По итогам войны летчики 108-го полка составили отчет. В нем отмечалось, что Ил-10 выдержал проверку боем и по своим характеристикам является «вполне современным штурмовиком». В числе достоинств указывалась лучшая, чем у Ил-2, защищенность и возможность более крутого пикирования на цель, что повышало вероятность попадания. Жаль, что столь достойный самолет появился лишь в конце войны и не сыграл в ней существенной роли.
Но вскоре у Ил-10 появилась еще одна возможность проявить себя в бою. 9 августа CCCР исполняя союзнические обязательства перед Англией и США, объявил войну Японии. К тому моменту на Ил-10 успел перевооружиться 2б-й штурмовой полк ВВС Тихоокеанского флота. На второй и третий день войны он нанес серию бомбовых ударов по японским кораблям в корейском порту Расин. Летчики заявили о потоплении пяти транспортных судов, но этот успех достался недешево. ПВО порта оказалась исключительно мощной. Японские зенитчики сбили три самолета, еще три поврежденные машины совершили вынужденные посадки.
16 августа экипажи того же полка провели операцию по «закупориванию» тоннелей у города Сейсин, чтобы воспрепятствовать отходу вражеских войск и вывозу ценностей из северной части Кореи. На задание отправили лучших пилотов, которые блестяще выполнили свою миссию. Пятерка Ил-10 с ювелирной точностью уложила бомбы в створы тоннелей, вызвав их обрушение.
На этом участие 26-го ШАП в боевых действиях завершилось.
Вновь «понюхать пороху» Ил-10 довелось через пять лет, когда на том же Корейском полуострове вспыхнул вооруженный конфликт между Северной и Южной Кореей. Северную поддержали СССР и Китай, а Южную - США и ряд других капиталистических стран. Поначалу северо- корейцы весьма активно применяли Ил-10, полученные из Советского Союза. Они почти беспрепятственно громили с воздуха южнокорейские войска, но, когда на фронте появились американские реактивные истребители, обстановка резко изменилась. К исходу 1950 года из 97 Ил-10, поставленных в КНДР, уцелело не более двух десятков. В дальнейшем, несмотря на дополнительные поставки, эти самолеты уже не играли заметной роли. К январю 1956 года в советских ВВС насчитывалось более 1700 Ил-10 и Ил-10М в составе 19 штурмовых авиаполков. Но служить им оставалось недолго, поскольку 20 апреля того же года вышел приказ министра обороны маршала Жукова об упразднении штурмовой авиации и передаче ее функций скоростным реактивным истребителям-бомбардировщикам. Вскоре после этого Илы были списаны и отправлены на слом. На сегодняшний день в России не осталось ни одного Ил-10, сохранился только Ил-10М, входящий в экспозицию Монинского музея авиации.
Комментарии 2