В 1941-м Жуков стал начальником Генерального штаба. Рокоссовский же встретил войну командиром 9-го механизированного корпуса. В тяжелейшем сражении под Дубно потерял почти всю технику, но не позволил танковой группе фон Клейста окружить наши войска на Украине. Его корпус дрался стойко, умело, отходил только по приказу, и эти качества отметили в Ставке. Константина Константиновича забрали на Смоленское направление, где царил полный хаос. Поставили командовать армией, хотя та существовала лишь номинально. Дали группу офицеров, две машины и бросили создавать оборону «из ничего», из остатков отступавших частей. Он справился. Закрыл рухнувший фронт, пробил коридор к соединениям, запертым в Смоленском котле. А из спасшихся окруженцев и прибывавших подкреплений формировал полноценную армию.
Жуков, предложивший оставить Киев и поспоривший об этом со Сталиным, был отстранен от должности начальника Генштаба. Ему вручили Резервный фронт, и тот впервые в ходе войны провел успешное наступление под Ельней. Сталин, невзирая на размолвку, его способности продолжал ценить, перебрасывал военачальника на самые критические участки: в сентябре сорок первого — в Ленинград, оказавшийся на грани падения, в октябре — под Москву, где разразилась очередная катастрофа. Здесь судьба снова свела двух полководцев. Георгий Константинович возглавил Западный фронт. Рокоссовский у него командовал 16-й армией. Выбирался из Вяземского котла, прикрывал Волоколамское направление, приказывал стоять насмерть под Истрой и Крюково. Именно в его армии прославились своими подвигами дивизия Панфилова, корпус Доватора, кремлевские курсанты.
В битве за Москву имена Жукова и Рокоссовского пополнили плеяду лучших русских стратегов. Хотя масштабы той победы советская Ставка несколько преувеличила, недооценив при этом возможности противника. Попытка организовать дальнейшее наступление под Ржевом и Вязьмой обернулась огромными потерями. В числе тяжело раненных был и Константин Константинович. А потом он получил повышение и вновь попал на самый тяжелый участок — командовал Донским фронтом, истекавшим кровью под Сталинградом.
Жуков приехал к нему в более высоком ранге, в качестве заместителя Верховного главнокомандующего. Обороняясь, Рокоссовский уже задумывался о возможности контрударов с последующим окружением группировки Паулюса. Жуков с начальником Генштаба Александром Василевским пришли к аналогичной идее. Был разработан план совместной операции нескольких фронтов. И в разгром врага внесли вклад они все.
Комментарии 4