Три самые популярные варианта "Аве Марии" - музыка особой, просветлённой красоты. Они фактически заслонили собой всё, что было написано на этот текст за последние тысячу лет.
Мадонна в картинах Рафаэля Санти:
1. Малая Мадонна Каупера 5. Мадонна Бриджуотер
2. Мадонна Темпи 6. Большая Мадонна Коупера
3. Мадонна Орлеанская 7. Святое семейство
4. Мадонна с вуалью 8. Мадонна Грандука
Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле
Ave Maria - это первые слова католической молитвы, составленной примерно тысячу лет назад из двух фрагментов Евангелия от Луки (Благовещения и сцены встречи Святой Елизаветы с Марией).
Православный аналог этой молитвы звучит со словами "Богородице, дево, радуйся".
1. "Ave Maria" Франца Шуберта (Третья песня Эллен на стихи из поэмы Вальтера Скотта "Дева озера")
Густав Климт. Шуберт за пианино. 1899
Да, Вальтер Скотт не только рыцарские романы писал, но и стихи. Именно стихами он и прославился при жизни, особенно поэмой "Дева озера" на сюжет из шотландской истории.
В ней есть эпизод, когда одна из героинь - молодая и прекрасная Элен, укрывшись от врагов в пещере, просит Деву Марию спасти её отца. А влюбленный в неё молодой и, конечно же, тоже прекрасный Родрик слушает эту песню в отдалении, собираясь покинуть эти места навсегда.
"Надежды нет. В последний раз я ангельский услышал глас!"
Это он точно сказал - ангельский.
Рафаэль Санти. Мадонна с гвоздиками
Но уже после его смерти Шуберта первоначальный текст был кем-то заменён на ортодоксальный, евангелический. В таком, преобразованном, виде его "Аве Марию" уже двести лет поют все: от Робертино Лоретти до Фрэнка Синатры.
2. "Ave Maria" Иоганна Себастьяна Баха и Шарля Гуно
Рафаэль Санти. Мадонна с Младенцем (Мадонна Колонна)
Эта "Аве Мария" - плод трудов двух очень набожных людей: немецкого протестанта Баха и французского католика Гуно. Первый сочинил в 1722 году прелюдию для клавира, а второй спустя 130 лет придумал присоединить к ней свою мелодию.
Иоганн Себастьян Бах
"Хорошо темперированный клавир" Баха для музыканта - это как таблица Менделеева для химика. Или псалтырь для верующего.
96 прелюдий и фуг (в двух томах) - это и школа игры на клавесине, и наука полифонии, и красота, и вся мудрость мира.
Рафаэль Санти. Мадонна на лугу
До мажорная прелюдия - маленькое волшебство: в ней нет мелодии, одни фигурации, но мы ясно слышим чудесную песню, полную нежной красоты и покоя.
Шарль Франсуа Гуно
В 19 веке француз Шарль Гуно сделал это ощущение явным: он добавил к прелюдии очень выразительную мелодию. Позже кому-то пришла в голову мысль петь её на слова католической молитвы Ave Maria. В таком виде до мажорная прелюдия Баха приобрела огромную популярность.
Рафаэль Санти. Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем
3. "Ave Maria" Владимира Вавилова. Эта популярная "Аве Мария" появилась на свет незаконным образом, как мистификация.
Владимир Вавилов с лютней.
Советский гитарист и лютнист Владимир Вавилов был талантливым самоучкой с единственным дипломом музыкальной школы. Он занимался концертной деятельностью и делал аранжировки различных сочинений для гитары и лютни. А заодно и сочинял свои в духе старинной музыки.
Владимир Вавилов
Когда речь зашла об издании сборника нот, а потом и выпуске пластинки, он придумал назвать свои стилизации именами композиторов 16-17 веков. В то время их музыка мало кому была известна, мода на барокко ещё только начиналась.
В 1970 году вышла знаменитая пластинка с лютневой музыкой 16-17 веков в исполнении самого Вавилова (и не только). Её успех был просто сенсационным: такой классики наша публика ещё не знала. Несложные и красивые мелодии, актуальный гитарный звук - это нравилось всем, не только завсегдатаям филармонии. Пластинка переиздавалась несколько раз, такой на неё был фантастический спрос.
Рафаэль Санти. Мадонна с книгой
Что касается "Аве Марии", то на обложке было написано: "неизвестный автор XVII века".
Портрет Дж. Каччини
Спустя четыре года её спела и записала на пластинку ("Старинные арии") Ирина Богачёва. Там "Аве Мария" уже имела авторство: Джулио Каччини. По словам певицы, именно Вавилов дал ей ноты и указал имя автора.
Оперная певица Ирина Богачёва
На подлинную музыку Каччини "Аве Мария" Вавилова похожа примерно так же, как Исаак Дунаевский на Вольфганга Амадея Моцарта, но в то время представления о музыке 17 века были довольно смутными, поэтому никто особенно не задумывался, как это Каччини лет на 200 опередил своё время в смысле гармонического языка.
Владимир Вавилов
Но потом эта мистификация открылась, и сестра уже покойного к тому времени Вавилова подтвердила факты. Но до сих пор "Аве Мария" Вавилова поётся и записывается во всём мире под авторством Каччини.
Рафаэль Санти. Мадонна Макинтоша
Обратите внимание, что текст этой песни ограничивается бесконечным повторением только двух слов: "ave Maria".
Информация взята из интернета из статьи Элины Гаранча "Три "Aве Марии", которых нельзя не знать". Повествование сопровождают Мадонны в картинах Рафаэля.
Спасибо Острову сокровищ и Раисе Сахаровой за Божественность материала три "Аве Марии"... В далёкие годы детства, слушая музыку Аве Мария, услышала и ответ на заданный вопрос, о ком эта песня? Ведущая ответила, что у моряка была девушка по имени Мария и он, уходя в рейс, написал эту песню...
Не даром в третьем произведении повторяются слова. Возможно, Вавилов боялся, что полный текст католической молитвы не понравится советской цензуре, поэтому в его произведении мы слышим только: "Ave Maria".
Огромное спасибо за подборку шедевров Рафаэля , с удовольствием еще раз просмотрела - хотя на них смотреть можно вечность. Благодарю за доставленное наслаждение, за прекрасный вокал и непревзойденную живопись
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 7