Четвёртый этап.
Непосредственная опасность нового нападения Джунгарского ханства не уменьшалась несмотря на Анракайскую победу казахов в 1729 года. Сами казахские ханы, в том числе и Абулхаир, не отказывались от стремления вернуть захваченные джунгарами казахские земли и пленных. Напряженные отношения оставались у казахских ханов с Бухарой и Хивой, но к 1730-м годам казахам удалось несколько смягчить противоречия со среднеазиатскими ханствами.
Сложности были во взаимоотношениях казахских ханств с волжскими калмыками и башкирами. Добиться мира на западных границах Младшего жуза, тем самым обезопасить свой тыл, стало одной из главных задач хана Абулхаира. Это было крайне необходимо, чтобы развязать руки в борьбе с главным противником — Джунгарским ханством.
В 1738 году состоялось сражение между казахами и калмыками во главе с военачальником Джуруном (Журыном), получившее название Кандыагашского. Сражению предшествовало внезапное нападение калмыков-торгутов на казахские селения во время празднования свадьбы Туктибая, брата Жанибек-батыра из рода шакшак Среднего жуза. Объединённый отряд, который возглавляли Есет Кокиулы, Богенбай-батыр и Жанибек-батыр, догнал врага в местности Кандыагаш (близ современного одноимённого города) и разбил наголову. Казахи преследовали уцелевших торгутов до Астрахани и подали прошение российским властям разрешить пройти через астраханские земли, чтобы наказать волжских калмыков за разбойное нападение. Однако губернатор не разрешил казахским войскам перейти Волгу и не принял их подарки.
Военачальник калмыков Джурун, попавший в плен во время Кандыагашского сражения, позднее стал верным соратником Есет-батыра, заменив ему сына, без вести пропавшего в плену.
В конце 30-х годов, заключив перемирие с Цинским двором Китайской империи, правящий класс Джунгарского ханства начинает активные военно-политические приготовления к вторжению в Казахстан и Среднюю Азию. Весной 1735 года батыр Букенбай сообщал царским властям, что выбежавшие из ойратского плена казахи рассказывают, «будто китайский богдыхан умер, а зенгорские калмыки с китайцами помирились, и хочет-де владелец зенгорский Галдан — Церен на кайсаков Средней Орды послать войско».
Тем не менее, ханы и султаны Среднего жуза лишь в самый последний момент, когда вторжение ойратов уже началось, стали собирать войска и готовиться к отражению неприятеля. Вторжения ойратских войск начались в Казахстан осенью 1739 года. Общая численность войск около 30 тысяч человек. Внутриполитическое положение ханства Среднего жуза и всего Казахстана оставалось сложным. Продолжались междуусобицы в Младшем жузе, часть феодалов во главе с султаном Батыром враждовали с ханом Абулхаиром. В 1737 году умер хан Среднего жуза Семеке и на его место был избран не решительный и не пользующийся авторитетом в казахской степи Абулмамбет.
Таким образом, занятые внутренними распрями, казахские феодалы не приняли мер предосторожности и не организовали должной защиты своих рубежей. Зимой 1739 −1740 годов ойратская армия нанесла удар по направлениям: с юга, с верховьях Сырдарьи и с севера с Иртыша, причинив значительный урон кочевья Среднего жуза.
Осенью 1740 года начались новые вторжения ойратских войск на территорию Среднего жуза. На этот раз джунгарским феодалам пришлось столкнуться с более организованным сопротивлением. Казахские ополченцы нанесли ойратом ряд неожиданных ударов. Эти ожесточённые сражения возглавил хан Среднего жуза Абулмамбет.
В конце февраля 1741 года 30-тысячная ойратская армия, под командованием Септена и старшего сына Галдан-Церена Ламы-Доржи, вновь вторглась в Казахстан и с боями дошла до Тобола и Ишима. Военные действия продолжались до лета 1741 года. В ходе этих сражений с джунгарами, Абылай султан, один из видных батыров, со своими сподвижниками был захвачен в плен. Командуя разведывательным отрядом из двухсот воинов, Абылай ворвался прямо в расположения основных сил неприятеля. Окруженные со всех сторон многотысячной армией ойратов, казахи были захвачены в плен. Вскоре после не продолжительных схваток потерпел поражение малочисленный отряд султана Барака. Султан Дургун, батыр Акымшын, Коптуган были захвачены в плен и угнаны в Джунгарию.
Летом 1741 года в ставке хана Среднего жуза происходил совет. Решался вопрос: продолжать войну или начать мирные переговоры с джунгарами. Большинство высказалось за мир. В Джунгарию было отправлено казахское посольство, которое вело переговоры об условиях перемирия и освобождения пленных, в том числе Аблая. Сам же Аблай в плену успел подружиться с впоследствии легендарным ойратским нойоном Амурсаной. Обмен был совершён лишь весной 1743 года. Предполагается, что немалую роль в этом сыграло российское посольство Карла Миллера, которое усилиями казахской стороны было привлечено к разрешению казахско-джунгарского конфликта.
К острым внутренним противоречиям за власть в Джунгарском государстве прибавилось новая забота — правящая в Китае маньчжурская династия Цин, внимательно следившая за развитием событий в Джунгарии, сочла наступивший момент наиболее подходящим для нанесения решительного удара по своему обессилевшему противнику.
Ранней весной 1755 года огромная циньская армия вторглась на территорию Джунгарского государства. Правитель Даваций схвачен и доставлен в Пекин. С ниспровержением хунтайши Даваци Джунгария оказалась раздробленной на несколько не подчинявшимся друг другу и враждующих между собой уделов со своими владельцами. Тем самым Джунгарское государство, как могущественное военизированное централизованное государство, по существу, прекратило своё существование. К 1758 г. Джунгария лежала в развалинах и представляла собой осколки былого могущества. Цины захватили территорию совместного Синь-Цзяна, и западные рубежи Цинской империи не простирались далее этой провинции.
Так, первая половина XVIII столетия была не только эпохой горьких невзгод, тяжких поражений, но и временем героических подвигов в борьбе с джунгарскми и другими завоеваниями. Слабость государственной власти, неспособность и нежелание феодальной верхушки, занятой внутренними распрями, организовать защиту страны, побуждали наиболее энергичных, патриотических настроенных представителей казахского народа организовать отпор врагу. В борьбе с джунгарскими, а затем и маньчжуро-китайскими завоевателями выделяется целая плеяда отважных батыров, искусных полководцев: Богембай, Кабанбай, Малайсары, Жаныбек, Баян, Исет, Байгозы, Жатай, Уразымбет, Турсынбай, Райымбек и многие другие. Среди прославленных батыров особенно выделяется Аблай.
Комментарии 1