Кожа во все времена считалась одним из прочных и очень долговечных материалов. В древности люди также высоко оценивали этот материал, изготавливая из него всевозможные предметы быта. С незапамятных времен она стала важной частью костюма. Человеком придумано множество способов ее художественной обработки – тиснение, аппликация, вышивка, роспись и даже инкрустация металлом. Особняком среди них стоит оригинальная техника шитья казанской узорной кожаной обуви.
Когда точно появились мозаичный узор и знаменитый «казанский» или «татарский» шов в декорировании обуви, исследователи не могут точно ответить. Одно из предположений, что при изготовлении обуви оставалось большое количество обрезков кожи разной выделки (юфти и сафьяна), которые уже не пустишь целым куском, однако их было возможно соединить встык, стачав фрагменты швом, маскирующим и декорирующим место соединения деталей.
В течение долгого времени в качестве домашнего ремесла процветало в татарских деревнях шитье ичигов. С начала XIX века это превращается в организованный промысел. Его расцвет в немалой степени был обусловлен быстрым развитием кожевенной отрасли в Поволжье с середины XVIII в. К началу XIX в. в Казани было 34 кожевенных завода, которые обрабатывали в год более 135 тысяч шкур. Знаменитый казанский сафьян – тонкая, мягкая кожа, выделанная растительным дублением из шкур коз, реже овец и телят.
XIX век – период расцвета производства татарской узорной кожи. Свидетельством того, что уже к началу века производство достигло высокого уровня, являются изделия, хранящиеся в зарубежных музеях. Известно, что казанские промышленники уже в первой половине XIX века представляли свою продукцию на международных выставках в европейских столицах и получали высокие награды. После этих престижных выставок образцы «азиатской» обуви оседали в частных собраниях Европы. Так, в Немецком музее кожи есть образцы, попавшие в Европу в военную кампанию 1812 года.
Уже в 40-е годы XIX в. наряду с многочисленными семейными мастерскими в Казани существовали две крупные фабрики-мануфактуры, которые непосредственно занимались производством узорной обуви, что отражено в исследовании К.Ф. Фукса: «Немаловажными из их фабрик почитаются двух купцов Абдуллина и Файзуллина, где в большом количестве вышиваются шелком и золотом так называемые ичиги или ботинки. Кроме этих двух больших фабрик вышиванием ичиг занимаются многие татары».
Во второй половине XIX в. производство и продажа татарской узорной обуви сосредоточивается в руках казанских купцов, которые основной объем изделий направляли для продажи в Уральск, Ташкент, Хиву, Бухару, в Оренбургскую и Уфимскую губернии, в Петербург и Москву и далее в Европу. Особым спросом пользовалась казанская узорная кожа на Ирбитской ярмарке. В самой Казани, где оставлялось не более 2% произведенного товара, лавки «торговли азиатской обувью» располагались на Сенной площади и Московской улице Новотатарской слободы.
Согласно статистическим данным, к концу XIX века изготовлением узорной обуви в самой Казани занимались около двух тысяч человек, а в ее окрестностях – не более десяти тысяч. В последующие десятилетия русско-японская и первая мировая войны нанесли удар по всей экономике страны, значительно сократились кадры мастеров промысла.
Таким образом, искусство художественной обработки кожи, известное как «кожаная мозаика» и «казанский шов», как один из видов татарского декоративно-прикладного искусства имеет давние корни. Стоит отметить, что спрос на уникальные изделия, выполненные в стиле кожаной мозаики, не потеряли популярности и по сей день. Обувь и различные аксессуары современных мастеров имеют большой спрос не только у туристов, но и у жителей республики, особенно тех, кто стремится к национальной идентичности.
Яркие примеры работ, выполненные в технике кожаной мозаики, представлены на выставке «Традиции живая нить» казанского художника С.Ю. Гарбузовой. Ждем вас на нашей выставке!

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев