Слово диакон, по-древнегречески diakonos, значит«слуга», «служитель», является однокоренным с глаголом diakoneō – «служить», «делать для кого-либо что-либо», и существительным diaconia – «служба», «служебная обязанность», «прислуживание». В Древней Церкви одной из главных обязанностей диаконов были занятия благотворительностью, то есть распределение милостыни и провизии среди нуждающихся. Тем самым они давали священникам возможность беспрепятственно заниматься пастырским служением.
О самых первых диаконах рассказывают Деяния апостолов в шестой главе. Апостолы, чтобы их ничто не отвлекало от проповеди слова Божия, призывают выбрать из народа семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости, чтобы те заботились о столах (Деян. 6, 2–3). Апостолы возложили на избранных руки и поставили их на службу, сказав про себя: А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян. 6, 4).
Со временем, особенно после легализации Церкви, когда умножилось число даяний и благотворителей, диаконы стали заведовать своего рода «социальными центрами» при храмах. Хотя в святоотеческой литературе нет ни одного сочинения, посвященного теме диаконата, из Деяний апостолов понятно, что диакония – самый древний чин в Церкви после апостольского. И самый первый мученик в истории Церкви – это Стефан, один из тех самых «семи мужей», рукоположенных апостолами «печься о столах». И изначально диаконы служили при трапезах. Число семь долго держалось на Востоке. Такое ограниченное число диаконов, при многочисленности пресвитеров, производило сильное впечатление на простой народ и способствовало увеличению значения диаконов в глазах мирян.
Неокесарийский собор 314 г. определяет количество диаконов вообще семью. Но Трулльский собор правилом 16 отменил это постановление Неокесарийского собора и свое постановление подтвердил ссылкой на текст Златоуста.
Римская церковь также долго держалась седмеричного числа диаконов. Рим в церковном отношении подразделялся на 14 regiones — округов, и диаконы по своим обязанностям ставились как бы в положение надзирателей в этих округах. В III в. при Корнилии римская церковь насчитывала 46 пресвитеров и только 7 диаконов и еще 7 иподиаконов. Многие, даже и большие церкви не хотели отступить от этого числа, освященого апостольской практикой. также в древней церкви I—VIII веков существовал чин женщин-служителей, называвшихся диакониссами. После посвящения они несли определенные церковные обязанности, но не принимали участия в совершении таинств. Институт диаконисс существовал недолго и исчез после распространения женского монашества.
В настоящее время в Православной Церкви диаконы занимают такое же иерархическое положение, как и в древности. Их назначение — быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. При этом возможна служба и без диакона, когда все действия совершает сам священник, но все же Церковь стремится к тому, чтобы диаконы принимали участие в богослужениях. Это стремление объясняется тем, что диаконат на самом деле не является только промежуточной ступенью, которую нужно как можно быстрее пройти, чтобы достичь чина священства. То есть в церковной иерархии диаконская роль помощников и служителей имеет самостоятельное значение.
Интересно, что диаконов на богослужениях сравнивают с летающими ангелами, которые поддерживают связь мира горнего и дольнего. Это сравнение особенно наглядно потому, что во время пения ектений (молитвенное прошение на богослужении) диаконы поднимают вверх свой орарь (принадлежность богослужебного облачения диакона – длинная узкая лента, которую диакон носит через левое плечо), что напоминает «трепетанье ангельских крыльев, несущих на себе молитвы к Богу».
Великий русский писатель Н.В. Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии» пишет, что «званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание».
Немного истрории:
В древней церкви I—VIII веков существовал чин женщин-служителей, называвшихся диакониссами. После посвящения они несли определенные церковные обязанности, но не принимали участия в совершении таинств. Институт диаконисс существовал недолго и исчез после распространения женского монашества.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев