Генрих Броккар, который к началу XX века владел одной из самых известных в мире компаний – «Империей Броккара», имел нескончаемое количество наград и дипломов победителя на различных международных конкурсах, но мечтал он об одном – звании «Поставщика высочайшего двора Его Императорского Величества». Эта идея настолько захватила его, что, как говорит легенда, аромат приснился ему во сне. Обдумав все, он на трехсотлетие празднования Дома Романовых (в 1913 году) преподносит Императрице Марии Федоровне (матери Николая II) уникальный подарок – вырезанные из воска цветы (розы, фиалки и жасмин), каждый из которых источал свой аромат. Соединяясь воедино, ноты пряных трав, женственной розы и романтичного жасмина создавали неповторимый аромат – аромат первых в мире русских духов, которые вошли в историю не только российской парфюмерии, но и мировой. Запах настолько понравился Марии Федоровне, что Броккар получил такой вожделенный титул, а духи начали называть «Букет Императрицы». За такой оригинальный подарок Генрих Брокар был пожалован званием поставщика Высочайшего двора Его Императорского Величества. Во время революции появилась мода избавляться от всего того, что хоть каким-то образом напоминало о прежнем укладе и Генрих Броккар, желая спасти свой мир – «Империю Броккара», а также аромат предложил новой власти переименовать и то и другое. Так, фабрика стала называться «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат N 5», а немного позже – «Новая заря», а духи получили имя «Красная Москва» (с 1925 года). Все это красивая легенда, к которой довольно скептично относятся историки моды и представители самой фабрики. С точки зрения модных критиков, такой букет не мог появиться в начале XX века: это слишком смело и для этого не было никаких возможностей. Время подобного сочетания компонентов наступило значительно позже, спустя полтора десятилетия, тогда же, когда были созданы легендарные «Шанель № 5», которые чем-то напоминают «Букет Императрицы» (несмотря на то, что относятся к разным классам парфюмерии). Архивы фабрики «Новая заря» хранят документальные свидетельства создания духов – легенды эпохи в 1924-1925 годах. Официальная «легенда»: состав духов был «изобретен» лучшими «носами» новой советской парфюмерной фабрики «Новая Заря». Чуть более «современная» легенда связывает создание «Красной Москвы» с именем красивой женщины – жены наркома и министра иностранных дел Вячеслава Молотова - Полины Жемчужиной, курировавшей создание аромата для советских женщин. Она, элегантнейшая из всех элегантнейших, цокала своими каблучками по пути к Сталину и ныла ему о перебоях с эфирными маслами, с упаковочными материалами. Потом стучала кулачком по столу и требовала создания Главпарфюмера, в обязанности которого входил бы контроль гигиены и аромата советских женщин. (Настолько элегантная идея, что глупее и не придумаешь). Короче, Полина таки достучалась своими кулачками, но вовсе не до Главпарфюмера и уж точно не до Сталина. Достучалась до обвинений в «преступной связи с сионистскими организациями» и ссылки в Казахстан. Очевидно, жене комдива удалось почувствовать, какой аромат будут носить первые красавицы Советской России. И она угадала - «Красную Москву» любили звезды первой величины: киноактриса Любовь Орлова, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова и миллионы русских красавиц. Москвички - обладательницы фарфоровых кошек в стенках, потёртых ридикюлей на защёлке и приборов для поднятия петель (чтобы стрелки на колготах чинить) владели ароматом, за которым вроде бы гонялись модницы Парижа. Духи занимали высокие места на международных конкурсах. О красномосковских флаконах знали даже заокеанские модницы. Капнуть из флакона на пальчик, не знавший маникюра, и потереть за ушком. Так советовала книга «Вам, девушки». Так показывала девушка-кино Любовь Орлова, так делала женщина-космос Валентина Терешкова. Выбрать из легенд более правдивую не представляется возможным, так как доподлинно неизвестно из каких именно нот состоял любимый аромат Марии Федоровны, а полный купаж «советской» «Красной Москвы» до сих пор хранится в строжайшей тайне представителями парфюмерного концерна «Новая Заря». Духи «Красная Москва» и в XXI веке позиционируются как аромат для сильных, чувственных и уверенных в себе женщин.
История духов «Красная Москва»
В первой половине XIX века во Франции родился тот, кому предстояло стать одним из самых известных, а потом совершенно забытых дамских угодников. Он угождал и продолжает угождать решительно всем дамам и девицам, вдовам и даже императрицам, невзирая на их возраст, семейное положение и, мало того, даже никогда с ними не встречаясь.
Детство Брокара
Еще в детстве у Генриха Брокара обнаружился невероятный дар, однажды папа Брокар с большим удовольствием подбрасывал вверх своего румяного карапуза, а тот смеялся на руках отца и неожиданно спросил:
— Папа, чем от тебя так восхитительно пахнет?
— Нежным ароматом духов твоей матушки, — отвечал отец.
— Милая, — обратился он к жене, - посмотри, какой у нашего малыша нос! Непременно он станет парфюмером!
— Кем же еще ему стать, если все в роду Брокаров были отличными парфюмерами? — заметила тетка Брокара, до того тихонько сидевшая в уголке в кресле.
— Вот только как добраться к вершинам парфюмерной славы и хорошим доходам во Франции, где парфюмеров не меньше, чем ёлок в лесу?
Старший Брокар поставил сына на пол, и лицо его помрачнело. Конечно, у мальчика, несомненно, есть талант, да и отец непременно передаст ему некоторые секреты их тонкого, изящного искусства составления изысканных ароматов. Но тётя Жанель, как ни крути, права: парфюмеру пробиться во Франции, считающейся ведущей парфюмерной державой, не так-то просто, даже при солидной поддержке славного имени предков. Тетя Жанель подала маленькому Генриху идею, каждый может загадать желание и увидеть волшебный вещий сон в Сочельник, если Господь ниспошлёт ему благословение, а как раз и был Сочельник. Она предложила ему пораньше лечь спать и хорошенько помолись перед сном. Утро пришло солнечное, с ясным голубым небом и бодрящей прохладой. Все в семье получили подарки и собрались за праздничным завтраком. Подкладывая на тарелку маленького Генриха гусиного паштета, старая Жанель, словно невзначай, поинтересовалась, что он увидел во сне? Малыш ответил, что видел незнакомый, весь заваленный снегом огромный город. Он не знает, как он называется, но это очень далеко от Парижа. И еще он видел странный букет цветов: от них шёл неземной аромат, от которого легко и приятно кружилась голова. Отец поинтересовался, запомнил ли он этот запах, но мать попросила не лишать мальчика сказки. Генрих рос смышленым и предприимчивым молодым человеком. Он получил хорошее образование, разбирался в химии, парфюмерном деле и коммерции, но, как и говорила Жанель, во Франции пробиться на вершину оказалось невероятно трудно. Тогда молодой Генрих Брокар решил рискнуть: он попросил денег у отца и сообщил, что уезжает. Отец поинтересовался куда? И Генрих поведал отцу, что его друг Жорж Николь едет в Россию: он намеревается основать в Санкт-Петербурге магазины модного платья. И он решил составить ему компанию в дороге и открыть в Москве парфюмерное дело с производством и собственной торговлей. Отец подумав, согласился с поездкой, надеясь, что сын не посрамит славного имени Брокаров.
Комментарии 16