Девика Рани — актриса, продюсер и певица, супруга российского художника Святослава Рериха. Она вошла в мир индийского кино случайно, после того, как во время учебы в Лондоне встретила продюсера Химаншу Рая. 
Позже она вышла за него замуж и достигла в Болливуде больших высот, играя в фильмах и открыв вместе с мужем киностудию Bombay Talkies. Она продолжала снимать популярные фильмы и после смерти Химаншу Рая в 1940 году.
Девика Рани во многих смыслах стала первопроходцем в индийском кино, превратившись в звезду первой величины сразу после выхода фильма «Карма» (1933).
«Общая беседа / Hamari Baat» (1943) — последний фильм, в котором она снималась. Роль второго плана в нем исполнил тогда еще неизвестный актер Радж Капур. 
Год спустя, работая над созданием «Jwar Bhata» (одного из первых фильмов Дилипа Кумара), она познакомилась со Святославом Рерихом.
Сын художника, философа и писателя Николая Рериха, Святослав,  уже был сам по себе известным художником. Девика посетила студию  Святослава Рериха в поисках художника для оформления декораций ее  последнего фильма.
Эта  встреча изменила всю ее жизнь. Между индийской красавицей и русским  художником сначала завязалась прочная дружба, а через год они  поженились. Вместе они прожили почти 50 лет.
Святослав  жил в долине Кулу. Когда она выходила замуж, последователи всех 365  деватов (местных богов) долины послали своих представителей на встречу с  Девикой. Местные жители пели, танцевали и бросали цветы на паланкин, в  котором несли невесту.Затем Девика Рани переехала в Кулу, полностью отказавшись от кинокарьеры.
Ее  пребывание в долине было относительно недолгим, так как через четыре  года пара переехала в Бангалор. Однако люди и пейзажи долины Кулу  оставили неизгладимый след в ее жизни.
«Кулу был домом для Святослава, его родителей и брата Георгия», — рассказывала Рани в 1980-х годах. «И  самые красивые пейзажи... Гималаи ... снег в горах и весенние цветы... Он  стал нашим домом, моим домом. Там ко мне относились как к дочери. А  Святослав, помимо того, что был моим мужем, был действительно хорошим  другом».
Пара покинула Кулу в 1949 году и поселилась в большом поместье Татагуни на окраине Бангалора. Девика руководила встречами Святослава,  участвовала в организации его выставок картин в Индии и за рубежом, а  также принимала участие в создании Художественной галереи Николая и  Святослава Рерихов в имении Рерихов в Наггаре.
Ее  сильная поддержка и вдохновение позволили Святославу Рериху  сосредоточиться на искусстве и создать прекрасную серию гималайских и  южноиндийских пейзажей и изысканных портретов, в том числе портретов Девики Рани, наполненных любовью и привязанностью.
Для него она была главной музой и любовью
Святослав Рерих принял индийское гражданство и всю оставшуюся жизнь прожил в Бангалоре. 
Его  популярность среди индийской элиты была такой, что три его картины  украшают Центральный зал индийского парламента.
 Это портреты Джавахарлала Неру, Индиры Ганди и Сарвепалли Радхакришнана.
Хотя  пара вела, в основном, затворнический образ жизни в Бангалоре, они были  частью культурной и художественной жизни Индии. Пара посвятила много  времени и энергии развитию Karnataka Chitrakala Parishath  — одного из самых известных культурных комплексов Бангалора. 
В  комплексе 18 галерей, 13 из которых состоят из постоянной коллекции  картин, скульптур и народного творчества, а другие галереи сдаются в  аренду для выставок работ известных художников.| Она была одной из самых красивых женщин своего времени.
В 1990-х здоровье пары ухудшилось. Святослав Рерих скончался в 1993 году, а Девика Рани умерла годом позже. 
Имущество  бездетной пары стало предметом широкого судебного разбирательства. В  конце концов Верховный суд Индии вынес решение в пользу правительства  Карнатаки, которое заявило права на владение площадью 468 акров.
Поместье Татагуни планируют превратить в музей и культурный центр с постоянной галереей картин Святослава Рериха.  Остается только надеяться, что усадьбу можно будет восстановить в том  виде, в котором она была в период своего расцвета, и что она будет иметь  такую же безмятежность и духовные вибрации, что и родовое имение  Рерихов в долине Кулу.
#23октября
Комментарии 4