИМЕЕТ, НИЧЕГО НЕ ИМЕЕТ ОТ ДРУГОГО; НАПРОТИВ ТОГО, ОН САМ ЕСТЬ ДЛЯ ВСЕГО НАЧАЛО И ПРИЧИНА ТОГО ОБРАЗА, КАК ОНО ОТ ПРИРОДЫ СУЩЕСТВУЕТ. СЫН ЖЕ ОТ ОТЦА – ПО ОБРАЗУ РОЖДЕНИЯ; А СВЯТОЙ ДУХ И САМ ТАКЖЕ ОТ ОТЦА, НО НЕ ПО ОБРАЗУ РОЖДЕНИЯ, А ПО ОБРАЗУ ИСХОЖДЕНИЯ. И ЧТО, КОНЕЧНО, ЕСТЬ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ РОЖДЕНИЕМ И ИСХОЖДЕНИЕМ, МЫ УЗНАЛИ; НО КАКОЙ ОБРАЗ РАЗЛИЧИЯ, НИКАК [НЕ ЗНАЕМ]. НО И РОЖДЕНИЕ СЫНА ОТ ОТЦА, И ИСХОЖДЕНИЕ СВЯТОГО ДУХА ПРОИСХОДЯТ ОДНОВРЕМЕННО.
Итак, все, что имеет Сын, и Дух от Отца имеет, даже самое бытие. И если [что-либо] не есть Отец, [то] не есть и Сын, не есть и Дух; и если чего-либо не имеет Отец, не имеет и Сын, не имеет и Дух. И по причине Отца, то есть по причине бытия Отца существуют Сын и Дух. И по причине Отца имеет Сын, также и Дух, все, что имеет, то есть потому, что Отец имеет это, – кроме нерождаемости и рождения, и исхождения. Ибо одними этими только ипостасными свойствами различаются между Собою три Святые Ипостаси, нераздельно различающиеся не по сущности, а по отличительному свойству отдельного Лица.
Говорим же, что каждое из трех Лиц имеет совершенную Ипостась, для того чтобы нам не принять совершенной природы за одну – сложенную из трех несовершенных, но за единую простую сущность в трех совершенных Ипостасях, которая – выше и впереди совершенства. Ибо все, составленное из несовершенного, непременно есть сложно. Но невозможно, чтобы произошло сложение из совершенных Ипостасей. Посему и не говорим о виде из Ипостасей, но – в Ипостасях. Сказали же: «из несовершенного», [то есть] что не сохраняет вида вещи, совершаемой из этого. Ибо камень, и дерево, и железо, каждое само по себе – совершенно по своей природе; по отношению же к совершаемому из них жилищу каждое – несовершенно, ибо каждое из них само по себе не есть дом.
Поэтому исповедуем, конечно, совершенные Ипостаси, чтобы не помыслить о сложении в Божественной природе. Ибо сложение – начало раздора. И опять говорим, что три Ипостаси находятся Одна в Другой, чтобы не ввести множества и толпы богов. Через три Ипостаси понимаем несложное и неслиянное; а через единосущие и бытие Ипостасей – Одной в Другой, и тождество как воли, так и деятельности, и силы, и могущества, и, чтобы так мне сказать, движения понимаем неразделимое и бытие единого Бога. Ибо поистине – один Бог, Бог, и Слово, и Дух Его.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев